- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Рослякова А.А.
PDF файл статьиУДК 373.2 Рослякова А.А. студентка бакалавриата Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Россия, г. Липецк e-mail: nastya.sterkhova.98@mail.ru Научный руководитель: Романова Ю.В. кандидат педагогических наук, доцент Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Россия, г. Липецк e-mail: romanowlip@mail.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ Аннотация: В статье рассматривается классическая методика обучения пересказу детей дошкольного возраста в ДОУ. Дошкольники часто не умеют выражать свои мысли, не умеют грамотно строить предложения. Совершенствуя навык пересказа, дошкольники готовятся к школьному обучению, постигают навыки социализации. Поэтому тема актуальна для педагогов, работающих с дошкольниками, а также родителям. Ключевые слова: дошкольник, пересказ, текст, речевое развитие, педагогика, ребенок, предложение, наглядность, чтение. Roslyakova A.A. bachelor student Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan- Shansky Russia, Lipetsk Scientific adviser: Romanova Yu.V. candidate of pedagogical sciences, associate professor Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan- Shansky Russia, Lipetsk PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION OF A CHILD 2-3 YEARS OLD TO KINDERGARTEN 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article discusses the classical method of teaching retelling to preschool children in preschool. Preschoolers often do not know how to express their thoughts, do not know how to correctly build sentences. Improving the skill of retelling, preschoolers prepare for school, comprehend the skills of socialization. Therefore, the topic is relevant for teachers working with preschoolers, as well as parents. Key words: attention, younger preschool age, voluntary, post-spontaneous, involuntary attention. Научить ребенка пересказу в дошкольном возрасте достаточно сложно. Связано это с тем, что этапы речевого развития проходят у дошкольников неравномерно и часто нарушаются. Педагог должен научить ребенка составлять простые и сложные предложения, повторять правильно за педагогом фразы и предложения, подбирать синонимы и антонимы, понимать текст, выделять в нем главное и второстепенное, пополнять активный и пассивный словарь [1]. По мнению В.П. Глухова, связная речь определяется как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной связи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [2]. Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [3]. Дошкольники, даже умеющие читать, не могут еще в полном объеме пересказать прочитанный текст, так как навык чтения еще находится на начальном этапе. Поэтому дети дошкольного возраста могут чаще всего пересказывать текст, который почитал им взрослый. Педагогу необходимо помнить о принципе наглядности при работе с дошкольниками. При ознакомлении с текстом для пересказа ребенку следует показать иллюстрации, рисунки для того, чтобы воспринимался легче и быстрее. С самыми маленькими детьми (2-3 года) чаще используется совместное рассказывание текста с договариванием ребенком отдельных слов и фраз. Текст для пересказа должен быть подобран в соответствии с возрастными и речевыми возможностями ребенка. Текст должен иметь воспитательную, художественную ценность [4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Если в тексте встретились новые слова для ребенка, необходимо перед пересказом объяснить их смысл, показать картинку или предмет (если это существительное). Незнакомых слов в тексте для пересказа не должно быть больше трех. Скорость прочтения текста педагогом должна соответствовать возрасту. Чем младше ребенок, тем скорость чтения меньше. Читать текст необходимо выразительно, соблюдая интонацию. Текст для пересказа читается ребенку не менее двух раз. После второго прочтения задаются вопросы по тексту. Они должны быть подобраны таким образом, чтобы ребенок не отвечал односложно. Если дошкольник не может правильно сформулировать ответы на вопросы по тексту, ему необходимо помогать. Если необходимо, нужно читать текст четыре-пять раз. Затем педагог предлагает ребенку пересказать сюжет своими словами. Лучше это делать в игровой форме, например, ребенок рассказывает текст игрушечному герою, который хочет его послушать. Для младшего дошкольного возраста для обучения пересказу можно использовать серию сюжетных картинок. Для более старших детей возможно использование мнемотаблиц и схем. При пересказе текста дошкольники часто допускают следующие ошибки. Домысливают события, о которых в тексте не говорится. Это хорошо, так ребенок проявляет свое богатое воображение. Можно это обыграть и придумать разное развитие событий. Но потом обязательно вернуться к тексту и пересказать его еще раз. Нередко дети при пересказе нарушают последовательность событий. В таком случае надо задать ребенку дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что он правильно понял смысл текста. Бывает, что какую-то часть текста ребенок рассказывает подробно, последовательно, а другую часть сокращает. В таком случае необходимо больше времени уделить той части, которую ребенок сократил или пропустил, задать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 дополнительные вопросы по ней. Если дошкольник допускает грамматические ошибки, нужно его исправлять сразу и просить повторить правильно. Навык пересказа развивает у дошкольников память, кругозор, способствует развитию связной речи, пополняет словарный запас, учит грамотному изложению мыслей. Эти навыки имеют важное значение в школьном обучении и дальнейшей жизни. Список литературы: 1 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Педагогика, 2003. 136 с. 2 Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. М.: АРКТИ, 2004. 168 с. 3 Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2006. 191 с. 4 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 528 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4