- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Васильева И.И.
PDF файл статьиУДК 347.782 Васильева И.И. учитель Средняя общеобразовательная школа № 13 Россия, г. Новокузнецк e-mail: sosninair@yandex.ru РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Аннотация: В статье рассматриваются методы обучения, развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Автором перечисляет и дает характеристику применяемым формам работы и типам уроков. В ходе исследования автор делится своим опытом и делает вывод о том, что использование различных методов обучения приводит к росту знаний учащихся и к проявлению желания участвовать в конкурсах и выставках. Ключевые слова: обучающийся, учитель, творческие способности, изобразительное искусство. Vasilyeva I.I. teacher Secondary school No. 13 Russia, Novokuznetsk DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN THE LESSONS OF FINE ARTS Abstract: The article discusses the methods of teaching, developing the creative abilities of schoolchildren in the lessons of fine arts. The author lists and characterizes the applied forms of work and types of lessons. In the course of the study, the author shares his experience and concludes that the use of various teaching methods leads to an increase in students' knowledge and a desire to participate in competitions and exhibitions. Key words: student, teacher, creativity, fine arts. «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А. Сухомлинский Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя [1]. В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперед. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей. В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач на уроках изобразительного искусства. К данной теме я обратилась в связи с тем, что предмет изобразительное искусство не является основным и поэтому ребята относятся к нему не серьезно. Следствием этого является снижение интереса к предмету. Для развития творческих способностей, учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [2]. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи: -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; -находить нестандартные решения любых возникающих проблем; -воспитывать интерес к участию в творческой деятельности. Для решения постановленных задач я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, ученики работают более активно и это способствуют развитию творческой и познавательной активности на уроках. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Все дети фантазеры, но отразить плоды своего воображения на листе бумаги может далеко не каждый [3]. Ученикам гораздо проще срисовать, а надо, чтобы они умели «творить», а значит - мыслить и уметь отразить свои мысли с помощью различных художественных материалов Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно- технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся. Методы обучения: 1. Метод «открытий», 2.Метод привлечения жизненного опыта детей. 3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. 4. Метод свободы в системе ограничений. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5. Метод диалогичности. 6. Метод сравнений. 7. Метод коллективных и групповых работ. Формы работы: -творческие проекты на уроках изобразительного искусства; -участие в школьных и районных художественных выставках, -участие в межрегиональных, всероссийских, районных конкурсах; -интеллектуальные игры; -индивидуальная работа с обучающимися; -внеурочная деятельность. Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные типы уроков: -урок - рассказ; -урок – путешествие; -урок - беседа; -урок - фантазия; -урок - игра; -рисование с натуры; -чаще использую комбинированные уроки. Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий: -доклады и презентации, -тематические рисунки, -рисунки на свободную тему, -кроссворды, -тесты и т. д. Впервые в законодательном порядке в школьное обучение внедряется индивидуальный принцип обучения [4]. Теперь основной задачей педагога становится выявление и развитие конкретных способностей у каждого учащегося. Поэтому важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 Наблюдения за работой обучающихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованные, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше [5-7]. Кто-то больше любит работать фломастером, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей, и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе. Индивидуальную работу с обучающимися веду так, чтобы все обучающиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий [8]. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу: сказочные птицы, птицы-фантазии, животные; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов; декоративно-прикладное искусство сочинение орнаментов на определенную тему; составление кроссвордов по изобразительному искусству; интеллектуально – развивающие игры: «На что это похоже?», «Заколдованные картинки», «Волшебные кляксы», «Помоги художнику», «Волшебные очки». И множество других… В выполнении заданий обучающиеся используют различные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи. Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Так же помогают развивать творческие способности детей, проводимые мною занятия на внеурочной деятельности, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием на них занимаются. Использование ИКТ помогает учителю сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным с учетом индивидуальных особенностей обучающихся всего класса, формирую универсальные учебные действия и стимулирую свой профессиональный рост [9]. Использование ИКТ значительно повышает мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия видов работы. Использую уроки с применением ИКТ: -Урок с мультимедийной поддержкой; -Урок с использованием блок-схем; 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru -Урок с использованием медиатеки; -Урок с компьютерной поддержкой; -Урок по контролю знаний, обучающихся с использованием ИКТ; -Урок с использованием компьютерных контрольно-обучающих тестов; -Урок с использованием обучающих компьютерных программ; -Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Они способствуют развитию познавательного интереса обучающихся и умения оперировать полученными знаниями. Следующие технологии, активно используемые на уроках изобразительного искусства – это игровые технологии [10-12]. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра – это путь к познанию своих возможностей. Детям нравится сам процесс игры, для них – это работа, требующая усилий, это формирование воли, характера, положительных эмоций. Могу выделить следующие группы игр: -Развивающие внимание; -развивающие глазомер; -тренирующие наблюдательность; -развивающие творческие способности; -воздействующие на эмоции и чувства; -раскрывающие личностные возможности ребенка. Вывод: Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому уроки изобразительного искусства должны «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 7 Работая над развитием творческих способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время надо помнить: быть терпеливым, не ждать «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события; необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное, нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». Самой большой наградой для учителя, является успех ученика. Анализируя опыт работы, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают полученные знания по изобразительному искусству на «4» и «5». В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках. «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» - (Сократ). Список литературы: 1. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства // Искусство в школе. 2001. № 3. С. 13-14. 2. «Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана»: «Новый Казахстан в новом мире»; 28 февраля 2007 г., раздел: «Основные задачи нового этапа»: 3. «Концепция непрерывного педагогического образования педагога новый формации Республики Казахстан» (проект), Астана, 2005. 4. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 7. 5. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 55-75. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 8 6. Козырева О.А. Проблема определения Профессиональная компетентность педагога // Управление современной школы Завуч. 2008. № 8. С. 42-44. 7. Шилов И.А. Экология: учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 539 с. 8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998. 250 с. 9. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. 158 с. 10. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990. 173 с. 11. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1993. 125 с. 12. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 159 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 9