- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ШЕЙМИНГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Подковырина В.С., Санникова Д.В.
PDF файл статьиУДК 808.2 Подковырина Вероника Сергеевна студентка Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Россия, г. Нижний Новгород e-mail: veranika.podkovyrina@yandex.ru Санникова Диана Владимировна студентка Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Россия, г. Нижний Новгород Научный руководитель: Новосёлова Антонина Николаевна кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры судебной экспертизы Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Россия, г. Нижний Новгород ШЕЙМИНГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ- КОММУНИКАЦИИ Аннотация: В данной статье рассматривается в качестве речевой агрессии способы ее открытого проявления, а именно шеймиг в социальных сетях. Речевую агрессию можно рассматривать, как такой тип речевого поведения, при выборе которого человек, порождающий высказывание, выбирает речевые стратегии и тактики, а также языковые средства для их реализации. В статье указывается о намеренном, деструктивном, конфликтогенном речевым поведением с целью оказать негативное эмоциональное воздействие на оппонента. Такой тип речевого поведения особенно явно реализуется в процессе интернет-коммуникации, поскольку Интернет представляет собой особую коммуникационную среду, где взаимодействие происходит по особым правилам. Ключевые слова: шейминг, речевая агрессия, коммуникация, интернет. Podkovyrina Veronika Sergeevna student National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky Russia, Nizhny Novgorod Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Sannikova Diana Vladimirovna student National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky Russia, Nizhny Novgorod Scientific adviser: Novoselova Antonina Nikolaevna candidate of philological sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Forensic Examination National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky Russia, Nizhny Novgorod SHAMING AS A FORM OF SPEECH AGGRESSION IN INTERNET COMMUNICATION Abstract: In this article, the methods of its open manifestation, namely, shamig in social networks, are considered as speech aggression. Speech aggression can be considered as a type of speech behavior, when choosing which the person generating the utterance chooses speech strategies and tactics, as well as language means for their implementation. The article indicates intentional, destructive, conflictogenic speech behavior in order to have a negative emotional impact on the opponent. This type of speech behavior is especially clearly realized in the process of Internet communication, since the Internet is a special communication environment where interaction takes place according to special rules. Key words: shaming, speech aggression, communication, Internet. Профессиональная деятельность, особенно связанная с ежедневным общением с большим количеством людей, несет в себе не только приятные знакомства и сотрудничество, но и неприятные ситуации [1-6]. И одна из них — публичный «шейминг» или прилюдное унижение Ше́йминг (от англ. to shame – стыдить)-это сленговое выражение, которое получило распространение в социальных сетях и обозначает публичное осуждение в форме высмеивания, унижения и травли (кибербуллинга) лица за поведение или поступок, признаваемый некоторым сообществом неподобающим или недопустимым, направленное на более конкретные и приземлённые вещи – одежду, пищевые привычки, внешний вид. От других дискриминационных практик шейминг отличается преимущественно средой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 распространения (онлайн, в меньшей степени офлайн), ограниченным набором оснований (внешность, потребление) и предосудительностью (шейминг, как правило, рассматривается как вредное или антигуманное поведение). Шейминг – одна из форм речевой агрессии, которая заключается в унижении, осуждении или критике другого человека. Эта форма слова нередко используется как средство социального контроля, при котором жертва оказывается в положении общественного предателя, имеющего либо несогласные с мнением общества или группы ценности, либо совершившего какое-то преступление. Применяется в качестве средства речевой агрессии, которая может привести к страданию и психологической травме целого ряда людей, включая тех, кто является объектом шейминга, и тех, кто наблюдает за этим. Например, шейминг может привести к потере самоуважения, доверия к окружающим и повышенному уровню тревоги у жертвы. Простыми словами — это попытка публично унизить, осудить и вызвать стыд у другого человека из-за его мнения, личных убеждений или поведения. Такая речевая агрессия используется в разных сферах общественной жизни: в медиа, в политике, в социальных сетях, в учебных заведениях или в работе. С помощью массовости каналов коммуникации жертва может быть подвергнута внушительному числу общественного осуждения со стороны окружающих людей, что может оказаться для нее весьма травматичным. Отметим также, что шейминг часто концентрируется на личность жертвы, а не на действии, что противоречит логике здравого смысла, с точки зрения которого гораздо более эффективно рассматривать факты действий, а не уличить в недостатке как личности. Шейминг не является элегантным и продуктивным формой общения и разрешения многих социальных проблем, особенно при обсуждении глобальных проблем, таких как коррупция или рассизм. Кроме того, можно выделить и разновидности шеймингов, которые рассматриваются более специально, например, родительский или сексуальный. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Такой тип унижения может произойти в различных ситуациях: конфликт с коллегой на работе, ссора с партнером, обсуждение политических взглядов в социальных сетях и т.д. Приведем примеры шейминга: - Оскорбление человека за его низкий уровень образования. - Критика и осуждение за то, что кто-то не следует диете или не занимается спортом. - Уронившая на землю продукты продавщица, которая была оскорблена и высмеяна другими клиентами. - Социальный выговор от коллег на работе за то, что вы не заслужили повышения. - Критика родителей за что-либо, что сделали их дети. В интернете шейминг может проявляться в комментариях на социальных сетях, в тематических форумах и блогах. В данной сфере такой тип общения стал особенно распространенным явлением. Это проявление негативного общественного воздействия на человека, заключающееся в оскорбительных комментариях, унижениях и критике на публичной площадке. Этот способ унижения нередко используется в социальных сетях, в блогах, на форумах, в комментариях к новостям и других онлайн-платформах. Шейминг в интернете может быть направлен не только на действия, но и на личность человека. Нередко люди, высказывающие свое мнение, становятся жертвами унижения, осуждения и критики со стороны других пользователей. Интернет-шеймерство может также иметь насильственный характер – когда люди используют угрозы и насилие для того, чтобы показать свою силу и контролировать других. Но унижение публично может привести к серьезным последствиям: жертва может испытать депрессию, тревогу, страх и другие негативные эмоции. Это может привести к снижению самооценки и уверенности в себе, и даже вызвать болезненную реакцию на упоминание темы, которая стала предметом унижения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 Кроме негативных последствий для жертвы, интернет-шейминг также не способствует здоровому диалогу и решению проблем. Использование слов для унижения не создает возможность для продуктивного диалога и разрешения конфликтов. Вместо того, чтобы находить конструктивные пути к решению проблемы, люди находятся в состоянии защиты своих личных лидеров, что приводит к еще большему разрыву между сторонами. Шейминг в интернете – это чрезвычайно разрушительная форма речевой агрессии, которая может привести к серьезным психологическим и эмоциональным последствиям для жертвы. Это также противоречит здравому смыслу и не создает условий для продуктивного диалога и разрешения конфликтов. Поэтому мы должны постараться использовать методы продуктивного общения, которые учитывают права и человеческое достоинство всех участников и обеспечивают более здоровое и конструктивное взаимодействие в интернете. Причины использования шейминга в интернете могут быть различными: некоторые люди хотят подчеркнуть свою превосходность, другие — вызвать внимание к своим мнениям или подчеркнуть свое принадлежность к определенной группе. Независимо от причин, шейминг является непродуктивным и вредным для всех его участников. Приведем ниже отрывок полилога, как пример шейминга в комментариях под постом с фотографией известной среди молодежи певицей- Просто Лера, в социальной сети «ВКонтакте»: Wolfram Anna: Что происходит- непонятно. Мальчик это или некрасивая девочка… Вкатим жир в массы? Даша Пирогова: да вы с ней примерно одинаковые… (ответ на комментарий Wolfram Anna) Валерия Доленко: Нашлась красотка. Желаю набрать как минимум пару десятков килограмм (ответ на комментарий Wolfram Anna) Sonny Lliil: на свой нос глянь и рот свой прикрой, пока тебе лицо консервной банкой в переулке не вскрыли (ответ на комментарий Wolfram Anna) 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Николай Ник: Лера? Из этих двух бегемотов, кто эта Лера? Li_brown_eyes: В двери не пролезла? Belyi.landysh: Ничего себе жируха какая!! Жрать меньше надо! Vira.vira.el: такая огромная… В данных комментариях мы видим: нарушение этических норм, переход на личности (на свой нос глянь и рот свой прикрой, да вы с ней примерно одинаковые) является самым ярким примером шейминга в интернете. Полилог начинается с реплики-троллинга - Что происходит- непонятно. Мальчик это или некрасивая девочка… далее следует ответная реплика с переходом на личности и намеренной попыткой оскорбления, принижающей социальный статус адресата - да вы с ней примерно одинаковые … Пользователи используют в письменной речи пассивно-агрессивную интонацию, которая выражается в словах: Что происходит- непонятно/ да вы. Во всех комментариях можно заметить переход на личности, а также пассивно-агрессивные оскорбления, которые затрагивают самооценку адресата. Также в этом примере хорошо выделен аспект проявления шейминга с насильственным подтекстом: …пока тебе лицо консервной банкой в переулке не вскрыли. Такая форма шейминга наиболее опасна, так как она затрагивает не только душевное унижение и оскорбление, а физическую безопасность адресата, что может привести к тревожности и паранойе. Поэтому рекомендуется избегать такого рода общение и искать конструктивные способы решения проблем. Так как жертва чувствует себя оскорбленной и униженной. Безусловно, консультация со специалистом в подобных ситуациях очень поможет. Для того чтобы избежать шейминга, важно уважать мнения и права других людей, а также общаться в интернете без агрессии и подачи себя нравоучителем. Если Вы сталкиваетесь с шеймингом, важно не поддаваться на провокации и сохранять спокойствие, не удалять сообщения, а обратиться к администрации ресурса. В заключение, можно сказать, что шейминг является одним из наиболее распространенных и контрпродуктивных способов общения и речевой агрессии. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Он основан на личной антипатии, не предназначен для обратной связи или продуктивного диалога, может нанести его жертве невосполнимый вред. Вместо этого мы должны использовать методы продуктивного общения, которые учитывают права и человеческое достоинство всех участников. Список литературы 1. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативный-дискурсивный подход: автореф. дис. … док-ра филол. наук. Челябинск, 2005. 298 с. 2. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления : учебное пособие. М.: Флинта, 2004. 221 с. 3. Василец И.П. Короникулы, свайпить и шейминг: анализ дискурсивных практик социальной реальности на примере неологизмов молодёжной аудитории // Символ науки. 2020. № 5. С. 134-138. 4. Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49–55 5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 428–472. 6. Титлова А.С. Шейминг в онлайн-комментарии как следствие анонимности интернет-коммуникации // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 71. Ч. 4. С. 60–63. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7