- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Гребнева М.С.
PDF файл статьиУДК 159.9 Гребнева Маргарита Сергеевна студентка 5 курса, факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск e-mail: grebnewa.margo2017@yandex.ru Научный руководитель: Байгулова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В данной статье предлагается, и описываются особенности социально-педагогической программы профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в условиях учреждения среднего профессионального образования (СПО). Данная программа ориентирована на формирование у старших подростков, обучающихся в СПО понимание вреда, повышение психологической устойчивости и негативного отношения к употреблению данных веществ. Ключевые слова: профилактика, психоактивное вещество, старшие подростки, учреждение среднего профессионального образования, программа. Grebneva Margarita Sergeevna 5th year student, faculty of psychology and special education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific adviser: Baygulova N.V., сandidate of pedagogical sciences, associate professor Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk FEATURES OF THE SOCIO-PEDAGOGICAL PROGRAM FOR THE PREVENTION OF THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 OLDER ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS Abstract: This article proposes and describes the features of the socio- pedagogical program for the prevention of the use of psychoactive substances by older adolescents in the conditions of secondary vocational education (SVE). This program is focused on the formation of an understanding of harm in older adolescents studying at the vocational school, increasing psychological stability and a negative attitude to the use of these substances. Key words: prevention, psychoactive substance, older teenagers, institution of secondary vocational education, program. Одной из актуальных проблем современного общества является приобщение молодых людей к употреблению психоактивных веществ (далее ПАВ). Российские исследователи данной проблематики указывают, что 97% первых проб данных веществ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса - на 14-15 лет, так называемый старший подростковый возраст [1, c. 223-226]. Обостряется данная ситуация, когда старшие подростки после окончания 9 классов общеобразовательной организации решают продолжить своё обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Это связанно с началом нового периода жизни: из нее исчезает школьный и родительский контроль, появляется свобода выбора, к которой присоединяется мысль попробовать много нового и привлекательного, что раньше кем-то запрещалось [1, c. 224]. При таких условиях и возникает мысль попробовать различные психоактивные вещества. Именно поэтому нами была разработана социально-педагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в условиях учреждения среднего профессионального образования «Нет ПАВ − здоровье в приоритете». Для того чтобы старшие подростки не попались в такие заманчивые «сети» из которых сложно будет выбраться. Целью программы является – формирование у старших подростков, обучающихся в условиях учреждения среднего профессионального образования, психологической устойчивости к употреблению ПАВ. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Задачи социально-педагогической программы профилактики «Нет ПАВ − здоровье в приоритете» заключаются в следующем: 1. Определить единое профилактическое пространство в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики; 2. Осуществить выбор эффективных методов, форм, средств социально- педагогической программы профилактики употребления ПАВ старшими подростками в условиях учреждения среднего профессионального образования; 3. Разработать и реализовать комплекс профилактических мероприятий, ориентированных на развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ старшими подростками; 4. Пропагандировать здоровый образ жизни как ключевой компонент, составляющий жизненный и профессиональный успех с помощью развития Я- концепции у старшего подростка; 5. Проводить на различных этапах реализации программы мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценку ее эффективности, а также характеристику ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ старшими подростками. Данная программа строится на таких прицепах как: 1. Принцип доступности, который направлен на соответствие осваиваемого материала возрасту, уровню подготовленности исследуемых. 2. Принцип развития, рассматриваемый как результат социального взаимодействия человека, его деятельности и общения с другими людьми. 3. Принцип личностного подхода, подразумевающий внимание к индивидуальным особенностям подростков, их потребностям и интересам. 4. Принцип активности, предполагающий активное участие старших подростков в групповых занятиях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Социально-педагогическая программа профилактики «Нет ПАВ − здоровье в приоритете» состоит из 3 разделов: подготовительного (организационного), основного и завершающего. Форма организации занятий: групповая форма занятий с возможностью индивидуального консультирования. Методы используемые в ходе реализации программы: наблюдение, диагностирование, беседа, консультирование, рефлексия, тренинг, дискуссия, решение ситуационных задач. Таблица 1. Тематический план занятий второго раздела социально- педагогической программы «Нет ПАВ − здоровье в приоритете» Занятие Содержание занятия Основной раздел Кто такой Я и кем являюсь?! 1.Приветственное слово. 2.Введение в тему занятия. 3.Организация тренинга по темам: Понятие личности. Самооценка. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и тебе есть? Понятие границ личности. 4.Подведение итогов в виде рефлексии. Мир чувств и эмоций. 1. Приветственное слово. 2.Проведение беседы по теме: Чувства - эмоции и их классификации. Сложности идентификации чувств. 3.Организация итерактива по выражению чувств и умению отделять их от поведения. 4.Формировать у референтной группы умение анализировать собственное состояние. 4. Подведение итогов. Мы в ответе за свое здоровье. 1. Приветственное слово. 2.Проведение тренинга по определению и осмысление своих жизненных ценностей. 3.Практические упражнения на выявление и распознавание своих ценностей: «Любопытство. Воля. Разум»; «Перспектива моей жизни». 4. Подведение итогов в виде рефлексии. Продолжение таблицы 1 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Занятие Всё в твоих руках! Содержание занятия 1.Приветственное слово. 2.10 минутное закрепление ранее пройденного материала. 3.Предоставление в итерактивной форме референтной группе информации о психоактивных веществах и последствиях их употребления. 4.Беседа- рассуждение: «Зависимость от психоактивных веществ как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем». «Моё отношение к алкоголизму и наркотикам». 5. Подведение итогов в виде рефлексии. Дороги, которые мы выбираем. 1.Приветственное слово. 2. Введение в тему занятия. 3.Проведение тренинга на формирование способствовать осознанию участниками своих возможностей и ресурсов в планировании жизненного пути. 4. Решение ситуационных задач. 5. Подведение итогов в виде рефлексии. Диагностика взаимоотношений с близким 1. Приветственное слово. окружением. 2.Проведение методики «Шкала семейного окружения» (ШСО) адаптированной С. Ю. Куприяновым в 1985 году, предназначенная для оценки социального климата в семье. 3. Анализ полученных результатов Критериями результативности реализации социально-педагогической программы профилактики «Нет ПАВ − здоровье в приоритете» являются личностный, когнитивный и деятельностный. Особенностями данной социально-педагогической программы профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в условиях учреждения среднего профессионального образования является: 1. Программа реализуется в условиях учреждения среднего профессионального образования, но может реализовываться и в общеобразовательных организациях. Данная особенность помогает комплексно воздействовать на старших подростков. 2. Наибольшее внимание при реализации социально-педагогической программы профилактики «Нет ПАВ − здоровье в приоритете» уделяется 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru практической составляющей, а не теоретической как многие подобные программы. 3. Данная социально-педагогическая программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей старших подростков в особенности склонных к употреблению ПАВ [2,c.510-512]. Таким образом, реализация представленной социально-педагогической программы профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в условиях учреждения среднего профессионального образования со всеми ее особенностями способствует предотвращению употребления ПАВ среди старших подростков. Cписок литературы: 1. Кардангушева А.М. Основы медицинской профилактики: учебное пособие. Нальчик: КБГУ, 2021. 247 с. 2. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2020. 667 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6