- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Ферстер Рената
PDF файл статьиУДК 34.06 Ферстер Рената студентка 2 курса магистратуры, факультет права и безопасности Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург e-mail: fyorster.renata@gmail.com Научный руководитель: Тепляков И.И., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, Россия, г. Екатеринбург ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Статья посвящена понятию правового механизма защиты конкуренции и его роли в деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. В статье рассматриваются основные принципы и методы защиты конкуренции, а также законодательные основы деятельности ФАС России. Особое внимание уделяется механизмам противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе монополизации рынков и другим антимонопольным нарушениям. Ключевые слова: правовой механизм, конкуренция, публичная власть, антимонопольная служба, антимонопольное законодательство, государство, общественные отношения. Foerster Renata 2nd year master student, Faculty of Law and Security Ural Institute of Management, branch of RANEPA, Russia, Yekaterinburg Scientific adviser: Teplyakov I.I., candidate of legal sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Ural Institute of Management, branch of RANEPA, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Russia, Yekaterinburg THE CONCEPT OF THE LEGAL MECHANISM OF COMPETITION PROTECTION IN THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article is devoted to the concept of the legal mechanism of competition protection and its role in the activities of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation. The article discusses the basic principles and methods of competition protection, as well as the legislative framework of the FAS of Russia. Special attention is paid to the mechanisms of countering unfair competition, including monopolization of markets and other antitrust violations. Key words: legal mechanism, competition, public authority, antimonopoly service, antimonopoly legislation, state, public relations. Особое место в правовом регулировании общественных отношений занимают такие комплексные инструментальные феномены как правовые механизмы. Стоит отметить, что правовые механизмы – это еще достаточно слабо изученные наукой явления. Термин «механизм» в правоведении употреблялся чаще всего для обозначения модельной логической схемы специально- юридического воздействия на общественные отношения – механизма правового регулирования а также для характеристики таких масштабных инструментально- процедурных юридических конструкций как механизм реализации права и механизм правоприменения [1]. Применительно к иным, более частным правовым явлениям применение указанного термина чаще всего допускалось в отраслевых юридических исследованиях, и являлось зачастую вполне обоснованным, но в целом «интуитивно» найденным методологическим подходом, не аргументированным в должной степени общенаучными и теоретико-правовыми положениями. Правовые механизмы относятся к активно существующим регулятивным явлениям, достаточно распространенным в правовой системе, также они играют исключительно важную роль в процессе специально юридического воздействия на общественные отношения. Большинство своих целей и правомерных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 интересов субъекты реализуют с помощью не отдельных, единичных правовых средств, а именно благодаря наличию определенных правовых механизмов. Анализируя вышеперечисленное, можно заключить, что правовый механизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, при помощи которых обеспечивается реализация правовых норм и принятие решений в сфере права. В работах ученых правовой механизм рассматривается с разных точек зрения и в разных аспектах. Некоторые ученые, например, выделяют следующие основные элементы правового механизма: законы, органы государственной власти и управления, суды и иные институты правосудия, правоприменительные органы, система правовых норм, общественные организации и профессиональные группы. Другие ученые подчеркивают, что правовой механизм включает в себя не только формальные элементы, но и социально-экономические, политические и культурные факторы, которые также оказывают влияние на его функционирование [2]. Некоторые исследователи подходят к изучению правового механизма с точки зрения его эффективности и эффективности правовой системы в целом, выделяя такие аспекты, как качество законодательства, реализация прав и свобод граждан, коррупция в правоохранительных органах, долгота судебных процессов и др. Авторы, определявшие исследуемое понятие в своих работах, применяли для определения понятия «правовой механизм» различные методологические подходы. Так, например, М.В. Пономарев пишет о понимании правового механизма не как просто набора юридических средств, а как устоявшейся, четко определенной и зарытой системы [2, c. 107]. В.В. Гончаров и И.И. Пефитьев используют в своей работе методологический подход, согласно которому правовой механизм понимается 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru как «определенная система средств и факторов», выполняющая ряд функций, включая социальные и иные функции государства. А.Д. Селюков понимает правовой механизм как «урегулированный нормами права комплекс управленческих отношений по применению методов, инструментов, правил». И.А. Солодов обращает внимание на то, что государство вовлекает в правовой механизм различные органы государственной власти. О. Андреева отграничивает правовые механизмы от средств реализации функций государства. На необходимость отграничения механизма правового регулирования от средств правового регулирования указывают в своей работе М.В. Лушникова и А.М. Лушников. В целом, понятие правового механизма является важным для понимания функционирования правовой системы и ее роли в жизни общества [3]. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) отвечает за реализацию политики государства по защите конкуренции в России. Федеральная антимонопольная служба имеет широкие полномочия по пресечению нарушений антимонопольного законодательства и защите прав потребителей. Основные инструменты, которыми располагает Федеральная антимонопольная служба в процессе реализации правовых механизмов для защиты конкуренции: 1. Антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство устанавливает запреты и ограничения на монополистическую деятельность и противодействует созданию картелей, монополий и доминирующих позиций на рынке. 2. Контроль за слияниями и поглощениями. ФАС РФ осуществляет контроль за слияниями и поглощениями, которые могут привести к существенному искажению конкуренции и снижению выбора потребителей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 3. Рассмотрение жалоб и обращений. Любой гражданин, организация или иностранное юридическое лицо могут обратиться в ФАС РФ с жалобой на нарушения антимонопольного законодательства. 4. Применение антимонопольных санкций. ФАС РФ может применять различные административные и экономические санкции, направленные на восстановление конкуренции и предупреждение дальнейшего нарушения антимонопольного законодательства. 5. Судебный контроль. ФАС РФ может обратиться в суд с требованием о признании нарушения антимонопольного законодательства и возложении на нарушителя санкций. Реализация правового механизма защиты конкуренции в стране требует от Федеральной антимонопольной службы системного подхода, взаимодействия с другими государственными органами, бизнес-сообществом и общественностью. Важными задачами являются повышение информированности населения о правах потребителей, а также содействие развитию конкуренции на всех уровнях экономической деятельности. Существует несколько проблем, связанных с реализацией правового механизма защиты конкуренции в деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: 1. Недостаточная прозрачность работы ФАС России. Орган не всегда предоставляет информацию о своей деятельности по защите конкуренции, что вызывает вопросы у граждан и бизнеса. 2. Сложность процессов проверки нарушений. Для выявления нарушений антимонопольного законодательства необходимо проводить доскональную проверку бизнеса и его конкурентов, что может занять значительное время и стать неэффективным для развития конкуренции [4]. 3. Недостаточная эффективность принимаемых мер. Некоторые санкции, назначаемые ФАС России, не являются достаточно сильными и не способны предотвратить повторные нарушения. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4. Низкая квалификация сотрудников ФАС России. Нередко сотрудники Федеральной антимонопольной службы не имеют достаточных знаний и опыта в области антимонопольного законодательства, что может привести к несправедливым решениям. 5. Отсутствие адекватного контроля за рынком в малых и средних городах. ФАС России не всегда имеет возможность контролировать рынок в малых и средних городах, где местные бизнесмены и предприниматели часто нарушают антимонопольное законодательство. Решение проблем, связанных с защитой конкуренции, требует комплексного подхода со стороны государства, предпринимателей и общественности. Необходимо проводить обучение и повышение квалификации сотрудников ФАС России, повышать прозрачность и доступность информации о деятельности антимонопольного органа, а также налагать более эффективные санкции за нарушения антимонопольного законодательства. Список литературы: 1. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15. 2. Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно- правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юридический мир. 2010. № 7. С. 45–49. 3. Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 106–110 4. Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7. С. 2–5. 29. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru