- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Игнатенко М.А.
PDF файл статьиУДК 37.013.77 Игнатенко Маргарита Александровна студентка 2 курса, Педагогика и психология образования Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: kiral483@yandex.ru Научный руководитель: Титова Г. Ю. кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ- СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: Сегодня профессиональные образовательные учреждения несут ответственность за адаптацию детей-сирот после детского дома, за формирование у студентов из числа детей-сирот культуры и нравственного облика. В связи с этим психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении уделяется много внимания, поэтому актуальность исследования не вызывает сомнений. В исследовании обобщены основные принципы организации модели сопровождения адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении. В статье также раскрыты неблагоприятные факторы и проблемы детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении. Ключевые слова: адаптация, дети-сироты, студенты, профессиональное образовательное учреждение, модель психолого-педагогического сопровождения. Ignatenko Margarita Aleksandrovna 2nd year student, Pedagogy and psychology of education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific adviser: Titova G.Y. candidate of pedagogical sciences, associate professor, Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru ORGANIZATIONAL MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF ORPHANS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION Abstract: Today, professional educational institutions are responsible for the adaptation of orphans after the orphanage, for the formation of culture and moral character among students from among orphans. In this regard, a lot of attention is paid to the psychological and pedagogical support of the adaptation of orphans in a professional educational institution, so the relevance of the study is beyond doubt. The study summarizes the basic principles of the organization of the model of support for the adaptation of orphans in a professional educational institution. The article also reveals the adverse factors and problems of orphans in a professional educational institution. Key words: adaptation, orphans, students, professional educational institution, model of psychological and pedagogical support. Дети-сироты значительно сложнее адаптируются в обществе, поскольку они лишены возможности формирования первоначального опыта ответственного отношения в семье или приобретают асоциальный жизненный опыт, что затрудняет процесс формирования осознанного выбора своего будущего. Внутри детского дома воспитанники не ощущали особых проблем, их потребности реализовывались без их участия. В изучении этой проблемы важную роль сыграли труды Г.М. Андреева [1], Н.Ф. Головановой [3], И.А. Мавриной [4] и др. Сироты не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно. Основными проблемами детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении это: неумение понимать окружающих, пассивная, иждивенческая жизненная позиция, завышенная или слишком заниженная самооценка, готовность принимать асоциальные формы поведения, склонность к 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru асоциальному поведению, отсутствие коммуникативной компетентности, отсутствие профессионального самоопределения, правовая некомпетентность, негативные паттерны поведения в межличностных отношениях. Неблагоприятными факторами являются также: низкий интеллект, отсутствие инициативы, чрезмерная открытость и доверчивость, психопатические черты, такие как возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство и т.д.), нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость), отягощенная наследственность. Неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии, что представляет значительные трудности их адаптации в профессиональном образовательном учреждении. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью студентов данной категории. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска. Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по организации и осуществлению процесса социальной адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении [4]. Успешность адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении можно обеспечить только при условии создания организационной модели психолого-педагогического сопровождения. Процесс сопровождения адаптации личности состоит в развитии способности человека преодолеть отчуждённость, принимать и понимать свои 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru социальные роли и роли окружающих. Данная способность возможна во взаимодействии с другими людьми посредством различных социальных, социально-психологических и социально - педагогических механизмов. При организации модели сопровождения адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении, необходимо взять за основу принципы, предложенные С.А. Беличевой [2]: 1. Принцип социальной детерминации (заключается в том, что процесс социальной адаптации детерминирован социальными условиями существования общества обуславливающими как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом в процессе формирования своих членов). 2. Принцип самодетерминации (предлагает активную целенаправленную деятельность человека по преобразованию условий собственного развития и окружающей среды). 3. Принцип деятельности опосредования (указывает, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, он интериоризирует общекультурные ценности). 4. Принцип системного рассмотрения природных и социальных факторов, обуславливающих социальное развитие индивида (предполагает рассмотрение социальной адаптации с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских и других связей). Организационная модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирот в профессиональном образовательном учреждении подразумевает повседневную деятельность, включающую в себя психолого- педагогическую диагностику особенностей развития студента, определение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 мотивов поведения, психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, социальные тренинги, способствующие повышению уровня адаптации. Необходимо вести углубленную индивидуальную работу, основанную на комплексной диагностике психоэмоционального состояния студента. Включить развивающие занятия со студентами категории детей-сирот по усилению познавательной сферы, развитию эмоционально-волевой, формированию положительной «я-концепции» и адекватной самооценки. Список литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект пресс, 1998. 376 с. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: учебное пособие. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 221 с. 3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 272 с. 4. Маврина И.А. Социальность современного образования: учебное пособие. Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. 182 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 5