- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА Н. М. КАРАМЗИНА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Тулин А.Н.
PDF файл статьиУДК 092 Тулин Александр Николаевич студент бакалавриата филологический факультет Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск e-mail: great.tulin@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА Н. М. КАРАМЗИНА В ПОВЕСТИ «БЕДНАЯ ЛИЗА» Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности построения психологизмов в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. В центре сюжета выделяются два главных персонажа: Лиза и Эраст, на основе которых можно четко проследить основное содержание психологизма. Ключевые слова: психологизм, сентиментализм, повесть. Tulin Alexander Nikolaevich bachelor student Faculty of Philology Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev Russia, Saransk FEATURES OF N. M. KARAMZIN'S PSYCHOLOGISM IN THE STORY "POOR LIZA" Abstract: This article discusses the features of the construction of psychologisms in the story "Poor Lisa" by N. M. Karamzin. In the center of the plot, two main characters stand out: Lisa and Erast, on the basis of which one can clearly trace the main content of psychologism. Key words: Psychologism, syntementalism, a novel. В литературе под психологизмом понимают внутреннее состояние героя, способное выражать его характер. Автор, создавая свое произведение, отражает в психологизме душевное состояние того или иного героя, тем самым предоставляя возможность читателю понять героя таким, каким его задумал автор. Проблема психологизма в художественной литературе в настоящее время является не полностью изученной. Опираясь на последние исследования Ю.М. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Лотмана, В.А. Мескина, что художественный психологизм еще не полностью определился как предмет научного изучения. Автор литературного произведения стоит на пути выражения души человека посредством слова. Его чувства, эмоции и переживания, сокрытые глубоко внутри, благодаря писателю, выходят на поверхность. При этом в произведениях автора демонстрируют определенное мировосприятие, отношение к миру своих творцов как представителей конкретных исторических поколений и исторических эпох. Ю.М. Лотмана, В.А. Мескина, Ф.А. Эмина, А.Б. Есин. Целью нашего исследования является попытка рассмотреть особенности изображения внутреннего состояния героев в повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Стоит заметить, что Н. Карамзина интересовали политические события, социальные условия народной жизни. Что, собственно, свойственно эпохе литературного сентиментализма. Автор повести «Бедная Лиза» в своих трудах имел опору на Фридреха Шиллера. Не смотря на это Н.М Карамзин смотрел на своих героев сквозь призму непосредственного сентиментализма, в отличии от своего «романтического собрата». Поесть Николая Михайловича начинается и заканчивается обрисовкой местности Симонова монастыря, которая отражается в памяти повествователя мыслью о трагичном повороте в судьбе главной героини. Как отмечал М. Бахтин, «автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие» [1, с. 187]. Еще до развития основных событий в эмоционально-насыщенном пейзаже четко структурированы темы главных героев произведения — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов». Тема Лизы, сопряжённая с судьбой великолепным естеством природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». И тема рассказчика, чье пространство не имеет физического характера. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Оно духовно и эмоционально. Он летописец своих героев, способный переживать им и сострадать. Как известно, Н.М. Карамзин был выдающимся историком. А творчество автора неразрывно связано с его мировоззрением и родом деятельности. С ним в повествование проникает тема большой истории отечества – и история одной души и любви оказывается ей подобна. Это сопоставление двух совершенно разны конфликтов – исторического и частного, что делает произведение основополагающим литературным фактом, которые косвенно дает свое начало социально-психологическому роману. Описание природы неразрывно связано с образной системой. Вводя дополнительный аспект психологизма повествовании, автор расширяет суждение о духовной жизни природы. Вся картина любви героев помещена в историю жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Литературные приемы, окрашивающие произведение в тона живой человеческой эмоции и непосредственно психологизма, без малейшего признака прямой декларативной оценки, заставляют внимательнее присмотреться к образу автора. Его прямая речь изложена история бедной девушки, услышанная им некогда от одного из героев. Образ автора-повествователя, включенный в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица. В данной повести Лиза выступает в роли эмоциональной девушки, способной принимать все гораздо ближе к сердцу, чем ее окружение. Она умеет любить, сострадать, надеяться. Карамзин описывает свою героиню как наивную, честную девушку, которая с первых строк напоминает совсем маленькую девочку, в силу своего возраста смотрящая на мир сквозь так называемые «розовые очки». Человека, все еще лишенного разочарования. А.В. Карельский подчеркивает «историю романтической любви «вопреки» общественным установкам. Любовь между людьми разных сословий, по его мнению, не могла быть счастливой. Эраста привлекала в девушке ее наивность…» [4, с. 395]. Но Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 герой не готов был к платонической любви. Это была совершенно не его стихия. Следует обратить внимание на то, как были одеты герои. Лиза была бедной девушкой. Ее одежда соответствовала ее положению. Точно так же было и с Эрастом, богатым дворянином, что сразу же показывало контраст между этими молодыми людьми. Лиза, чья небогатая жизнь была лишена роскоши, не знала лжи. Ей не было открыто искусство бутафорской любви, а Эраст, соответственно, был разбалован своим положением в обществе. Любовь, а точнее страсть, Эраста построена на грехе и обмане, которая заканчивается трагично. Эпилогом их взаимоотношений становится страшный грех самоубийства, погубивший не только тело, но и душу Лизы. Счастья не обрел и Эраст, который до конца своих дней становится собственным палачом, бичуемым самого себя за смерть девушки. Карамзин показал, как смешение двух характеров привело к несчастливому итогу и повлекло за собой трагедию, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился. Как известно, Николай Михайлович является источником русского сентиментализма – литературного направления, для представителей которого художественное постижение внутренней жизни человека было приоритетной творческой задачей. Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Это ли не главный показатель психологизма? Всего лишь за несколько десятков страниц сентиментального произведения показываю нам весь спектр эмоций и психологизма героев. Окунают читателя в мир страстей человека невинного, впавшего в злые сети корыстолюбивых героев. Повесть «Бедная Лиза» создана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин и крестьянка не могут обрести гармонии. Они не в силах осчастливить друг друга. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Разуемеется, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе, было то, что автор первым из писателей, творивших тему классовой любви, решил описать свой сюжет так, как он скорее всего закончился бы в реальной жизни – смертью Лизы. Несмотря на это, новаторство литературной манеры Николая Михайловича этим не заканчиваются [2-3]. Сама повесть, литературный язык и мировоззрение автора, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на приведенную историю, отмечены печатью яркого литературного изобретения. Повесть открывается «музыкой описания окрестностей», которые были связаны с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страданиях простого народа. Он описал в своем труде переход с гражданской темы на личностную, в которой основной предмет интереса – духовный мир людей, углубленно описали внутренний мир героев, их эмоции. В его произведениях психологизм получил свое самое точное описание и обоснование. Список литературы: 1. Бахтин М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: «Азбука», 2000. 336 с. 2. Берков П.Н. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. М.: «Художественная литература», 1964. Т. 1. 78 с. 3. Горький М. Предисловие к книге «Р Шатобриан «Ренэ». Б. Констан «Адольф» (История молодого человека XIX столетия). Серия романов под редакцией. М.: Журнально-газетное объединение, 1932. 14 с. 4. Карамзин Н.М. Бедная Лиза: повесть. СПб.: Лениздат, 2014. 285 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru