- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Эрдынеева С.В.
PDF файл статьиУДК 37.068 Эрдынеева Сэндэма Вячеславовна студентка 5 курса факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: sendemaa20001511@gmail.com Научный руководитель: Санникова И.Г., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Аннотация: В статье рассматривается опыт реализации социально- педагогической программы профилактики девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность. Указаны название, цель, задачи программы, ожидаемые результаты и непосредственно сама опытно-экспериментальная деятельность. Целью данной программы является снижение уровня риска и проявления девиантного поведения у старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность. Реализация программы состоит из трех этапов: поисково-констатирующий, формирующий и итогово-обобщающий. Ключевые слова: волонтерская деятельность, девиантное поведение, старший подросток, методы, технология, результативность. Erdyneeva Sendema Vyacheslavovna 5th year student Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific adviser: Sannikova I.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM FOR THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF OLD ADOLESCENTS THROUGH THEIR INCLUSION IN VOLUNTEER ACTIVITIES Abstract: The article examines the experience of implementing a socio- pedagogical program for the prevention of deviant behavior of older adolescents by including them in volunteer activities. The name, purpose, objectives of the program, expected results and the experimental activity itself are indicated. The purpose of this program is to reduce the level of risk and manifestations of deviant behavior in older adolescents by including them in volunteer activities. The implementation of the program consists of three stages: search-ascertaining, forming and summative- generalizing. Key words: volunteer activity, deviant behavior, older teenager, methods, technology, effectiveness. Название программы: социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность «Добрая воля» Цель программы: снижение уровня риска и проявления девиантного поведения у старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность. Задачи программы: 1. Расширить объем знаний у подростка об отклоняющемся поведении и его негативных последствиях. 2. Научить ребенка разбираться в характере оказываемого на него влияния, отличать положительное от отрицательного и научить самостоятельно, принимать решение, которое не наносило бы вреда собственным интересам и здоровью. 3. Посредством волонтерских мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций в жизни ребенка. 4. Повысить уровень мотивации изменений, самоконтроль и нормативное поведение подростка. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 5. Способствовать созданию условий для благоприятного климата в социальной среде подростка, способствующего нормальному развитию его личности. 6. Создать условия для раскрытия личностного потенциала подростка. Целевая аудитория: старшие подростки от 13-15 лет. Срок реализации: программа профилактики рассчитана на один учебный год. Программа состоит из 89 часов, т.е. 2-3 занятия в неделю. Периодичность и количество занятий может варьироваться в связи с потребностями обучающихся и условиями образовательного процесса. Технологии и методы работы: рассказ, беседа, наблюдение, дискуссия, проектная деятельность (организация школьных мероприятий, праздников, акции), тренинг. Ожидаемые результаты программы: 1. Расширенный объем знаний и информации у подростка о девиантном поведении и его негативных последствиях. 2. Сформированные у подростка поведенческие и социальные навыки, позитивные установки к дальнейшей жизни, ориентированные на конструктивные формы поведения [1, с. 52]. 3. Успешное проведение волонтерских мероприятий, и привлечение подростка в них, исключающих возможность возникновения нежелательных ситуаций для ребенка. 4. Повышенный уровень мотивации к изменениям, самоконтролю и нормативному поведению у подростков. 5. Социальная среда подростка имеет благоприятный климат для его нормального развития. 6. Созданы условия, в которых подросток раскрыл свой личностный потенциалах [2, с. 15]. Критерии и показатели результативности программы представлены в таблице 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Таблица 1 – Критерии и показатели результативности социально- педагогической программы профилактики девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность «Добрая воля» Уровни Критерии Когнитивный Деятельностный Личностный Высокий Подросток знает о своих Подросток имеет Подросток умеет личностных особенностях, способность выстраивать о собственных формах и интегрироваться в коммуникацию с степени склонности к какую-либо группу и окружающими строить продуктивное (родители, педагоги, девиантному поведению, о конструктивных способах сверстники), умеет взаимодействие с решения проблемных противостоять окружающими. Подросток имеет давлению, умеет ситуаций (например, решение конфликтов). убеждать, самодисциплину, уважает старших и аргументировать и Подросток знает свои права и обязанности, знает отстаивать свою сверстников, вежлив. о последствиях и позицию, умеет слушать Подросток ответственный, имеет и слышать окружающих. ответственности своих поступков. Подросток не навыки работы в команде, имеет противодействует воспитательному высокий уровень процессу, принимает эмпатии. участие в мероприятиях. Средний Подросток в общих чертах Подросток не всегда Подросток не всегда знает о своих личностных способен умеет выстроить особенностях, о коммуникацию с интегрироваться в какую-либо группу и окружающими собственных формах и степени склонности к (родители, педагоги, строить продуктивное девиантному поведению, о сверстники). Не взаимодействие с окружающими. способен в полной мере конструктивных способах решения проблемных Подросток частично противостоять имеет давлению. Умеет ситуаций (например, решение конфликтов). самодисциплину, не убеждать, 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Подросток поверхностно знает свои права и обязанности, знает о последствиях и ответственности своих поступков. всегда проявляет аргументировать и уважение к старшим и отстаивать свою сверстникам, не всегда позицию, умеет слушать вежлив. и слышать окружающих, Подросток но не всегда применяет ответственный, эти умения на практике. частично имеет Подросток может навыки работы в противодействовать команде, но не воспитательному применяет его в процессу, не принимать жизни. Имеет средний участие в отдельных уровень эмпатии. мероприятиях. Подросток изредка Подросток почти не способен умеет выстраивать интегрироваться в коммуникацию с какую-либо группу и окружающими строить продуктивное (родители, педагоги, взаимодействие с сверстники). Почти не окружающими. способен противостоять Подросток почти не давлению. Почти не имеет умеет убеждать, самодисциплины, аргументировать и регулярно не отстаивать свою проявляет уважение к позицию, не умеет старшим и слушать и слышать сверстникам, часто окружающих. невежлив. Подросток регулярно Подросток противодействует неответственный, воспитательному почти не имеет навыки процессу, чаще всего не работы в команде, принимает участие в имеет низкий уровень мероприятиях. эмпатии. Диагностический инструментарий: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Низкий Подросток мало знает о своих личностных особенностях, о собственных формах и степени склонности к девиантному поведению, о конструктивных способах решения проблемных ситуаций (например, решение конфликтов). Подросток мало знает и не интересуется о своих правах и обязанностях, мало знает о последствиях и ответственности своих поступков. 1. Личностный критерий: наблюдение, беседа, Шалом Шварц, «Ценностные ориентации»: 2. Когнитивный критерий: листы контроля, наблюдение, беседа, диагностика склонности к девиантному поведению Леус. 3. Деятельностный критерий: наблюдение, беседа, анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе [3, с. 45]. Нами была охарактеризована база исследования и целевая группа по реализации программы. Реализация социально-педагогической программы профилактики девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность осуществлялась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Эврика – развитие» г. Томска (МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска). В реализации программы приняли участие 19 обучающихся подростков(16 мальчиков и 3 девочки) с девиантным поведением: 7 омикрон(7 человек), 7 альфа(5 человек),8 бета(2 человека), 8 гамма(1 человек), 8 альфа(2 человека), 9 альфа(2 человека). Опытно-экспериментальная работа по реализации социально- педагогической программы профилактики девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность включает следующие этапы: поисково-констатирующий, формирующий, итогово- обобщающий [4]. Поисково-констатирующий этап предполагает определение исходного состояния девиантности подростка посредством: проведения наблюдения и диагностик. Данные, полученные из проведенных диагностик, позволяют представить результаты поисково-констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы, представленные в таблице 3. Таблица 3 – Результаты поисково-констатирующего этапа. Критерии Уровни 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Высокий Средний Низкий Когнитивный 31,6% 26,3% 42,1% Деятельностный 15,8% 26,3% 57,9% Личностный 15,8% 63,1% 21,1% Формирующий этап представляет собой реализацию мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения старших подростков посредством включения их в волонтерскую деятельность. На итогово-обобщающем этапе проводится анализ результатов итоговых практических занятий, повторной диагностики обучающихся. Полученные показатели позволяют представить результаты итогового- обобщающего этапа опытно экспериментальной работы, данные представлены в таблице 4. Таблица 4 – Результаты итогового- обобщающего этапа. Критерии Уровни Высокий Средний Низкий Когнитивный 42,1% 5,3% 50,5% 50,5% 10,5% Деятельностный 36,8% 36,8% Личностный 26,3% 36,8% В процесс реализации программы были включены такие специалисты, как: социальный педагог, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги- организаторы. Благодаря проведенной работе, отзывам обучающихся и итоговым результатам диагностических методик был сделан вывод, что данная программа имеет положительный результат. Мы видим, что уровень по каждой категории после реализации программы стал выше. Данное изменение свидетельствует об эффективности программы и положительной динамике. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Бодренкова Г.И. Добровольчество. М.: Академия, 2006. 52 с. 2. Иванова А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 15. 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: Академия, 2000. 45 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 8