- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Агапов Д.О.
PDF файл статьиУДК 004.946 Агапов Даниил Олегович студент 2 курса магистратуры кафедра информационных систем Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» Россия, г. Москва e-mail: d.agapov82@yandex.ru РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: Статья посвящена развитию иммерсивных технологий как одному из ключевых частей развития цифровой экономики. Развитие VR/AR- технологий обеспечит технологическое лидерство России, особенно в отраслевых сегментах. Создание комплексных решений для здравоохранения, образования, промышленности может обеспечить цифровую трансформацию соответствующих отраслей. Ключевые слова: российский рынок иммерсивных технологий, дополненная реальность, виртуальная реальность,. Agapov Daniil Olegovich 2nd year master student department of information systems Moscow State Technological University «STANKIN», Russia, Moscow THE RUSSIAN MARKET OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES Abstract: The article is devoted to the development of immersive technologies as one of the key parts of the development of the digital economy. The development of VR/AR technologies will ensure Russia's technological leadership, especially in industry segments. The creation of integrated solutions for healthcare, education, and industry can ensure the digital transformation of the relevant industries. Key words: the Russian area of immersive technologies, augmented reality, virtual reality. Развитие специализированных VR/AR-систем для промышленного сегмента позволит сформировать универсальные мировые стандарты для строительной и нефтегазовой отрасли, машиностроения и добывающей промышленности и др. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Внедрение VR/AR в образовательном сегменте позволит обеспечить доступные инструменты для пользователей и дополнить обучающие программы интерактивным визуальным VR/AR-контентом в размере до 30% всех образовательных материалов (с приоритетом на предметные области невоспроизводимые в традиционных форматах) [1-3]. В корпоративной сфере применение VR/AR-технологий способно обеспечить создание эффективной системы корпоративного обучения. На данный момент в России зарегистрировано 122 компании занимающихся развитием VR проектов и 63 стартапа. Согласно исследованию «TMT Консалтинг» российский рынок сейчас находится на начальной стадии развития иммерсивных технологий и большая часть рынка заполнена крупными проектами, например «Центр технологий VR/AR «Газпром нефть». Однако число проектов растет, о чем свидетельствует около 63 стартапа (30% от общего числа компаний занимающихся VR/AR разработками в РФ), увеличивается число разработчиков, занимающихся подобными проектами и созданием новых аппаратных решений. Согласно статистике российский рынок в 2020 вырос на 16% по сравнению с 2019 и составил 1,4 млрд. рублей (рис.1), из которых 1,1 приходится на виртуальную реальность (78,5% от общей доли рынка) и 0,3 на дополненную реальность (21,5% от общей доли рынка). При этом в 2020 году технология АR росла в 4 раза больше чем VR. Это связанно с пандемией, так как в основном VR технология применяется в развлекательных целях, а в период пандемии тяжело развивать данную сферу. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Рис. 1. Прогноз объема рынка иммерсивных технологий По прогнозам к 2025 году объем российского рынка увеличится в 5 раз (при среднегодовом темпе роста 37%) и станет порядка 7 млрд. рублей. Основной спрос на подобные решения формируют коммерческие организации (порядка 70% от общего объема) далее идет государственный сектор (20%) и после частный сектор (10%). Более 50% проектов по иммерсивными технологиям приходятся на производственные компании и топливно-энергетические. В большинстве своем это проекты связанные с обучением. В госсекторе это программы связанные с образованием, здравоохранением и культурой. Согласно «Дорожной карте развития «Сквозной» цифровой технологии» приоритетными областями развития являются: образование и корпоративное обучение; промышленность и строительство; здравоохранение; массовые потребительские сервисы. Каждая из этих областей получает свой эффект от развития иммерсивных технологий. В промышленности: на 30% сократятся затраты на обслуживание и простои; сократится сроки проектирования на 30-50%; увеличится эффективность работы с 3D-инженерными моделями; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru сократится сроки согласования и строительства объекта на 7-30%. В образовании можно ожидать следующих эффектов: повышение эффективности онлайн обучения; обеспечения непрерывного профессионального образования; обеспечение доступности качественного образования в регионах; российские компании могут занять до 15% мирового рынка VR образования; до 30% всех образовательных материалов могут быть дополнены интерактивным визуальным контентом. В медицине при использовании иммерсивных технологий можно ожидать следующего: снижение на 7% количество инвалидов среди работоспособного населения при реабилитации в VR; уменьшение на 50-80% числа врачебных ошибок, прошедших обучение с применением иммерсивных технологий; Россия войдет в число лидеров с прорывными системами реабилитации пациентов. Также следует отметить ряд ограничений которые могут помешать развитию VR/AR технологий в России: низкая цифровая грамотность, недостаточное понимание особенностей и возможностей использования VR/AR в профессиональной среде; недостаточное количество специалистов-разработчиков для проектов с VR/AR; закрытость внутренних сетей связи на промышленных предприятиях по нормативам безопасности; долгий процесс согласования пилотных проектов для внедрения в государственных корпорациях и промышленных предприятиях; высокая стоимость создания качественного VR/AR-контента; нехватка VR/AR-контента в потребительских и профильных сферах; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 отсутствие производимых в России матриц и оптических систем (волноводов), достаточных для создания VR/AR-устройств российского производства; отсутствие отечественных отраслевых стандартов систем проектирования (САПР) и универсальных VR/AR-устройств. Цифровая экономика рассчитывалась с 2018-2024 год. К 2024 году российский рынок планирует занять 15 процентов от мирового рынка, тем самым став видимым игроком, при этом не менее трех компаний должны занять более 30% одного из приоритетных рынков. Cписок литературы: 1. Аналитический центр при правительстве РФ. [Электронный ресурс] // доступа: Режим URL: https://digitech.ac.gov.ru/technologies/virtual_and_augmented_reality_technologies/ (дата обращения: 17.05.2023 г.). 2. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «технологии виртуальной и дополненной реальности. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019vrar.pdf (дата обращения: 17.05.2023 г.). 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://digitech.ac.gov.ru/upload/iblock/4fe/4fe0e1e6e7d2fe02055a06273c9ac82c.pdf (дата обращения: 17.05.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 5