- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Ферстер Рената
PDF файл статьиУДК 34.06 Ферстер Рената студентка 2 курса магистратуры, факультет права и безопасности Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург e-mail: fyorster.renata@gmail.com Научный руководитель: Тепляков И.И., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ Аннотация: В статье анализируются правовые механизмы, разработанные государством для защиты Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации свободной конкуренции и предотвращения монополизации рынка, а также роль Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в реализации этих механизмов. Рассматриваются федеральные и региональные органы, занимающиеся контролем и надзором за соблюдением антимонопольного законодательства, а также социальные институты, которые могут оказать влияние на конкурентную среду. Ключевые слова: правовой механизм, конкуренция, субъект, публичная власть, правовой статус, антимонопольное законодательство, государство, общественные отношения. Ferster Renata is second year graduate student, Faculty of Law and Security Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Yekaterinburg Scientific adviser: Teplyakov I.I., candidate of legal sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Yekaterinburg 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE AS A SUBJECT OF THE IMPLEMENTATION OF LEGAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF COMPETITION Abstract: The article is devoted to the concept of the legal mechanism of competition protection and its role in the activities of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation. The article discusses the basic principles and methods of competition protection, as well as the legislative framework of the FAS of Russia. Special attention is paid to the mechanisms of countering unfair competition, including monopolization of markets and other antitrust violations. Key words: legal mechanism, competition, subject, public authority, legal status, antimonopoly legislation, state, public relations. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации является главным органом, ответственным за реализацию правовых механизмов защиты конкуренции в России. Образована Федеральная антимонопольная служба Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в статье 13 Указа говорится об образовании Федеральной антимонопольной службы, передаче ей функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти. Положение и правовой статус антимонопольного органа в системе федеральных органов исполнительной власти определены в Постановлении Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Согласно положениям Приказа Федеральной антимонопольной службы от 01 ноября 2011 г. № 774 «Об утверждении Политики в области качества и Кадровой политики ФАС России» миссия Федеральной антимонопольной службы России - свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России [1]. Исходя из положений законодательства, изложенного в разделе 1.2 настоящей работы, Федеральная антимонопольная служба России определяет следующие цели своей деятельности: - благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями; - равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности; - прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа; - эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [2]. Федеральная антимонопольная служба России выполняет публичные государственные функции и услуги, является открытым ведомством, нацеленным на сотрудничество с бизнесом, органами власти, гражданами, средствами массовой информации, международным сообществом. Информация о работе управления распространяется свободно и без ограничений. При этом ФАС России обеспечивает надлежащую обработку и режим хранения персональных данных и сведений, представляющих коммерческую тайну. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Федеральной антимонопольной службы России ее территориальных органов, безусловно, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляющий организационные и правовые основы защиты конкуренции, главенствующие принципы, цели, дефиниции, положенные в основу всей деятельности данного государственного органа. Сферой применения Закона о защите конкуренции, согласно положениям пункта 1 статьи 3 данного закона, являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели [4]. В этой роли ФАС выполняет следующие функции: Контроль за соблюдением законодательства о конкуренции: ФАС следит за тем, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке, не договаривались между собой о ценах и условиях поставки товаров и услуг [5], не препятствовали входу новых игроков на рынок и не осуществляли другие нарушения конкурентного законодательства. Рассмотрение жалоб и исследование нарушений: ФАС получает жалобы от компаний и потребителей, которые считают, что их права нарушаются на рынке. Орган проводит расследование, чтобы выяснить обстоятельства дела и определить, были ли допущены нарушения закона. В случае установления нарушений ФАС принимает соответствующие меры, чтобы предотвратить дальнейшие нарушения и защитить интересы потребителей. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Содействие развитию конкуренции: ФАС также играет активную роль в содействии развитию конкуренции в стране [6]. Орган проводит анализ состояния рынков и выявляет проблемы, которые могут угрожать конкуренции. На основе этого ФАС может предлагать изменения в законодательство, чтобы усилить защиту конкуренции. Международное сотрудничество и координация: ФАС работает в тесном сотрудничестве с регуляторами других стран и международными организациями, чтобы обмениваться информацией и опытом в области защиты конкуренции. Орган также координирует свою работу с другими отечественными регуляторами и органами власти, чтобы достичь более эффективных результатов. Таким образом, Федеральная антимонопольная служба играет важную роль в защите конкуренции на рынке и обеспечивает равные условия для всех игроков. Ее деятельность направлена на поддержку развития открытой и здоровой конкуренции в интересах потребителей и бизнеса. Список литературы: 1. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2011 г. № 774 «Об утверждении Политики в области качества и Кадровой политики ФАС России» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 106–110. 3. Мартыненко Г.И. Правовая защита конкуренции. М.: Юстицинформ, 2016. 423 с. 4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. 20.12.2022) «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6. Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно- правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юридический мир. 2010. № 7. С. 45–49. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6