- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕРМИНАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Герасина А.В.
PDF файл статьиУДК 37.013 Герасина Анастасия Владимировна студентка магистратуры Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет Россия, Москва e-mail: gerasina01@inbox.ru ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕРМИНАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: В статье рассматриваются особенности работы с терминами на уроках «Окружающий мир» в начальной школе. Термин служит названием понятия и отражает его содержание. В статье рассмотрена взаимосвязь термина и понятия. Термин без понятия не существует, он название понятия или раскрывает его содержания. В образовательном процессе изучении понятий на уроках «Окружающего мира» ученики должны учить термины. Следует большое внимание уделить работе над содержанием понятия. Это позволит лучше понять и запомнить термины и формулировки их определения. Ключевые слова: термин, понятие, терминологическая работа, окружающий мир, младшие школьники. Gerasina Anastasia Vladimirovna bachelor student St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Russia, Moscow FEATURES OF WORKING WITH TERMS IN THE CLASSROOM OF THE SUBJECT "THE WORLD AROUND US" IN ELEMENTARY SCHOOL Abstract: The article discusses the features of working with terms in the lessons of the "Surrounding world" in elementary school. The term serves as the name of the concept and reflects its content. The article considers the relationship between the term and the concept. A term without a concept does not exist, it is the name of the concept or reveals its contents. In the educational process of learning concepts in the lessons of the "Surrounding World", students should learn the terms. Much attention should be paid to the work on the content of the concept. This will allow you to better understand and remember the terms and formulations of their definition. Key words: term, concept, terminological work, the surrounding world, junior schoolchildren. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru В основе знаний человека лежат понятия, которые словесно выражаются терминами. Это объясняется тем, что усвоение понятий сопровождается запоминанием терминов. Термин без понятия не существует. У него есть две функции: название понятия, раскрытие содержания понятия. Понятие о предмете – это совокупность самых важных признаков предмета, которые выбирает человек. Именно это и является отражением в термине. Определение понятия включает в себя термин, но не ограничивается им. Обучение человека опирается на его память. Два вида запоминания выделяется в психологии: осмысленное и механическое. Основной прием осмысленного запоминания – смысловая группировка или разбивка по частям с выделением самого важного и основного в каждой части и во всем изученном материале. По мнению психологов, существуют типы памяти, которые зависят от канала, по какому эта информация поступает, то есть через какой анализатор. Поэтому выделяют зрительную, слуховую, осязательную, двигательную, эмоциональную и смешанную память. В образовательном процессе изучении понятий на уроках «Окружающего мира» ученики должны выучить немало терминов, а это связано с процессом запоминания. Период обучения принято делить на три возрастные группы: младшего (7-12 лет), среднего (12-15 лет), старшего (15-18 лет) школьного возраста. Сначала ученики накапливают базу терминов, не осмысливая их, а затем наполняют изученные термины определенным содержанием. С возрастом у человека познавательные возможности умножаются, объем памяти становится больше. Поэтому с каждым годом ученик все больше познает какое-либо предмет, что помогает сформировать более конкретное содержание каждого термина. Если большее количество анализаторов задействуется при работе с учебным материалом в любом возрасте, то это способствует улучшению памяти учеников [1]. Понятия, входящие в содержание курса учебного предмета «Окружающий мир», постоянно состоят в процессе развития. Из-за этого у учителя появляются некоторые задачи, которые он решает в процессе обучения учащихся. Во- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 2 первых, учитель должен выделить основные понятия, которые будут изучаться в каждом разделе. Он должен помнить и повторять их на протяжении изучения различного материала. Во-вторых, учитель должен давать понятия от простых к сложным, помогать осмысливать их, научить детей анализировать, систематизировать и обобщать их. В-третьих, в процессе развития понятий учитель должен устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Совместно с развитием понятий у детей развиваются значения терминов. Разнообразный и непростой материал понятий, который входит в содержание программы учебного предмета «Окружающий мир», заставляет учителя выделить новые понятия и термины, которые будут развиваться в ходе изучения предмета и установить связи между новыми и уже изученными знаниями. Чтобы начать формировать новое понятие, учителю нужно познакомить детей с термином, который обозначает понятие. В том случае, если учащиеся знакомы с термином, учитель должен понять, какое содержание они вкладывают в него. Для учителя важно, чтобы все ученики могли видеть признаки предмета, которые способны формировать понятия. Наглядность играет важное значение в процессе обучения младших школьников, в частности, потому что понятие тесно связано с его чувственным восприятием. Помимо наглядности, на уроках окружающего мира активно применяется табличный материал: «учитель, руководя процессом обучения, должен подготовить систему заданий для различных средств наглядности, которые способствуют уточнению восприятия» [2, c. 25]. Слово учителя – главное средство обучения, которое способствует образованию понятия у учащихся. Как пишет Пакулова, «важно, чтобы речь учителя была точной, образной и логично построенной, ведь именно речь является основным источником знаний, которые получают ученики. Учитель, преподнося материал, объясняет сущность явлений, помогает направить мышление учащихся вопросами и сопоставлениями, указывает правильное направление наблюдений и практических работ» [2, c. 26]. Прием логичного и последовательного изложения материала способствует развитию понятия, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 поэтому учителя используют его. Но очень важно активизировать мысли у детей, когда у них появляется потребность понять что-либо. В преподавании учебного предмета «Окружающий мир» задают вопросы, которые требуют анализирующего ответа, рассмотрения целого по частям, перечисление их, воспроизведения текста учебника. Но для расширения понятия нужны вопросы, требующие синтезирующего ответа. В.М. Пакулова добавляет, что «система вопросов, которые способствуют развитию понятия, включает узнавание, сопоставление предметов или их частей с их изображением, созданию схем из рисунков» [2, c. 27]. Для этого важно, чтобы дети правильно использовали термины, которые соответствуют формируемым понятиям. Заполнение таблиц и составление схем оказывает большое значение на запоминание терминов в процессе развития понятий, способствуя развитию умения учащихся сравнивать, анализировать, выделять главные признаки, систематизировать свои знания. У школьников есть свои особенности и трудности в процессе изучения терминов и перевода их в свой словарный запас и использования в речи. Зачастую отсутствие грамотной терминологической работы в школе связано с отсутствием у детей понимания языка учебного предмета. Это приводит к искажению терминов. Не все учащиеся усваивают термины, прочитанные или услышанные впервые. Чтобы облегчить этот процесс усвоения, некоторые учителя используют термины-заменители, но это не всегда приносит желаемые результаты. Но некоторые учителя стремятся упростить учебный материал и исключают из него все научные термины. У этого есть недостатки: приходится тратить много сил на перечисления и описания, которые входят в понятие, а также дополнительные объяснения [3]. Речь теряет свою четкость и ясность. Работа над каждым термином, формулировкой или определением помогает учителю проверить правильность понимания учащимся сущности понятий и предотвратить искажения в начале их формирования. Не стоит забывать и о том, что следует хорошо поработать над содержанием понятия. Это позволит лучше понять и запомнить термины и формулировки их определения. Анализируя опыт Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 4 работы учителей можно сделать вывод о том, что только систематическая работа над содержанием понятия приводит к глубокому запоминанию терминов. Трудности в усвоении понятий, терминов учащимися связаны с недостаточной аналитической деятельностью учащихся, а также с большим количеством терминов, которые изучаются. В то же время любой термин, обозначающий конкретное явление, имеет определенную степень обобщения. Любое общее понятие связано с умениями анализировать наблюдаемое. Учащиеся могут делать неправильные обобщения, при выборе несущественных признаков. Общедидактические условия усвоения научной терминологии школьниками сводятся к тому, что понимание термина опирается на непосредственное восприятие предметов или на практику действия с объектами. Однако на глубокое понимание термина влияют специальные упражнения, направленные для активизации словаря школьников и стимулирующие полное осознание его научного смысла. Основополагающим фактором в освоении научных терминов является логическая подача материала, поскольку от этого зависит ход и характер мышления учащихся. Во время первичного этапа формирования нового понятия, введение термина на первом этапе является эффективным способом только при условии, что значение слова легко понять с помощью словообразовательного анализа и исторического комментария или сам термин служит исходной предпосылкой для раскрытия содержания понятий. Итак, для объяснения новых терминов или для повторного разъяснения уже изученных терминов используют логический прием анализа и синтеза. В преподавании учебного предмета «Окружающий мир» задают вопросы, которые требуют анализирующего ответа, рассмотрения целого по частям, перечисление их, воспроизведения текста учебника. Изучение терминов и развитие понятий – это долгий процесс. Помогает этому процессу система повторения, а также установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями. А для расширения понятия нужны вопросы, требующие анализирующего и синтезирующего ответа. Поэтому работа с терминами на уроках окружающего Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 5 мира способствует развитию универсальных учебных познавательных действий, в частности логических. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Детская психология. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с. 2. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с. 3. Талызина Н.Ф. Усвоение научных понятий в школе: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 87 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 6