- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Калашникова А.М.
PDF файл статьиУДК 37.025 Калашникова Анна Михайловна студентка Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Россия, г. Москва e-mail: a.m.kalashnikova@mail.ru ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: Вопрос духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста была и есть одной из основных проблем, которые стоят перед современным обществом: государством, семьёй, педагогами. Основным аспектом является: формирование представлений о милосердии В современном мире существует противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердию главной нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей начальных классов. Возникает частый вопрос, какими способами формировать данную добродетель? Одним из данных способов является знакомая многим проектная деятельность. Важно отметить, что такая проблема как формирование милосердия посредством использования проектной деятельности изучалась в научных кругах, например, такими людьми как: Богуш Е.А., Дорохина Л.Г., Максименко О.В., Немыкина Е.И., Лесникова С.А. В это же время развитие учебно-воспитательного характера в воскресной школе изучали: Агеева А.В. Косолапова Т.В. Никитская Е.А. Автор в этой же статьи вносит новшество в изучение проблемы. Он применяет ранее не используемые проекты и их сочетания с учебной деятельностью в воскресной школе. А именно социальные проекты. Ключевые слова: проект, проектная деятельность школьников, проектное обучение, воскресная школа. Kalashnikova Anna Mikhailovna student Orthodox St. Tikhon University for the Humanities Russia, Moscow EDUCATION OF MERCY: SOCIAL PROJECT ACTIVITY IN SUNDAY SCHOOL 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: The issue of spiritual and moral education of school-age children has been and is one of the main problems facing modern society: the state, the family, teachers. The main aspect is: the formation of ideas about mercy In the modern world, there is a contradiction between the objective need of our society for the education of a merciful personality and the insufficient level of attribution of the main moral value to charity in the process of organizing the life of primary school children. There is a frequent question, in what ways to form this virtue? One of these methods is a project activity familiar to many. It is important to note that such a problem as the formation of mercy through the use of project activities has been studied in scientific circles, for example, by such people as: Bogush E.A. Dorokhina L.G. Maksimenko O.V. Nemykina E.And Lesnikova S.A. At the same time, the development of educational character in Sunday school was studied: Ageeva A.V. Kosolapova T.V. Nikitskaya E.A. The author in the same article introduces an innovation in the study of the problem. He applies previously unused projects and their combinations with educational activities in Sunday school. Key words: project, project activity of schoolchildren, project training, Sunday school. Несмотря на многочисленные публикации по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по изучению социальной проектной деятельности именно в стенах воскресных школ. В силу того, что данное явление мало исследовано, проблема в такой постановке рассматривается впервые. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования представлений о милосердии у школьников в воскресной школе будет проходить наиболее результативно при организации социальной проектной деятельности. Целью данной статьи является представления исследования, проведенного для того, чтобы выявить способы организации социальной проектной деятельности для формирования представления о милосердии у детей школьного возраста в воскресной школе и экспериментально проверить их эффективность. Для определения понятий «милосердие» и «проектная деятельность» и обобщения существующих классификаций авторы проанализировали наиболее значимые работы в проблемной области. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Статья основывается на результатах полученных, в ходе экспериментальной деятельности. Рассматриваем социальные проекты – как способ формирования представления о милосердии. В доброте и милосердии – есть смысл жизни. Люди неоднократно говорят о добром отношении к тем, кто в этом нуждается. Доброта, милосердие, радость, переживание за других – создают основу человеческого счастья. Люди, которые делают добро другим, чувствуют себя намного счастливее. Как же это происходит? Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые в дальнейшем окажут влияние на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Одна из ведущих добродетелей, которая формируется не только внутри семьи, а также посредством государства, общества, образовательных организаций, является милосердие. Основным аспектом является: формирование представлений о милосердии. Младший школьный возраст считается наиболее хорошим для формирования представления о милосердии, поскольку школьники в этом возрасте проявляют интерес к содержанию моральных правил поведения, чувствительны и восприимчивы к влиянию окружающего мира, многое в поведении ребенка определяется, например, подражанием, развивается рефлексия, что, действительно, позволяет ребёнку младшего школьного возраста объективно оценивать свои поступки и давать оценку поступкам других людей: детей младших по возрасту, ровесников и даже взрослых. Так, например одним из методов может послужить проектная деятельность, которая так разнообразна и включает в себя одну из наиболее для нас актуальную деятельность – социальные проекты 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Милосердие – одна из важных добродетелей, является фактором становления духовно-нравственной основы личности младшего школьника, как и в общеобразовательных организациях так и в воскресных школах. Как же это можно осуществить? Чтобы в наши дни возродить культуру милосердия, надо подумать и о том, как передать детям опыт, который уже накоплен сегодня старшим поколением, участвующими во многих приходских благотворительных проектах. Конечно, нужно детям рассказывать и о древних милостивых святых, и о той подвижнической деятельности, которую вели Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, Святитель Павлин Милостивый, Святитель Вонифатий Милостивый, Преподобный Феофан Милостивый, св. прав. Иоанн Кронштадтский и прп мчц. Елизавета Федоровна, о современных сестрах милосердия и других милостивых людях. Но важно, чтобы эти рассказы подкреплялись бы возможностью самим детям поучаствовать в делах милосердия. Такую возможность детям должны предоставить их родители, учителя, духовники. В организации разных благотворительных акций уже накоплен определенный опыт, который может быть использован в работе воскресной школы. Дети не всегда могут понять, что значит не иметь денег на еду или на лекарства, многих удивляет когда родители их ограничивают в игрушках из-за нехватки средств и не понимают почему, или остаться без крыши над головой, или без родных, если ни они сами, ни их близкие не сталкивались с подобными проблемами. В результате на данное время у многих детей складывается впечатление, что такие проблемы просто на просто отсутствуют или они есть но далеко и они не задумываются о них. А если они отсутствуют, то, выходит, нечему и сочувствовать. Так изначально живущее в каждом ребенке чувство готовности помочь, прийти на помощь ближнему постепенно угасает, а потом исчезает напрочь. Чем старше становится ребенок, тем труднее бывает это чувство в нем пробудить. И уже сейчас совершенно очевидно, что нам необходимо создавать условия для того, чтобы чувство милосердия в наших Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 детях окончательно не исчезло. Вот почему так важно вовлекать детей в разнообразные благотворительные дела. А одной из образовательных сред, в которой происходит становление духовно-нравственной основы личности младшего школьника, формирования представления о милосердии как раз является воскресная школа. Давайте рассмотрим исследовательскую деятельность, проведенную на: База(е) исследования Воскресная школа при храме Почаевской иконы Божией Матери г. Балашиха. Русская Православная Церковь. Балашихинское благочиние Балашихинской епархии. Средний приход. Контингент обучающихся Старшая группа от 11 лет Средняя группа 9-11 лет Младшая 5-7 лет Дети воцерковлены, хорошо взаимодействуют между собой. Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о милосердии у школьников в воскресной школе будет проходить наиболее результативно при организации социальной проектной деятельности. Цель эксперимента Состоит в том, чтобы выявить способы организации социальной проектной деятельности для формирования милосердия у детей школьного возраста в воскресной школе и экспериментально проверить их эффективность. Этапы эксперимента Наш эксперимент состоит из трёх этапов: I. Констатирующий этап. Задачи: узнать уровень представления у детей на начало эксперимента о милосердии. Сбор и получение информации о состоянии знаний детей добродетели, необходимо собрать статистические данные Обработка и систематизация материала 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Методы: используем метод беседа, анкетирование. Описание: На данном этапе мы подготавливаем вводную беседу на тему «милосердие» или воспитательное мероприятия приблизительное время 30 минут, наблюдаем за детьми, задаём дополнительные вопросы, видим, что дети исправляют других, подсказывают друг-другу, узнают что-то новое, поднимают руку с охотой. Даём учащимся анкеты. ПРИМЕЧАНИЕ: так, как младшая группа самостоятельно писать не может, опрос был проведён в устной форме. АНКЕТА Имя учащегося __________________________________ 1. Определи значение слова "милосердие". 1. Проявляли ли Вы милосердие по отношению к кому-либо в своей жизни? (Опишите один из своих поступков) Анализируем полученные данные, которые демонтируют знания, показанные детьми. II этап. Формирующий. Задачи: Дальше мы внедряем метод проектной деятельности в группах (1-3), объединяя их. Возраст от 7 до 11 лет. Методы: проект Работа над проектом ведется по следующей схеме: 1. Определить тему проекта (в соответствии с интересами первоклассника). 2. Поставить цель и задачи. Определить проблему. 3. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта. 4. Разработка плана и продумывание последовательности работы над проектом. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 5. Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов. 6. Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности. 7. Поиск и сбор материалов. 8. Изготовление проекта. 9. Представление и защита готового проекта. Описание: Проекты также имеют свою структуру, раскроем на примере одного из проектов. Проект, который нами был введен направлен на милосердное отношение к престарелым людям. Для начала мы с детьми ведём беседу о домах престарелых, что люди там одиноки и ни так много людей оказывают им внимания. Подводим их к тому, как мы можем их порадовать и помочь. Предлагаем смастерить открытки к Рождеству пожилым бабушкам и дедушкам. Вместе мастерим открытки, можем попросить родителей помочь и тоже поучаствовать. В конце делаем общую фотографию с работами, выбираем почтальонов, которые в сопровождении взрослых отвезут открытки и вручат. Пример выполнения открыток детьми представлены на рисунке 1 Рисунок 1 Пример открыток, сделанных детьми Также одним из социальных проектов стала деятельность по созданию плаката для поддержки военных, пример этой работы представлен на рисунке 2. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7 Рисунок 2 – Плакат для военнослужащих, сделанный детьми Воскресной школы Детям было объяснена важность нашей работы. Для чего мы это делаем? Кому это поможет? В работе участвовали все группы учащихся с 1 по 3 от 5 до 11 и далее лет. Каждый ребёнок с радостью участвовал. Позже к процессу присоединились и родители, написавшие несколько писем со словами поддержи. Учащиеся толки загорелись идеей с письмами. Поэтому педагогический состав смастерил дом, с прирезанным орешком, куда дети могли бы бросать письма военным, медикам фронта. По итогу было собрано 17 писем, которые были проверены. По окончании плакат и письма были переданы военнослужащим в часть. Третьим социальным проектом стали подарки. Вместе с настоятелем храма Почаевской иконы Божией матери учителя предложили учащимся заняться благотворительностью и принести свои старые игрушки и собрать их детям из близлежащих детдомов. Объясняя, зачем так следует поступить. У детей была разная реакция, начиная от «Как же я буду делится, если это мне всё нужно?» и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 8 до «Я расскажу своим друзьям, и мы принесём мешок с игрушками!» Сроком была дана неделя. По итогу учащиеся принесли игрушки и старые, и новые, и даже по словам детей их любимые. Каждый показал игрушку и пояснил почему именно её он выбрал. Учителя также принесли игрушки и показали детям личный пример. Позже выбранные родители и старшие дети съездили и отдали подарки. III этап. Контролирующий. Задачи: 1) Повторное проведение анкетирования 2) Сравнение полученных данных при первичной диагностике и данных, полученных после применения проектной деятельности на уроках. 3) Обобщение полученных результатов, выводы. 4) Описание полученных результатов. 5) Проведение повторной беседы Методы: беседа, анкетирование АНКЕТА Имя учащегося Напишите, что такое милосердие и что оно значит для вас? Описание: на данном этапе мы проводим оценку эффективности проведенного исследования, эксперимента. Устанавливаем эффект эксперимента, при повторной организации беседы и анкетирования. Сравниваем и анализируем. Все ответы учащихся по анкетированию мы анализируем исходя из требований: Ответ дан полно, ребёнок имеет представление о милосердии Ответ не имеет чёткого характера, ребёнок представляет то, о чём говорит Ребёнок не представляет о чём идёт речь После оба анкетирования мы сравниваем и данные заносим в диаграмму. 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru При установлении хорошего уровня понимания представлений о милосердии, мы вводим социальный проект как один из эффективных способов по достижении поставленной цели. Список литературы: 1. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. 192 с. 2. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 128 с. 3. Склярова Т.В. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. - Науки об образовании [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-duhovno- nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayuschihsya (дата обращения; 17.05.2023 г.). 4. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М.: Даниловский благовестник, 1997. 480 с. 5. Стандарт Учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей РПЦ на территории РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj- deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na- territorii-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 17.05.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 10