- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Ферстер Рената
PDF файл статьиУДК 34.06 Ферстер Рената студентка 2 курса магистратуры, факультет права и безопасности Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург e-mail: fyorster.renata@gmail.com Научный руководитель: Тепляков И.И., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Аннотация: Тема исследования связана с рассмотрением правовых механизмов защиты конкуренции в России, осуществляемых Федеральной антимонопольной службой. Проблема регулирования антимонопольного права в современных условиях является актуальной как для бизнеса, так и для государства в целом. В ходе работы проводится анализ основных инструментов, которыми располагает ФАС России для проведения антимонопольной политики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных мер по защите конкуренции и налаживания конкурентной среды на рынке. Ключевые слова: правовой механизм, функции, полномочия, задачи, конкуренция, правовой статус, антимонопольное законодательство, государство, общественные отношения. Ferster Renata 2nd year master student, Faculty of Law and Security Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Yekaterinburg Scientific adviser: Teplyakov I.I., candidate of legal sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Ural Institute of Management, branch of RANEPA, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Russia, Yekaterinburg LEGAL MECHANISMS OF COMPETITION PROTECTION BY THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE AND THEIR APPLICATION Abstract: The topic of the study is related to the consideration of legal mechanisms for the protection of competition in Russia, implemented by the Federal Antimonopoly Service. The problem of regulation of antimonopoly law in modern conditions is relevant both for business and for the state as a whole. In the course of the work, the analysis of the main tools available to the FAS of Russia for conducting antimonopoly policy is carried out. The results of the study can be used in the development of effective measures to protect competition and establish a competitive environment in the market. Key words: legal mechanism, functions, powers, tasks, competition, legal status, antimonopoly legislation, state, public relations. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занимается регулированием конкуренции на российском рынке и предотвращением монополизации экономики. ФАС имеет множество правовых механизмов для выполнения своих задач, в том числе: Антимонопольное регулирование. ФАС выступает в качестве регулятора рынка, контролируя и ограничивая монополистическую деятельность компаний. ФАС может выдвигать требования к компаниям о разделении бизнеса, дополнительной лицензирования, изменении цен и других условий работы на рынке. ФАС имеет право проводить расследования, выносить решения и налагать штрафы на компании, нарушающие антимонопольное законодательство. Кроме того, ФАС оценивает конкуренцию на рынке и принимает меры по ее развитию. Основными задачами ФАС являются: • предотвращение создания и поддержания монополий и ограничения конкуренции; • регулирование деятельности компаний на рынке с целью защиты интересов потребителей; • создание равных условий для всех участников рынка; • пресечение злоупотреблений доминирующим положением на рынке; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru • развитие конкуренции в экономике и поддержание конкурентной среды. ФАС выполняет свои функции через проверки, антимонопольные расследования, разработку антимонопольной политики и мер по ее развитию и другие инструменты. ФАС также является ответственным за согласование слияний и поглощений компаний на рынке в целях предотвращения создания монополий. Антимонопольной орган, как субъект защиты конкуренции, осуществляет следующие функции: Контролирует соблюдение антимонопольного законодательства исполнительными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными органами или организациями, осуществляющие функции вышеперечисленных, государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и другим природных ресурсов [1]. Согласно статье 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: 1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Антимонопольное правосудие. ФАС выступает как независимый арбитр в спорах между компаниями, рассматривая жалобы на нарушения антимонопольного законодательства [2]. ФАС может накладывать штрафы на компании, которые нарушают антимонопольное законодательство. Основная задача антимонопольного правосудия – защита свободы экономической конкуренции, которая способствует росту эффективности производства, улучшению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению доступности потребителям. Нарушения конкуренции, напротив, могут привести к формированию монополии или олигополии на рынке, что ограничит выбор потребителей, ухудшит качество товаров и услуг, повысит цены и сократит инновации и развитие [3]. Антимонопольное правосудие включает в себя различные меры, акции и регуляторные документы, которые помогают в достижении целей по защите конкуренции. К таким мерам относятся запреты на слияния и поглощения компаний, нарушающие правила конкуренции, ограничения на злоупотребление доминирующим положением на рынке, штрафные санкции и т.д. [4]. Защита прав потребителей. ФАС обеспечивает защиту прав потребителей на рынке, контролирует ценовую политику предприятий, проверяет соответствие качества товаров и услуг установленным нормам [5]. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет защиту прав потребителей в России в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» [6]. Некоторые из мер, которые предпринимает ФАС для защиты прав потребителей, включают следующее: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru • Отслеживание и пресечение монопольного поведения компаний, что обеспечивает конкуренцию и защищает права потребителей на разнообразие продуктов и услуг по доступным ценам; • Контроль за соблюдением законодательства о рекламе, что позволяет предотвратить обман потребителей в рекламе; • Проведение мониторинга цен на рынке, в том числе на продовольственных рынках, что помогает предотвратить необоснованное повышение цен и защитить права потребителей на доступную цену на продукты; • Обеспечение права потребителей на доступную и качественную информацию о товарах и услугах; • Решение споров между потребителями и поставщиками товаров и услуг, в том числе средствами альтернативного разрешения споров, такими как медиация. Применение этих механизмов ФАС предполагает регулярный мониторинг рынка, анализ информации, поступающей от участников рынка и других источников, а также проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства. Список литературы 1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. 20.12.2022) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Бадмаев Б.Г. Генезис правового регулирования недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2012. № 10. С. 28-31. 3. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФ, 2019. 116 с. 4. Варламова А.Н. Понятие и признаки монополистической деятельности. Соотношение категорий «монополизация рынка» и «доминирующее положение» // Апелляция. Арбитражные споры. 2008. № 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 5. Клюзина С.В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Иваново, 2005. 41 с. 6. Мартыненко Г.И. Правовая защита конкуренции. М.: Юстицинформ, 2016. 423 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6