- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Вишняков А.А.
PDF файл статьиУДК 342.951:343.163:347.963 Вишняков Андрей Александрович студент институт права Челябинский государственный университет Россия, г. Челябинск е-mail: andrey12081994@mail.ru Научный руководитель: Великий Андрей Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент директор института права Челябинский государственный университет Россия, г. Челябинск ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Статья посвящена определению на основании анализа ранее действовавшего и актуального законодательства правового статуса прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета РФ, целей и задач прокурорского надзора в указанной сфере и установлению тенденций её развития. Ключевые слова: предварительное следствие, следователь, прокуратура, взаимодействие, надзор. Vishnyakov Andrey Alexandrovich student institute of law Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Veliky Andrey Anatolyevich, candidate of legal sciences, associate professor Director of the Institute of Law Chelyabinsk State University Russia, Chelyabinsk POWERS OF THE PROSECUTOR IN THE EXERCISE OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF THE PROCEDURAL ACTIVITIES OF INVESTIGATORS IN THE RUSSIAN FEDERATION Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article is devoted to determining, based on the analysis of previously existing and current legislation, the legal status of the prosecutor in the supervision of the procedural activities of investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation, the goals and objectives of prosecutorial supervision in this area and the establishment of trends in its development. Key words: preliminary investigation, investigator, prosecutor's office, interaction, supervision. Прокуратура современной России, согласно действующему законодательству, имеет достаточно широкий спектр полномочий, необходимых для осуществления прокурорского надзора во многих сферах общественной жизни. При этом нормативно-правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в части уголовного судопроизводства, осуществляется согласно уголовно-процессуальному законодательству [1]. Так, в ст. 37 УПК РФ прописаны полномочия прокурора в ходе досудебного производства, а часть из них имеет предписывающий характер. В Российской Федерации прокурор является должностным лицом, которое имеет право в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в рамках уголовного судопроизводства и осуществлять прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователей и дознавателей [2]. Условно полномочия прокурора в части надзора за процессуальной деятельностью следователей как Следственного комитета Российской Федерации, так и других следственных органов, делятся на две составляющие: во-первых, это полномочия прокурора, реализуемые в ходе проверки следователем поступившего сообщения о преступлении и принятия им законного процессуального решения, во-вторых, полномочия прокурора в ходе предварительного расследования, то есть уже после вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела. Приведенные выше группы полномочий, несмотря на их смежность, целесообразно рассмотреть в отдельности. Рассуждая о развитии отечественного законодательства в части прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя на этапе доследственной проверки, важно обратить 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru внимание, что с течением времени оно претерпевало значительные изменения, отдельные полномочия по надзору за деятельностью следователей прекратили свое существование, и полностью исчезли из нормативных правовых актов. В настоящее время в данной группе полномочий, относящихся именно к следователю, а не дознавателю, заключены лишь три позиции. Изучая вторую группу полномочий, можно заметить, что в ходе ее последовательного изменения часть полномочий прокурора тоже была исключена. Так, закрепленные предыдущими редакциями законодательных актов полномочия позволяли прокурору давать обязательные для следователя указания о направлении хода предварительного следствия в определённом русле, давать указания о проведении конкретных следственных и процессуальных действий. А в настоящее время прокурор имеет это право лишь в отношении дознавателей, поскольку такого рода полномочия в отношении следователей были делегированы другим должностным лицам, а именно руководителям следственных органов, что сделало следователя менее зависимым от мнения прокурора [3]. Однако, в ходе анализа имеющихся источников тенденции к полному отстранению прокурора от надзора за органами предварительного следствия, в частности органами Следственного комитета РФ, не прослеживается, несмотря на то, что отдельные его полномочия в литературе ставятся под сомнение. Сейчас в части дачи конкретных указаний следователю, в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, у прокурора осталось лишь право возвращать уголовное дело с обвинительным заключением следователю вместе с чёткими письменными указаниями для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, что значительно сузило полномочия прокурора в части надзора на процессуальной деятельностью следователей. При этом ряд авторов рассматривает возможность возращения прокурору полномочия по возбуждению уголовного дела, которого он в настоящее время Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 лишен. Но важно учитывать, что такие изменения законодательства не ограничатся внесением в закон только данной формулировки, а повлекут за собой изменение ряда процессуальных механизмов, например, необходимость проведения прокурором доследственной проверки. Учитывая, что прокурор является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляющим уголовное преследование на некоторых стадиях уголовного процесса, повторное наделение его правом проведения доследственной проверки и правом возбуждения уголовных дел, абсолютно нецелесообразно расширит его полномочия, приведет к дублированию полномочий со следственными органами и затруднит исполнение прокурором его прямых обязанностей по надзору за органами, осуществляющими предварительное расследование [4, c. 50]. Многие авторы склоняются к тому, что в настоящее время деятельность прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя по своему содержанию полностью соответствует специфике данной области прокурорского надзора. Рассматривая полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью следователя, важно обратить внимание на одно из них – осуществление проверки исполнения законодательства при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях [5, c. 6]. Согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ № 277 от 05.09.2011 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», обязанностью прокурора является организация системного надзора на указанном этапе уголовного судопроизводства, отличающегося непрерывностью. При этом позиция государства в регламентации указанной сферы правоотношений, направлена на неукоснительное соблюдение прав и законных интересов личности, общества и государства, выражающееся в неукоснительном соблюдении следователями Следственного комитета РФ требований всех действующих нормативных правовых актов, а в первую очередь – Конституции Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 России и УПК РФ. Поэтому прокурором систематически осуществляется проверка деятельности следственных органов Следственного комитета РФ в части реализации права граждан на доступ к правосудию, что выражается в обязанности органа предварительного следствия уведомить заявителя о принятом процессуальном решении по поступившему от него заявлению о преступлении, обязанности органа предварительного следствия разъяснить заявителю право на обжалование принятого должностными лицами решения и порядок его реализации. Также полномочием, а фактически и обязанностью прокурора, является своевременное реагирование на выявленные факты нарушений уголовно- процессуального закона следователями. Нарушения, связанные с ненадлежащим уведомлением следователями заявителей и непредоставлением копий постановлений о принятых процессуальных решениях, должны своевременно выявляться и в дальнейшем пресекаться путем проведения комплексной работы с органом предварительного следствия. При этом одним из важнейших путей осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета РФ является проведение координационных совещаний по различным вопросам, в ходе которых также должна обсуждаться необходимость соблюдения закона при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях следственными органами. Надлежащим результатом такого рода совещаний должно выступать принятие мер к укреплению законности в работе следователя на указанном этапе уголовного судопроизводства и отсутствие приведенных выше нарушений прав граждан. Также важно отметить полномочие прокурора, заключающееся в возможности направления материалов в следственный орган при обнаружении признаков преступления для организации проверки поступившего сообщения и принятия следователем решения в соответствии со ст.ст. 144-145 УПК РФ. Поскольку органы прокуратуры, осуществляя надзор в различных сферах общественной жизни, могут обнаружить признаки преступления, то сведения о Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 нем необходимо направить в следственный орган для организации проверки и принятия соответствующего процессуального решения. Приведенное полномочие, с учетом произошедших изменений законодательства, нужно рассматривать в качестве замену права самостоятельно возбуждать уголовное дело. Кроме того, не менее значимым полномочием прокурора в надзоре за органами предварительного следствия является право проверять и отменять незаконные и необоснованные решения следователя, либо руководителя следственного органа. Для этого прокурор вправе истребовать материалы, на основании которых было принято процессуальное решение, и по результатам проверки поступивших с решениями материалов, прокурор уполномочен признать принятые решения законными и обоснованными, либо вынести мотивированное постановление об отмене незаконного и необоснованного решения следователя. На основании изложенного анализа ранее действовавшего и актуального законодательства, можно сделать вывод о стремлении законодателя разделить полномочия органа предварительного следствия и прокурора, исключив предоставление прокурору полномочий по непосредственному участию при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, сохранив возможность прокурора полноценно осуществлять прокурорский надзор за деятельностью следователей Следственного комитета РФ с целью обеспечения законности при принятии и рассмотрении сообщений о преступлениях, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций. Список литературы: 1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6 3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Каретников А. С. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое и настоящее // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 49-52. 5. Камчатов К. В., Радченко О. В. Правовые и организационные основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях // Прокурорский надзор за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях. М., 2018. С. 6-24. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 7