- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Христиченко В.В.
PDF файл статьиУДК 37.376 Христиченко Виктория Витальевна студентка Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова Россия, г. Симферополь e-mail: vika-hristichenko@yandex.ru СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается проблема заикания, как нарушение речи и современные методы коррекции, упоминаются виды заикания, проблемы, с которыми сталкиваются дети с заиканием и их родители. Целью данного исследования является ознакомление с таким нарушением речи, как заикание, а также с методами лечения и коррекции данного заболевания. Под задачами исследования следует понимать систематизацию знаний, полученных в ходе эксперимента, выявление закономерностей личностного развития детей с заиканием, а также получение теоретических основ. Ключевые слова: дети с заиканием, нарушение речи, методы коррекции, образовательный процесс. Hristichenko Victoria Vitalievna student Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov Russia, Simferopol MODERN METHODS OF CORRECTION OF STUTTERING Abstract: This article discusses the problem of stuttering as a speech disorder and modern methods of correction, mentions the types of stuttering, problems faced by children with stuttering and their parents. The purpose of this study is to familiarize with such a speech disorder as stuttering, as well as with the methods of treatment and correction of this disease. The objectives of the study should be understood as the systematization of knowledge gained during the experiment, the identification of patterns of personal development of children with stuttering, as well as obtaining theoretical foundations. Key words: children with stuttering, speech disorders, correction methods, educational process. Заикание у детей - это нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста. Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни. Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим. Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни. Основные признаки заикания Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоги голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги. Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять. Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются. Дети начинают меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем. Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение. Причинами заикания у детей являются предрасполагающие и провоцирующие факторы [1-4]. Предрасполагающие факторы - связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли в младенчестве. На них практически невозможно повлиять. К ним относятся: Провоцирующие факторы - на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. К возникновению заикания у детей может также привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости, другие речевые нарушения (дислалия, тахилалия, дизартрия, ринолалия, на фоне моторной алалии или афазии). Если не убрать заикание, не устранить причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро. Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны и уже сам этот факт говорит о том, что единого, универсального, не существует. При коррекции заикания в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно- оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Во-вторых, комплексный подход включает в себя систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных (необходимых) специалистов: врачей, воспитателей, логопеда, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др., которые используют свои методы и средства при воздействии на заикающихся и выполняют содружественную медико-педагогическую работу. В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико- грамматической стороны речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией. Логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. 1. Подготовительный этап. На предварительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи. 2. Тренировочный этап. Проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. 3. Заключительный этап. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности. Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате [5]. Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно. У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике. Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания. Чтобы коррекция прошла успешно, родителям необходимо: 1. Следить за своей речью. Говорить правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений. 2. Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничить их общение. 3. Не ругать малыша за неудачи, не фиксировать на них внимание. Лучше отвлечь его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием. Попросить его помочь по дому - пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются. 4. Не зацикливаться на развитии речи - направить свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты - помочь ему раскрыть их. 5. Успехи надо обязательно отмечать, но без преувеличения. Не перехваливать ребенка. 6. Помнить, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7. Верить в своего ребенка и поддерживать его во всем. 8. Не перегружать ребенка упражнениями и занятиями. Следить за его самочувствием, его расположенностью к занятиям [6]. Таким образом в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико- педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся. Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.). Список литературы: 1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998. 206 с. 2. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. 1974. № 7. С. 82-87. 3. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: Просвещение, 1979. 160 с. 4. Волкова Л.С. Заикание. Логопедия: Учебник для студентов. М., ВЛАДОС, 1994. 677 с. 5. Заикание - симптомы и лечение. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://probolezny.ru/zaikanie/ (дата обращения: 14.05.2023 г.). 6. Заикание у детей - как лечить, причины. [Электронный ресурс] // Режим URL: доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/zaikanie_u_detej_kak_lechit,_prichinyi/ (дата обращения: 14.05.2023 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 6