- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Абаева С.М., Тенитилова К.С., Беляева В.Г.
PDF файл статьиУДК 37 Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел Тенитилова Ксения Сергеевна студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Беляева Виктория Геннадиевна студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Аннотация: В статье рассматривается актуальность психолого- педагогического проектирования, как метода, позволяющего внедрить идеи, повышающие эффективность взаимодействия субъектов образования. Ключевые слова: проектирование, педагогика, образование, субъект. Abaeva Silah Magomedovna, 4th year bachelor student Institute of natural Sciences and biotechnology Orel state University Russia, Orel Tenitilova Ksenia Sergeevna, 4th year bachelor student Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University Russia, Orel Belyaeva Victoria Gennadievna, 4th year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Orel state University Russia, Orel PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: The article considers the relevance of psychological and pedagogical design as a method that allows to introduce ideas that increase the effectiveness of interaction of subjects of education. Key words: design, pedagogy, education, subject. Опыт анализа уроков показывает, что наибольшие затруднения учитель испытывает по организации учебного исследования на уроке, выстраивании процесса интериоризации нового знания, организации рефлексивного этапа урока. Как же помочь учителю научиться проектировать уроки? Мы глубоко убеждены, что это надо делать «на рабочем месте» учителя. Потому что именно «у станка» видны затруднения учителя. Проект – это направленное преобразование [1-3]. В истории педагогики существовало три варианта проектирования: проектирование прототипов; морфологическое проектирование из имеющихся материалов, а также проектирование как непрерывное программирование условий. В первом случае предполагается создание готового «продукта» по образу и подобию, при этом средства и способы могут оставаться тайной. Во втором случае провозглашается некий идеал, и «продукт» делают под этот общий абрис. И в третьем варианте на уровне сценарного моделирования создаются условия, в которых человек с присущей ему индивидуальностью осваивает различные виды деятельности. Тогда главным становится процесс самоопределения человека как его предназначения: определение своего места и своей роли. И тогда педагогическая деятельность может рассматриваться как деятельность по проектированию и созданию специфического образовательного пространства. Если согласно проекту предполагается, что в предлагаемых обстоятельствах обучающийся должен стать личностью, взять собственную судьбу в свои руки, это значит, что начался процесс самообразования – наиважнейший результат образовательной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 деятельности. Но для этого обучающемуся необходимо заострить внимание и формировать у себя ряд специфических качеств, состояний и отношений: проживание в настоящем как обязательный компонент образования; способность рефлексировать; принятие первичности мышления; приоритет понимания в деятельности и мышлении; приоритет творческой деятельности над репродуктивной. Но, чтобы у «продукта» педагогической деятельности сформировать такие качества, необходим новый учитель, который способен к самоанализу, к педагогическим целенаправленным исследованиям и разумному риску, к рефлексии и ответственности за результаты деятельности. Таким образом, педагогические вузы должны переориентировать свои прагматические цели подготовки учителей - «предметников» на становление и развитие педагогов-проектировщиков, таких специалистов, которые могут вполне адекватно прогнозировать базовые процессы в системе образования. Список литературы: 1. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 176 с. 2. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика: сб. ст. М.: Касталь, 1993. С. 16-200. 3. Набиев В.Ш. Педагогика: основы социальной педагогики. Ульяновск: ООО «Вектор-С», 2016. 24 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3