- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Корнеева М.С.
PDF файл статьиУДК 1174 Корнеева Марина Сергеевна студентка Факультет психологии и специального образования Томский Государственный Педагогический Университет Россия, г. Томск e-mail: corneevamaryna@yandex.ru ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Аннотация: В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности младших подростков склонных к девиантному поведению. Указаны негативные влияния, влияющие на формирования девиантного поведения у подростков младшего возраста. Рассмотрена микросреда ребенка и ее воздействие на протекание отклоняющегося поведения. Ключевые слова: девиантное поведение; младшие подростки; психолого- педагогические особенности; микросреда; патологические девиации. Korneeva Marina Sergeevna, student Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF YOUNGER ADOLESCENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR Abstract: The article discusses the psychological and pedagogical features of younger adolescents prone to deviant behavior. Negative influences affecting the formation of deviant behavior in young adolescents are indicated. The microenvironment of the child and its impact on the course of deviant behavior are considered. Key words: deviant behavior; younger adolescents; psychological and pedagogical features; microenvironment; pathological deviations. Наряду с негативным влиянием указанных обстоятельств обращают на себя внимание недостатки и упущения воспитания в семье, особенно в неблагополучных семьях. Наиболее разрушительное влияние на них оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 отрицательные качества. Также наблюдается и другая ориентация. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьи с одним, реже двумя подростками. Родители, нередко, проявляют неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей. Выделяют некие определенные этапы в развитии отклоняющегося поведения, где на первом этапе главным в качестве основного фактора формирования отклоняющегося от нормы поведения исследователи выделяют микросоциальный (семейный). В связи с неблагополучной обстановкой дома подростки стараются проводить большую часть времени на улице, не посещать занятия в школе, вынуждены ночевать в подвалах и на чердаках, спасаясь от побоев и унижения, которые ждут их дома. Изучив теоретические основы девиантного поведения, отметим то, что связано с младшими подростками. 1. Учитывая, что это дети (в возрасте в среднем от 10 до 13 лет), для них характерны «легкие» формы девиантного поведения: антисоциальное поведение – насилие по отношению к младшим детям или сверстниками, жестокое обращение с животными, порча имущества, хулиганство, мелкое воровство, поджоги; асоциальное поведение – ложь, попрошайничество, агрессивное поведение, школьные прогулы, побеги из дома, бродяжничество, вымогательство. 2. В младшем подростковом возрасте следует различать патологические (связанные с нарушениями психики) и непатологические (необусловленные нарушениями психики) отклонения; вторые связаны с особенностями среды и выражаются в реакции отказа от контактов, оппозиции (грубого поведения, ухода из дома, суиуцидального поведения, отказа от еды). 3. Чаще всего в младшем подростковом возрасте причиной непаталогической девиации является социиально-педагогическая запущенность ребенка, его недостаточная рефлексивность, которая влечет за собой отсутствие готовности к соблюдению социально одобряемых норм, взаимоотношениям, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 позитивным коммуникациям; несформированность или деформация ценностной составляющей личности, рассогласование между должным и желаемым. 4. С рождения и до поступления в обучающую организацию решающее значение в формировании личности ребенка играли родители, являясь референтным лицом. Семейная микросреда, отношения между родителями, тип воспитания оказали влияние на формирование поведения ребенка, формы его девиантного поведения. В образовательной организации дети в качестве референтного лица выбирают педагогов, поэтому очень важно воспользоваться возможностью профилактики поведения подростков младшего возраста. 5. В младшем подростковом возрасте дети уже имеют представление о том, что такое хорошо и плохо, но их действия и поступки нельзя называть безнравственными, поскольку не сформирована волевая сфера, в целом, личность только складывается. В этой связи девиантное поведение можно предупредить, формируя социальные ценности. Из вышеизложенного следует, что проявления девиантного поведения в младшем подростковом возрасте могут выражаться в: низкой или завышенной самооценки личности, приобщение к пагубным привычкам (курение, наркомания, бродяжничество), непринятием норм поведения в обществе, компьютерная зависимость и др.), а также повышенным уровнем агрессивности. Не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте следует различать патологические девиации, которые связаны с нарушением психики подростка и непатологические девиации, которые обуславливаются социально- педагогической запущенностью подростка и влечёт за собой не желание соблюдения норм и правил общества. Так же можно сделать вывод о том, что начальная микросреда ребенка (семья), оказывают одно из значительных влияний на развитие девиантного поведения у младших подростков. Не менее важным является организация досуга подростка, понятие им социально принятых общественных норм, знание прав и обязанностей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Изучение особенностей девиантного поведения младших подростков показало, что наиболее эффективной технологией социально-педагогической работы с ними является профилактика. Профилактическую работу с младшими подростками склонными к девиантному поведению нужно проводить в следующих формах: 1) организация социальной среды, для того чтобы предотвратить нежелательное поведение личности; 2) информирование в виде лекций, расспростронение специальной литературы, бесед или видеофильмов при использовании статистических данных; 3) проведение групповых и индивидуальных занятий. Содержание программ профилактики базируется на представлении о факторах риска, обуславливающих девиантное поведение детей. Их принято делегировать на: индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, потребление наркогенных веществ родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4