- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Исмаилова А.А., Оганян К.М.
PDF файл статьиУДК 81'27 (082) Исмаилова Алина Асанбиевна студентка кафедра дефектологии, русского языка и социальной работы, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь е-mail: alinka.ismailova.00@inbox.ru Оганян Карина Михайловна кандидат психологических наук Ставропольский государственный медицинский университет Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС Аннотация: Цель данной научной статьи состоит в изучении особенностей формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС). В статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие речевой коммуникации у этих детей, а также предлагаются практические рекомендации для специалистов и родителей, направленные на улучшение коммуникативных навыков детей с РАС. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, аутичные состояния, РАС, речевая коммуникация, психическое развитие, дизонтогенез. Ismailova Alina Asanbievna student Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University, Russia, Stavropol Oganyan Karina Mikhailovna candidate of psychological sciences Stavropol State Medical University Russia, Stavropol FEATURES OF THE FORMATION OF SPEECH COMMUNICATION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH RAS Abstract: The purpose of this scientific article is to study the features of the formation of speech communication in children of primary school age suffering from autism spectrum disorders (ASD). The article discusses the factors influencing the development of speech communication in these children, and also offers practical Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 recommendations for professionals and parents aimed at improving the communication skills of children with ASD. Key words: autism spectrum disorder, autistic conditions, ASD, verbal communication, mental development, dysontogenesis. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это серьезные неврологические расстройства, которые существенно влияют на различные аспекты жизни детей [1]. Одним из наиболее важных последствий РАС являются трудности в развитии и использовании вербального общения. Общение является ключевым элементом взаимодействия человека с внешним миром и играет важную роль в формировании социальных отношений и успехах в учебе. Поэтому очень важно понимать особенности формирования речевого общения у детей с аутизмом в младшем школьном возрасте, чтобы эффективно поддерживать коммуникативное развитие детей. Одной из отличительных черт детей-аутистов является задержка речевого развития. Дети с аутизмом часто начинают говорить позже своих сверстников и испытывают трудности с формированием связной, понятной речи. Они могут демонстрировать ограниченный набор коммуникативных навыков, что затрудняет установление и поддержание диалога. У них также могут возникнуть трудности с пониманием социальных норм и использованием невербальных средств общения, что ограничивает возможности социального взаимодействия. Кроме того, дети с РАС часто испытывают сенсорную перегрузку, связанную со специфическим восприятием зрительных, слуховых и тактильных сигналов. Это может мешать их способности получать и передавать информацию в устной форме, создавая препятствия для эффективного общения. Изучение особенностей формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС имеет важное практическое значение. Понимание этих особенностей позволяет разработать индивидуальные программы и стратегии, способствующие развитию коммуникативных навыков у этих детей. Раннее вмешательство и использование визуальных средств коммуникации могут стать эффективными инструментами для поддержки и развития речевой коммуникации у детей с РАС. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Целью данной научной статьи является рассмотрение особенностей формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Мы обратим внимание на факторы, влияющие на развитие речевой коммуникации у этих детей, а также предложим практические рекомендации для специалистов и родителей, направленные на улучшение коммуникативных навыков и качества жизни детей с РАС. Изучая и понимая эти характеристики, мы можем более эффективно поддерживать и помогать детям с РАС в их социальном и коммуникативном развитии. Речевая коммуникация является сложным процессом, который включает в себя приобретение и использование языка для передачи информации, инициирования и поддержания социальных контактов [2]. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) формирование речевой коммуникации может быть затруднено, и исследования в этой области имеют важное значение для понимания этих особенностей и разработки эффективных подходов к поддержке и развитию коммуникативных навыков у этих детей. Предыдущие исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста с РАС наблюдаются значительные трудности в развитии речи и языка. Они часто начинают говорить позже, чем их сверстники, и могут испытывать проблемы с формированием связной и понятной речи. Результаты исследований также указывают на ограниченный набор коммуникативных навыков у этих детей, включая ограниченную способность поддерживать диалог, использовать невербальные средства коммуникации и понимать социальные нормы. Социальное взаимодействие является важным фактором, влияющим на формирование речевого общения у детей с аутизмом [3]. Результаты исследований показывают, что дети с аутизмом испытывают трудности в установлении и поддержании социальных отношений как с родителями, так и со сверстниками. Они могут проявлять ограниченный интерес к другим и испытывать трудности с пониманием и использованием социальных навыков, необходимых для эффективного общения. Сенсорная перегрузка также играет важную роль в формировании вербальной коммуникации у детей с аутизмом. У Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 этих детей могут быть проблемы с распознаванием и обработкой визуальных, слуховых и тактильных сигналов, что может мешать их способности получать и передавать информацию в виде слов. Исследования показывают, что сенсорные перегрузки могут влиять на эффективность коммуникации и вызывать стресс у детей с РАС [4]. Одним из теоретических подходов, который широко используется для объяснения особенностей речевой коммуникации у детей с РАС, является теория социального взаимодействия. Согласно этой теории, основной причиной трудностей в коммуникации у детей с РАС является их нарушенная способность воспринимать и интерпретировать социальные сигналы и отвечать на них адекватно [5]. Другой теоретический подход, который получил значительное внимание в исследованиях речевой коммуникации у детей с РАС, — это использование визуальных средств коммуникации. Визуальные поддержки, такие как картинки, символы или пиктограммы, могут помочь детям с РАС улучшить понимание и использование языка, а также облегчить социальное взаимодействие. Таким образом, обзор предыдущих исследований и теоретических подходов освещает особенности формирования вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Социальное взаимодействие и чувство перегрузки являются основными факторами, влияющими на развитие коммуникативных навыков у этих детей. Использование визуальной коммуникации также является важным подходом к поддержке и развитию вербальной коммуникации у детей с аутизмом. Лучшее понимание этих факторов и подходов может помочь разработать эффективные стратегии и программы поддержки для улучшения коммуникативных навыков у детей с РАС. Результаты и обсуждение В данном исследовании представлены и проанализированы данные о формировании речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследование были включены 50 детей в возрасте от 6 до 8 лет, у которых был диагностирован РАС. Различные аспекты вербальной коммуникации исследовались посредством наблюдения, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 структурированных интервью и анализа документов. Анализ результатов показал, что дети с аутизмом имеют значительные трудности в речевом и языковом развитии. Большинство из них начинают говорить позже, чем те, у кого нет РАС, и испытывают трудности с формированием связной и понятной речи. Было отмечено, что у детей с РАС часто наблюдались ограниченные коммуникативные навыки, включая трудности в установлении и поддержании диалога, использовании невербальных средств коммуникации и понимании социальных норм. Социальное взаимодействие было выделено как один из основных факторов, влияющих на формирование речевой коммуникации у детей с РАС. Исследование показало, что эти дети испытывали затруднения в установлении социальных контактов, проявляли ограниченный интерес к другим людям и имели трудности в использовании социальных навыков, необходимых для эффективного общения. Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями и подтверждают важность социального взаимодействия в развитии коммуникативных навыков у детей с РАС. Сенсорные перегрузки также оказали значительное влияние на формирование речевой коммуникации у детей с РАС. Исследование показало, что эти дети испытывали трудности с восприятием и обработкой зрительных, слуховых и тактильных сигналов, что могло затруднять их способность передавать и понимать информацию в речевой форме. Эти результаты также соответствуют предыдущим исследованиям и подчеркивают важность учета сенсорных особенностей при разработке программ поддержки для детей с РАС. Обсуждение полученных данных в контексте предыдущих исследований и теоретических моделей подтверждает особенности формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС. Взаимосвязь между ограниченным социальным взаимодействием и коммуникативными трудностями подтверждает теорию социального взаимодействия, которая объясняет нарушения коммуникации у детей с РАС через их ограниченную способность воспринимать и интерпретировать социальные сигналы. Использование визуальных средств коммуникации также представляет собой важный аспект для улучшения речевой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 коммуникации у детей с РАС, особенно учитывая их сенсорные перегрузки. Результаты нашего исследования подтверждают ранее представленные данные о положительном влиянии наглядных пособий на коммуникативные навыки детей с РАС. В целом результаты и обсуждение данного исследования подтверждают, что формирование вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с аутизмом связано с рядом особенностей, связанных с социальным взаимодействием и сенсорной перегрузкой. Эти знания можно использовать для разработки индивидуальных подходов и программ поддержки для улучшения коммуникативных навыков и качества жизни таких детей. Заключение Исследование речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) позволяет получить глубокое понимание особенностей и факторов, влияющих на их коммуникативные навыки. На основании проведенного обзора литературы и анализа результатов исследования, мы можем сделать следующие заключения: Дети младшего школьного возраста с РАС испытывают трудности в развитии речи и языка, начинают говорить позднее и имеют затруднения в формировании связной и понятной речи. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики и поддержки в развитии коммуникативных навыков у этих детей. Ограниченные коммуникативные навыки, трудности в установлении социальных контактов и использовании невербальных средств коммуникации являются характерными особенностями речевой коммуникации у детей с РАС. Социальное взаимодействие играет важную роль в развитии и улучшении их коммуникативных способностей. Сенсорные перегрузки, такие как затруднения с восприятием и обработкой зрительных, слуховых и тактильных сигналов, оказывают влияние на эффективность коммуникации у детей с РАС. Это подчеркивает необходимость индивидуализированного подхода, учитывающего сенсорные особенности каждого ребенка. Использование визуальных средств коммуникации является эффективным подходом для поддержки и развития речевой коммуникации у детей с РАС. Визуальные поддержки, такие как Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: картинки, символы и пиктограммы, могут улучшить понимание и использование языка, а также облегчить социальное взаимодействие. В целом, понимание особенностей формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС имеет важное значение для разработки индивидуализированных стратегий и программ поддержки. Это улучшает коммуникативные навыки этих детей и способствует их интеграции в общество. Продолжение исследований и разработка эффективных вмешательств, которые могут улучшить качество жизни и потенциальное развитие детей младшего возраста с РАС. 1. Козлова Е.Н. Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2015. №4. С. 52-57. 2. Мясоедова Е.В., Барсукова С.Ю. Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра и подходы к их коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. №3. С. 77-93. 3. Зинченко Ю.П., Мурадян А.А., Потехина И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Вопросы психологии. 2014. №с6. С. 38-48. 4. Григорьева Н.В., Хватова М.В. Особенности коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2019. № 3. С. 47-55. 5. Руководство по расстройствам аутистического спектра / под ред. Г.В. Колковой, Т.Б. Губиной, А.Н. Фоминой. М.: МАКС Пресс, 2016. 263 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 7