- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Дога А.А.
PDF файл статьиУДК 37.013 Дога Антонина Александровна студентка 6 курса Гуманитарно-педагогическая академия(филиал) Крымский федеральный университет в г. Ялта Россия, г. Ялта e-mail: doga.tosya@mail.ru Научный руководитель: Моцовкина Е.В. кандидат наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия(филиал) Крымский федеральный университет в г. Ялта Россия, г. Ялта ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Аннотация: В статье рассматривается проблема профилактики жестокого обращения с детьми условиях трансформации современного общества. Приведен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по указанной проблеме, а также уточнены и проанализированы основные понятия с точки зрения нормативно-правового законодательства Российской Федерации. Обобщены и уточнены проблемные стороны процесса профилактики жестокого обращения с детьми. Доказано, что, проблема жестокого обращения с детьми в социальной среде нуждается в более детальном изучении в условиях современного социально-политического положения в стране, которое основывается на отечественном опыте социальной защиты детства. Ключевые слова: профилактика, жестокое обращение, дети, законодательство, образовательные организации. Doga Antonina Alexandrovna 6th year student Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta Scientific adviser: Motsovkina E.V. Candidate of Sciences, Associate Professor Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) Crimean Federal University in Yalta Russia, Yalta 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru STUDY OF THE PROBLEM OF PREVENTION OF ABUSE WITH CHILDREN IN MODERN SOCIETY Abstract: The article deals with the problem of prevention of child abuse in the context of the transformation of modern society. An analysis of the studies of domestic and foreign scientists on this problem is given, as well as the basic concepts are clarified and analyzed from the point of view of the legal legislation of the Russian Federation. The problematic aspects of the process of preventing child abuse are summarized and clarified. It has been proved that the problem of child abuse in the social environment needs to be studied in more detail in the conditions of the current socio-political situation in the country, which is based on the domestic experience of social protection of childhood. Key words: prevention, abuse, children, legislation, educational organizations. Современное российское общество находится на этапе модернизации и реформирования всех институтов государственной и исполнительной власти, деятельность которых направлена на решение социально-экономических проблем и укрепление безопасности страны, повышение качества жизни и социальной защищённости всех категорий граждан, минимизацию влияния рисков и угроз провоцирующих жестокость и насилие в социальной среде в целом, а так же в различных образовательных организациях, которые можно дифференцировать по различным типам и видам образовательных сред. В процессе взросления ребенку приходится сталкиваться с насилием и проявлениями агрессии со стороны различных агентов социальной среды, он подвергается насилию в семье, школе. Нередко дети становятся участниками (жертвами) межэтнических и религиозных конфликтов, источником которых выступают многочисленные средовые факторы-влияния, феноменология национального социокультурного многообразия и противоречивость субкультурных характеристик подрастающего поколения детей. Проблема жестокого обращения с детьми в ее широком понимании составляет предельно масштабную сферу исследования в рамках международного права человека. Жестокое обращение с ребенком, которым является личность, не достигшая 18-летнего возраста, согласно (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка), влечет нарушение ряда основных прав человека, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 принадлежащих ему с рождения. Речь идет о праве на жизнь, право не подвергаться пыткам, право на свободу; право на уважение к частной жизни; неприкосновенность жилья; право пользоваться совершенными услугами системы охраны здоровье; благами социального обеспечения; право на уровень жизни, необходимое для нормального развития; на образование; на отдых; на особую защиту: от угонов и продаж, от различных форм эксплуатации, физического и психического насилия и т.д. [2]. Вопрос профилактики жестокого обращения с детьми часто поднимается в научных исследованиях, и в практической деятельности специалистов образовательных организаций и работников социальной сферы, так, последствия жестокого обращения для личности ребенка рассматриваются в социологических трудах Э. Дюркгейма, Р.К. Мертона; социально- психологические аспекты проблемы отражены в работах Н.В. Агазаде; проблемы воспитания «трудных детей» рассматриваются в педагогических и социально- педагогических работах A.B. Мудрика, Е.А. Быковой. Законодательно, рассматриваемые вопросы и юридические аспекты обозначенной проблемы, регламентируются нормативно-правовыми документами Российской Федерации. В частности, в Уголовном Кодексе РФ предусмотрены особенности ответственности за жестокое обращение с детьми[3]. В отечественной юридической практике проявления жестокости (жестокого обращения с детьми и подростками) наказуемы, однако преобладает мнение, в рамках которого, Уголовным кодексом Российской Федерации регламентируется незначительная часть требований к обеспечению благополучной жизни ребенка в семье. Сюда относят ряд действий, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка: нанесение тяжелых телесных повреждений, посягательство на жизнь и здоровье, насилие во всех формах его проявления [4]. Принимая во внимание недостаточную регламентации наказания за совершение насильственных актов над детьми, вопросу профилактики Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 семейного жестокого обращения с ними посвящается все больше как теоретических, так и практических исследований в различных областях науки. Учитывая особенности российского менталитета, насилие в рамках семьи является обыденным явлением, о нем не принято рассказывать, так как жертва часто испытывает чувство вины и страха осуждения. Принимая во внимание отсутствия в Российской Федерации закона о профилактики насилия в семье, многие акты жестокого обращения никак не могут быть регламентированы законодательно, и агрессор часто не несет за них ответственности. Ильина Г.А. в своих исследованиях отмечает, что дети подвергаются насилию и жестокому обращению в каждой семье [1]. Стоит отметить, что прогресс развития как государства, так и общества в целом основывается на формировании самосознания ребенка и детей в общем. Гражданское самосознание предполагает развитие таких качеств как ответственность, активная гражданская позиция, склонность к социально- полезной деятельности. Такая тенденция в государстве регламентируется внутренней политикой, которая осуществляется исключительно для детей. Сюда относят социальную защиту детства от насилия, оскорблений, эксплуатации в любом ее проявлении, сохранение права на жизнь, здоровье, образование, отдых в любой сфере детской жизнедеятельности. Основная ответственность за это сейчас возлагается на социальные институты, в частности на учреждения образования: детские сады, школы, университеты, досуговые объединения. Эти учреждения призваны выполнять несколько функций в этом направлении: - предание педагогического смысла функционированию государственных ведомств; - социальная защита детства; - организация образовательного процесса в соответствии с социальными запросами в данный момент [4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 Образовательные организации здесь занимают активную позицию в профилактике и коррекции последствий жестокого обращения с детьми в социуме, она являются наиболее активным субъектов системы защиты прав и интересов детей в соответствии с правами, установленными законом. Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми в социальной среде нуждается в более детальном изучении в условиях современного социально-политического положения в стране, которое основывается на отечественном опыте социальной защиты детства (практика работы Детского Фонда России, деятельность детских омбудсменов и различных фондов защиты семьи, материнства и детства и др.). В настоящее время заметным является актуализация проблемы профилактики жестокого обращения с детьми, фиксируется особая значимость ее решения в социально-психолого- педагогических аспектах, как для отдельно взятых российских регионов, так и страны в целом [3]. Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи [1]. В Российском законодательстве понятие «жестокое обращение» первые было описано в законодательном проекте «Кодекс о браке и семье РСФСР», который был принят в 1968 году. Согласно этого Кодекса, жестокое обращение являлось причиной, по которой родителей могли лишить прав воспитания и опеки над ребенком [5]. Таким образом, было впервые определено, что к формам жестокого обращения с детьми относится: ‒ физическое насилие; ‒ психологическое насилие; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 5 ‒ покушение на половую неприкосновенность, то есть сексуальное насилие; ‒ ущемление прав ребенка, следовательно, экономическое насилие. В Уголовном кодексе РФ в статье 156 под жестоким обращением с детьми понимают, как уголовно наказуемые действия со стороны окружения, так и те, которые ущемляют права ребенка, но не наказываются по закону [4]. В психолого-педагогической литературе отмечается, что при изучении личностного развития детей, ранее подвергшихся жестокому обращению в семье, метод воспитания в виде «кнута и пряника» для них становится обычным и дети убеждены, что в подобных ситуациях будут придерживаться такого стиля взаимодействия. Личность ребенка характеризуется преобладанием несобранности и ригидностью мышления, импульсивностью, рассеянностью, неуравновешенностью, самоуверенностью и нечувствительностью к поощрениям. Аллан Гюггенбюль в работе «Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости» отмечает, что при этом самостоятельность ребенка блокируется, он не склонен проявлять инициативу, для достижения чувства удовлетворенностью собой ему нужно приложить множество усилий. Они бояться совершить ошибку, при этом проявляют низкий интерес к любой деятельности, так как могут быть наказаны за некачественное ее выполнение Быкова Е.А. отмечает, что в этом направлении деятельности в российском законодательстве существует значительный пробел, который не позволяет подробно классифицировать насильственные действия в сторону ребенка и вовремя оказать ему помощь и защитить его права [1]. В специальной юридической литературе понятие «жестокое обращение с детьми» неоднократно являлось предметом научно-исследовательского анализа. Например, И.И. Медведа рассматривает жестокое обращение с детьми как «действия или бездействия со стороны окружения, которые наносят физический или психологический вред ребенку». С.В. Авдеева использует термин «жестокое Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 6 обращение», как обобщающее понятие и относит его «...ко всем формам насилия» и предлагает «...считать их взаимозаменяющими». Мы же разделяем точку зрения О.В. Белановской, считающей, что понятие «жестокое обращение» значительно шире категории «насилие» и включает в себя пренебрежение нуждами ребенка и его эксплуатацию в любой форме [1]. А.В. Мудрик разделяет социальную среду на две группы: микросреду и макросреду. К первой он относит ближайшее окружение человека, то есть семью, друзей, классный либо трудовой коллектив, а вторая затрагивает более широкие категории, такие как социальные институты, экономическое положение страны, общественное сознание и культура в целом. При этом отмечая, что влияние микросреды на развитие личности человека значительно выше, чем макросреды, так как человек рождается в ближайшем окружении и основные нормы и правила поведения закладываются именно здесь, следовательно, нарушения в системе этих отношений ярче отражаются на личности ребенка. Например, О.В. Логунова отмечает, что именно здесь он рождается и проводит первые годы жизни. Под влиянием этого социального института закладываются первые нормы и правила поведения, основы мировоззрения и восприятия окружения и своего место в нем. В рамках семейного воспитания ребенку прививаются модели поведения, основы поло-ролевых отношений, закладывается самооценка. При благоприятном и положительном воздействии семьи на ребенка у него формируется полноценная личность [3]. Таким образом, жестокое обращение с детьми предполагает нанесение ущерба его психическому и физического здоровью в форме насилия, ущемления прав и свобод, эксплуатации. При рассмотрении дел о насилии в отношении ребенка, жестокого обращения с ним должны обязательно учитывать международные стандарты защиты соответствующих прав человека, которые нарушаются вследствие совершения насилия по отношению к ребенку в тех или иных формах в пределах семьи или вне ее. Особенности международно-правовой защиты отдельных разновидностей прав человека и объема обязанностей государства по их обеспечению и гарантирование составляет предмет Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7 самостоятельных исследований. При этом важным аспектом общественных отношений выступает процесс профилактики, которая осуществляется в большинстве своем в рамках учреждений образования, социальной защиты населения, медицинских организаций и органов МВД. Список литературы: 1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 160 с. 2. Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. 178 с. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 8