- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Орлянская Т.В.
PDF файл статьиУДК 327 Орлянская Татьяна Владимировна. студентка 2 курса магистратуры Академия управления МВД России Россия, г. Москва e-mail: rabota09-24@mail.ru СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для России. Ухудшение ее состояния отражается на состоянии национальной безопасности страны в целом и становится предметом озабоченности для всего общества и государства. Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, преступность. Orlyanskaya Tatyana Vladimirovna 2nd year master student Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, Moscow SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF NATIONAL SECURITY Abstract: Ensuring public safety is traditionally a priority of global importance for Russia. The deterioration of its condition is reflected in the state of national security of the country as a whole and becomes a matter of concern for the entire society and the state. Key words: security, national security, crime. Исследуя генезис понятия «общественная безопасность», можно предположить, что оно формулировалась основываясь, во-первых, на этимологии самого слова «безопасность», определяемой семантикой русского языка «безопасность - отсутствие опасности или ее угрозы кому-либо или чему- либо сохранность, надежность» на сопоставлении опасности и безопасности и их диалектике. Во-вторых, из законодательно закреплённого общего понятия «безопасность», которое ранее содержалось в Законе Российской Федерации «О безопасности» [1] и обозначенного как «состояние защищенности жизненно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 важных интересов личности, общества и государства oт внутренних и внешних угроз». За последние годы, работы многих авторов посвящены вопросам общественной и национальной безопасности. Так, например, В.Б. Коробов считает, общественную безопасность, как и безопасность в целом «представляет одну из ключевых категорий современной науки и практики и выступает как важнейшее свойство (атрибут) общественной системы, выражающееся в её целостности, относительной устойчивости и согласия. Иными словами, она, наряду с другими подсистемами национальной безопасности, указывает на надёжность существования и устойчивость развития общественной системы» [3] на наш взгляд данная точка зрения полностью определяет значимость общественной безопасности для общества и науки в целом. По мнению И.Б. Кардашова определение таких видов национальной безопасности, как государственная и общественная безопасность, существует проблема, связанная с тем, что личность, общество и государство представлены в законодательстве как основные объекты безопасности, другими словами государственная и общественная безопасность являются прямым продолжением безопасности личности, которая предполагает защиту гражданского общества в целом [4]. Многие авторы определяют понятие общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом. Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Так, например, А. А. Тер-Акопов предлагает рассмотреть безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия «социальная безопасность» которое Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 «включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» [5]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни. Основной закон Российской Федерации является правовой основой национальной безопасности в целом, которая включает в себя три основных элемента: государство, личность, общество. Термин «безопасность» в Конституции РФ употребляется более десяти раз. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства. В части 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 Конституции закрепляются условия допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называется безопасность государства и граждан; п. «д» ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относит обеспечение экологической безопасности. Так, в 2013 г. утверждена Концепция общественной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) [2], которая на данный момент является основополагающим нормативно-правовым актом стратегического планирования. Она определяет государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности и направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности, российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и институтов гражданского общества. В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации - общественная безопасность определяется не только как понятие, определяющее Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 состояние защищённости человека и общества, но и как деятельность, сочетающая в себе комплекс превентивных мер предупреждения угроз различного характера. В Стратегии от 2 июля 2021 г., в отличие от утратившей силу Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 (далее - Стратегия от 31 декабря 2015 г.), не перечисляются виды национальной безопасности, но о них можно судить, исходя из их объектов, национальных интересов с приоритетами и названий разделов и подразделов Стратегии. Отличительной чертой системы правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности выступает то, что по важнейшим направлениям отсутствуют необходимые федеральные и федерально- конституционные законы, а те самые важнейшие центральные направления регулируются нормативно правовыми актами «второго сорта», такими как Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной, Доктриной информационной безопасности, Морской доктриной Российской Федерации, Концепцией внешней политики, Основами пограничной политики, Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и другими документами. Причем бывают случаи, когда в федеральных законах и в концепциях бывают разногласия по одному и тому же вопросу. И как быть в таких случаях? Государство пока не дает ответа. Вот еще одно доказательство для того, чтобы создать единую комплексную систему нормативно-правовых актов, которая будет иметь строгую иерархию и будет иметь единое толкование и единое понимание по тому или иному вопросу. Данная система будет взаимосвязана и не будет иметь разногласий ни в трактовке, ни в толковании, ни в реализации данных норм. Так, например, в Военной доктрине Российской Федерации неоправданно усилены, в отличие от Концепции национальной безопасности, задачи военной организации по локализации внутренних угроз. В связи с чем снижается главная цель обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического и экономического развития, ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию законодательства в интересах укрепления национальной безопасности страны. Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной России. безопасности Список литературы: 1.Федеральный закон oт 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями oт 20.11.2020 г. № 365 ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. ст. 2; 2020. № 6. ст. 585. 2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Коробов В. Б. Проблемы формирования критериев, показателей и пороговых значений обеспечения национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3. 4. Кардашова И.Б. Общественная безопасность в системе национальной безопасности // Научный портал МВД России. 2018. № 4. С. 85. 5. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М.: Норма, 2005. 270 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5