- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НАВРУЗА В АФГАНИСТАНЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Фрутан Санатулла, Баянфар Ахмад Зубаир
PDF файл статьиУДК 891.55 Фрутан Санатулла старший преподаватель кафедры истории факультет социальных наук Парванский университет Афганистан, г. Парван Баянфар Ахмад Зубаир старший преподаватель кафедры истории, факультет социальных наук Парванский университет Афганистан, г. Парван e-mail: sanat.frotan@gmail.com ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НАВРУЗА В АФГАНИСТАНЕ Аннотация: Праздник Навруз принадлежит эпохе правления царя Джамшида. Этот праздник является одним из древнейших наследий персидской цивилизации, который отмечается ежегодно в первый день весны. Праздник Навруз считается фактором культурной интеграции среди народов Афганистана и других наций, имеющих культурные общности с персидской цивилизацией. В данной статье рассматривается историческая эволюция Навруза в Афганистане. Пишется о том, какое значение и понятие имеет Навруз, а также в этой статье фокус внимания сконцентрирован на том, к какому периоду относится этот праздник, как относились народы к Наврузу до Ислама, в период Ислама и в современный период Афганистана. Каковы обычаи Навруза в этой стране. В этом исследовании используется качественный метод, описательный метод и метод анализа. История показывает, что Навруз имеет исторический и культурный характер, а не релегиозный. Этот день из далекого прошлого ценился как красивая традиция и до сих пор приветствуется как символ общей идентичности среди персоязычных народов, народов, говорящих на Урду Индийского Субконтинента, Узбеков средней Азии и Турков. Праздник Навруз с древнего периода до исламского периода и современного периода пользовался особым уважением. Ключевые слова: Навруз, древний период, исламский период, Афганистан. Frutan Sanatulla Senior Lecturer, Department of History Faculty of Social Sciences Parwan University Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Afghanistan, Parvan Bayanfar Ahmad Zubair Senior Lecturer, Department of History, Faculty of Social Sciences Parwan University Afghanistan, Parvan HISTORICAL EVOLUTION OF NAVRUZ IN AFGHANISTAN Abstract: Navruz holiday belongs to the era of the reign of King Jamshid. This holiday is one of the oldest legacies of Persian civilization, which is celebrated annually on the first day of spring. The Navruz holiday is considered a factor of cultural integration among the peoples of Afghanistan and other nations that have cultural commonalities with the Persian civilization. This article discusses the historical evolution of Nowruz in Afghanistan. It is written about the meaning and concept of Navruz, and also in this article the focus is on what period this holiday belongs to, how people treated Navruz before Islam, during the period of Islam and in the modern period of Afghanistan. What are the customs of Nowruz in this country. This study uses a qualitative method, a descriptive method and an analysis method. History shows that Navruz has a historical and cultural character, and not a religious one. This day from the distant past was valued as a beautiful tradition and is still hailed as a symbol of common identity among the Persian-speaking peoples, the Urdu-speaking peoples of the Indian Subcontinent, the Uzbeks of Central Asia and the Turks. The Navruz holiday from the ancient period to the Islamic period and the modern period enjoyed special respect. Key words: Navruz, ancient period, Islamic period, Afghanistan. Введение: Навруз- историческая традиция и праздник Афганистана и территории персоязычных народов. Помимо обширных земель, которые охватывает этот праздник, с исторической точки зрения является старейшей общностью наций этих территории. Эта историческая преемственность служила поводом слияния Навруза с разными мышлениями, идеалами и мировоззрениями в течение времени на территории, на которой он появился. Навруз также считается символом зарождения природы, обновления человека и началом новой жизни. Празднование Навруза начинается в день весеннего равноденствия, с точки зрения астрономии весеннее равноденствие - это момент когда солнце проходит через экватор земли и переходит к северному полушарию. В день весеннего равноденствия весна окончательно вступает в свои права и 21 марта начинается новый год. Согласно солнечному календарю этот день называется Навруз или новый день. Этот древний праздник благодаря своим высоким человеческим посланиям, сочетался с исламскими учениями и, таким образом смог укрепить свое положение и стал долговечным. Также этот праздник благодаря традициям подарков, пения песен, музыки, написания стихов, обмена сообщениями, поздравления с Наврузом и совпадения с началом нового года, мог воодушевлять и склонить поэтов к написанию стихов о Наврузе, хваля его и также описывая весну и ее красоты. Понятие и значение Навруза Слово Наруза состоит из двух частей «Нав» и «Руз» и означает новый день. Он наступает в первый день первого месяца солнечного года [1]. Первоначальное происхождение этого слова на Пехлевийском языке было «Ног Роз» или «Ног Руч» и на Армянском языке «Носард» а на Арабском языке «Нируз». Абу Рейхан ал-Бируни пишет о наименовании Навруза: «в этот день любое высохшее дерево стало зеленым и люди говорили, что наступил новый день» [2]. Омар Хайм в «Наврузнаме» пишет: причина проведения Навруза состоит в том, что солнце совершает два круга, один заключается в том, что через каждые 365 дней и в четверть дня и ночи возвращается в первую минуту марта, в то же время и в тот же день, в который солнце начало совершение круга, поскольку Джамшид знал об этом назвал этот день «Навруз» и устроил празднование и после чего короли и народ последовали за ним» [3]. Навруз в Афганистане до Ислама Написав о «Наврузе в доисламском Афганистане» не имеется ввиду о нынешнем Афганистане [4]. Здесь упоминается имя Афганистана потому, что данное исследование представляет собой область цивилизации для, которой нынешняя территория Афганистана является одним из важных ее пунктов [5]. Однако предание гласит, что Навруз относится к периоду царя Джамшида, имеюшая 2500-летнюю давность [7]. Арийцы в древний период делили год на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 два сезона: жаркий и холодный, с двумя месяцами тепла и десятью месяцами холода. Позже было внесено изменение, что лето состояло из семи месяцев, а зима из пяти месяцев. Согласно преданию, основу празднования Навруза заложил «Джамшид». Затем Арийцы стали придерживаться этой традиции и отмечали ее. Стоит подчеркнуть, что в книге «Авеста» по поводу Навруза ничего не упоминалось. Позже Ахемениды, оказавшиеся под влиянием цивилизации средиземноморских земель, приняли Египетский календарь, согласно этому календарю год делился на 12 месяцев, который начался в весеннее равноденствие. Наконец этот календарь был принят и зороастрийцем и до сих пор сохранились персоязычными народами [8]. Стоит отметить, что в период Сасанидов с развитием Зороастрийской религии, Навруз обрел религиозный характер потому, что религиозные ритуалы требовали особое внимание к времени, то есть Навруз означает конец религиозных ритуалов прошлого года и начало религиозных ритуалов нового года [9]. При Сасанидском дворе Навруз отмечался блестяшим образом и короли осушествляли традицию Навруза с торжественной церемоней. В этот день, собранные налоги приносили королю, король увольнял и назначал правителей, чеканил монеты, давал приказы очистить храм огня, принимал придворных и знати, принимал подарки, а люди с счастьем и радостью провожали этот день. Согласно преданию, Хосров Ануширван не принял посла римской империи Джастина в течение 10 дней, так как он был занят празднованием Навруза [11]. Навруз в Афганситане с приходом Ислама В исламском периоде на сушествование культуры Навруза, не взирая на исторические изменения, оказывали влияние экономические, релегиозные и политические факторы. С древних времен персоязычные народы иммигрировали в город Мадины и распространили свою культуру и язык по городу. Следовательно, принятие празднования Навруз весьма вероятно, согласно повествованию, переданному от пророка Мухамада о Наврузе [12]. Бируни пишет: «Пророк приходил в город Мадины в то время, как жители Мадины праздновали праздник Мехреган и Навруз. У них были два праздника: Мехриган и Навруз. Пророк сказал: что это за два дня? Ответили, что мы в доисламском периоде отмечали эти два дня. Пророк сказал: «Бог заменил их на лучшее». В период Рашидунских Холифов нет явного принятия Навруза. Отношение Холифы к Наврузу подтверждает это заявление. Сушествуют предания о Холифе Достопочтенного Омара и Али, согласно которым говорится об их отношении к Наврузу. Джирджи Зейдан пишет: «достопочтенный Омар второй холиф мусульмане очень осторожно относились к принятию культуры персоязычных [15]. Однако Омару бин Джахиз повествует, что группа персийдских крестьян принесли чашы сладких халвы достопочтенному Али. Он сказал: Что это? Сказали: Это подарок по случаю Навруза. Достопочтенный Али сказал: Наш Навруз есть каждый день. Сьел халву и тоже дал своим друзям есть и раздавал чашы халвы среди мусульман и считал подарок частью их дани [16]. Омейяды, чтобы увеличить свои доходы, начали принимать подарки от праздника Навруза. Бану Умайя обязали персоязычных народов приподнести подарок в день празднования Навруза, при Маувии этот подарок составлял от 5 до 10 миллионов дархомов. Их эмиры для своих собственных интересов, призывали народ, делать дары. Первый, кто в исламе распространил дарение подарков от Навруза и Мехрегана был «Хиджадж бин Юсуф». Но в весь период Омейяды, персоязычные народы отмечали праздник Навруз [17]. С появлением «Абу Муслим Хурасани» и приходом Аббасидского халифата и воздействием Бармакиды и других персидских министров и образованием династией Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, Сельджукив и Газневидов, празднование Навруза стало процветать. Праздник Навруза отмечался не только обычными людьми, но и государственными деятелями. О нем читали стихи такие поэты, как: «Хамза Аль-Исфхани» автор «Стихотворении Алсайро в алнируз и алмехрджан» [18]. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Ввиду важности Навруза, некоторые писатели и ученые назвали свои научные труды именем Навруза. Напимер, как Ибн Сина, посвящая свой седьмой трактат о значении слогов «Послание Навруза» Абу Бакру Мухаммаду бин Абдулла. [19]. Навруз в современном Афганистане Термин «Современный», использованный в данном тексте не относится к историческому периоду Запада. Также стоит подчеркнуть, что в этот период название «Афганистан» не было распространено на всей территории Ахмад- шаха, которыми он управлял. Он считал себя правителем «Хурасн». Причина, по которой территория, управляемая Ахмадшахом, называлась Афганистан, является научной ошибкой, так как историки, оказавшись по влиянием исторического национализма, совершили эту ошибку. А между тем, «Афганистан» с нынешними географическими границами, был сформирован Абдул Рахман Ханом [19]. Древний праздник Навруз в современном Афганистане отмечался особым образом. Народ Афганистана считает, что празднование Навруза, с одной стороны, считается знаком конца зимы, а с другой стороны, является символом начала весны и возрождением природы. [20]. После Ахмад-шаха Дуррани праздник Навруз также с торжественностью состоялся и короли династий Садузай и Баракзай уважали этот праздник как дорогоценое наследие. Писатели и поэты называли период правления Захершаха процветанием Навруза и говорили, что в этот период во всех провинциях Афганистана с особыми церемониями отмечался Навруз [21]. Обычаи и нравы Навруза в Афганистане Обычаи и нравы Навруза изменились, ввиду исторического развития и изменения политических систем, с учетом географических и культурных обстановок. Но во всех частях этой страны проводилась общая церемония празднования Навруза. Например: очистка дома, стирка домошных ковров, уборка двора, подготовка новой одежды, покупка сладостей и сухофруктов и другие нужды, которые необходимы для празднования Навруза. Таким образом, все заранее готовятся встретить весну и Навруз, и каждая семья старается встретить этот древний праздник, свежим лицом и улыбающимися губами. Перед началом года, накрывают стол из семи подносов или семи фруктов (Хафт син или семь фруктов), кладут на стол священный Коран, и все члены семьи собираются вокруг стола и ждут прихода нового года и Навруза, в это время глава семьи сидит за столом и читает молитву Навруза, другие члены семьи вежливо поднимая руки, благодарят Бога за принятие их молитвы и решение проблем, и говорят Амин [23]. Обычаи Навруза среди Афганистанского Народа состоят в том, что в первые три дня мужчины навещают свои семьи и родственников, а после третьего дня женщины навещают свои семьи и родственников и отмечают праздник Навруз. По окончанию недели каждый готовит еду по мере своих возможностей и идут на кладбище, где после молитвы мужчины и женщины вместе едят еду. В каждой провинции или городе Афганистана есть своя особая церемония празднования Навруза, некоторые из них описаны здесь: город Кабул: жители Кабула, чтобы отмечать празднование Навруза отправятся в мавзолей Достопочтенного Али, Шухадай Салихин, Ашикан и Арифан (Влюбленные и Мистики), Хадже-Сафа, в сад Бабуршаха и Пагман, Герат: в Герате за несколько часов до начала нового года, люди собираются в святыни (Такая), чтобы с помощью чтения Корана, молитв и мольб почистить неприятности, недостатки и пыль старого года с своих тель и душ в последние минуты года. Кандагар: жители Кандагара проводят празднование Навруза в Хирка-Шариф (Мечеть священного плаща), то есть место, где хранится одежда святого пророка Мухаммада. Церемония празднования Навруза сопровождается чтением молитв, пожеланием благополучия, здоровья, мира и безопасности от Бога на новый год. Затем они идут на Чилзину или сорок ступеней, а оттуда в другие святые места и, таким образом, первые дни нового года проводят с радостью и весельем [22]. Газни: жители города Газни проводят празднование Навруза в мавзолей Хаким Саноии. В этом городе тоже начинают новый год с чтения молитв и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7 пожелания от Бога счастья народу Афганистана и исламскому миру. Бамиян: В этой провинции церемония празднования Навруза проводится интересным образом. Церемония празднования Навруза закончится тоже чтением молитв и пожеланием здоровья, благополучия, счастья, мира и безопасности от Бога народу Бамияна и Афганистана. Мазари Шариф: Самая торжественная церемония празднования Навруза на уровне страны проводится в городе Мазари Шарифа. Так как некоторые мусульмане Афганистана считают, что мавзолей Достовочтенного Али находится в этом городе. Проведение празднования Навруза представляет собой сочетание религиозных учений Ислама, древней культуры и возрождения природы, исходя из этого, праздником Навруза называют тремя именами: Красная роза, Джахенда бала и новый год. Стоит отметить, что жители Афганистана играют во время празднования Навруза на музыкальных инструментах, в песнях, танцах, в местные игры и спортивные состязания, такие, как: Борьба, Бузкаши, скачки на лошадях, игра в поло и другие виды игр [23]. Выводы В результате, проводимых исследований об «исторической эволюции Навруза в Афганистане» можно сделать следующие выводы: В соответствии с преданием, основу празднования Навруза заложил «Джамшид». Затем этой традиции придерживались Арийцы и отмечались ими. Следует сказать, что в «Авеста» ничего не упоминается о Наврузе. С периода Сасанидов есть больше информации об этом празднике. В период Сасаниды с развитием религии Зороастреции, Навруз обрел религиозный характер и этот день считался концом религиозных ритуалом прошлого года и началом религиозных ритуалов нового года. Навруз при Сасаниды отмечался c большой торжественностью. Продолжение культуры Навруза, несмотря на исторические изменения в исламском периоде, связано с религиозными, экономическими и политическими факторами. Но с приходом «Абу Муслим Хурасани» и появлением Аббасидского халифата и воздействием Бармакиды и других персоязычных министоров и образованием династии Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, Газневидов, Горидов, Хорезмшахов, Тимуридов ... и наконец Хотаки праздник Навруз процветал. Праздник Навруз со времен Ахмад-шах Дуррани до Талибов проводился без препятствий, однако с появлением Талибского эмирата его проведение запрещалось. Списoк литературы: 1. Артур Кристенсен. Иран во время Сасанидов. Тегеран: Амир Кабир, 1988. 123 с. 2. Азаки Парвиз. Навруз. Тегран: Центр Антропологии, 1974. 70 с. 3. Абулхасан Амин Мукадаси и Бихрам Амани(Бита) // Журнал факультета филологии и науки антропологии, Биджа: № 43.C. 99. 4. Ахмад Тафзали, Жала Амузгар. Первый человек и первый принц. Тегран: Нашр Нао, 1988. C. 130-134. 5. Ахмади Абдул Басир. Навруз в Афганистане. Биджа: перспектив культурных связи. № 22. 2006. C. 55. 6. Блазари Ахмад бин Яхя. Фтух аль-белдан. Перевод: Азарташ, биджа: Культурный фонд Ирана, 1967. C. 88-91. 7. Бурхан Мухаммад бин Хасайн. Бурхан Кати. По усилию Мухаммада Моина, Том 5. Тегеран: Амир Кабир, 1982. 34 с. 8. Баянфар Зубайр. Хезб ут-Тахрир. Политические и социальные деятельности Хезб ут-Тахрира в Афганистане. Кабул: Из. Саадат, 2020. 36 с. 9. Габар Голам Мухаммад. Афганистан в течение истории. Кабул: Из. Маиванд, 2017. 77 с. 10. Дажхиз Аби Усман Омару бин Бахр. Аль-Махасин и Аль–Аздад, исследование Асимма аль. Аитани, Бирут: Альтаба аль – ула, 2011. 44 с.. 11. Зейдан, Джарджи. История исламской цвелизации. Перевод: Али Джавахир Калам. Тегеран: Амир Кабир, 1987. 114 с. 12. Каргар Неда. Афганистан Считается ли Навруз не исламским? Лондон: BBC, 2012. 14 с. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 13. Кандагари Фируза. Навруз с начала до сегодня. Биджа: Культурные и социальные изучения Хурасана, 2010. № 15,16. C. 10. 14. Махди Мохидин. История именования Афганистана. Кабул: Газета Итлаат, 2021. 45 с. 15. Моради, Геяс Абади, Риза. Церемоние праздника Навруза или Красной розы в Балхе и Мазаре Шариф. Тегеран: Научно-исследовательский институт антропологии организации культурного наследия страны. 2004. № 3. C. 168. 16. Наджми Шамсодин. Нвруз. национальный праздник Иранцев. Тегеран: Иранские изучения. 2013. № 23. C. 54. 17. Нейшапури Омар Хаиям. Наврузанама. Тегеран: Асатир. 2001. 18. Рухламини, Махмуд. Древние традиции и праздники в сегодняшным Иране. Тегеран: Из. Агах, 1999. C. 99-102. 19. Сазманд Бахара, Представления традиции и идентичности Навруза в странах, считавших частью иранской цвелизации. Биджа: Нацианальние изучения. 2014. № 59. C. 67. 20. Сепер Мухаммад Таги. Насих аль-Таварих. Тегеран: Амир Кабир, 1962. C. 44. 21. Табризи Мухаммад бин Хасайн. Окончатеьное доказательство, по усилию Мухаммада Моина. Тегеран: Амр Кабир, 1982. C. 98. 22. Фердаоси Абулкасим. Шахнама. Т. 9. Биджа, Из. Востоковедения Москвы, 1966. C. 149-152. 23. Хабиб Замани Махджуб. Перечесть документов Навруза в исламских повествованиях؛ тематические изучение повествования Моали бин Ханиса, Биджа // История культуры и цивилизации. 2016. № 25.