- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2023"
Автор(ы) статьи: Белавина Е.В.
PDF файл статьиУДК 372.857 Белавина Екатерина Вадимовна студентка 4 курса Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Россия, г. Москва e-mail: katya.belavina.01@mail.ru ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования представлений о природных объектах на уроках окружающего мира в начальной школе при помощи использования такого средства как дневник наблюдений за окружающим миром. Начиная с раннего возраста у ребенка необходимо начинать формирование различных представлений, так как именно в этом возрасте закладывается их фундамент. При использовании дневника наблюдений и правильном подборе условий для обеспечения познания окружающего мира можно успешно осуществить формирование представлений о природных объектах, а также о том, как проходят различные сезонные изменения, и проследить связи и зависимости между ними. Ключевые слова: природные объекты, окружающий мир, фенология, мышление, младшие школьники. Ekaterina Vadimovna Belavina 4th year bachelor student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Russia, Moscow THE PROCESS OF FORMING IDEAS ABOUT NATURAL OBJECTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN FROM THE POINT OF VIEW OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY Abstract: The article examines the process of forming ideas about natural objects in the lessons of the surrounding world in elementary school by using such a tool as a diary of observations of the surrounding world. Starting from an early age, it is necessary to begin the formation of various ideas in a child, since it is at this age that their foundation is laid. With the use of a diary of observations and the correct selection of conditions to ensure knowledge of the surrounding world, it is possible to successfully form ideas about natural objects, as well as about how various seasonal changes take place, and trace the connections and dependencies between them. Key words: observation diary, the surrounding world, phenology, methods of teaching the surrounding world. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Проблема формирования представлений в младшем школьном возрасте затрагивает как педагогику, так и психологию. Многие педагоги и психологи в своих исследованиях описывают процесс формирования представлений, например: Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Л.Я. Карпенко, Р.С. Немов, В.В. Давыдов и др. в своих работах исследуют проблему формирования представлений у ребенка. Для начала разберем формирование представлений с точки зрения психологии в целом. Так, например, обращаясь к психологическому словарю Л. А. Карпенко, определение представления звучит так: «Представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения» [2]. Но прежде чем говорить о формировании представлений о природных объектах, нужно сказать о процессе восприятия и познания. Данный процесс является основой для развития наглядно-образного мышления и направлен на сосредоточение закономерных связей между предметами и явлениями посредством мышления. В процессе мышления происходит мыслительный процесс, основанный на анализе, затем синтезе, абстрагировании и сравнении. Примерно в 5-7 лет – начинается важнейший этап в развитии ребенка - формирование и закрепление наглядно-образного мышления. Именно в этом возрасте дети уже спокойно могут оперировать в жизнедеятельности различными конкретными представлениями, так как они в свою очередь начинают активно взаимодействовать с практической деятельностью ребенка и, в конечном итоге, он свободно оперирует полученными представлениями, которые переходят в понятия [7]. Фундаментом для формирования представлений является чувственное познание. Именно в нем какие-либо свойства предмета отражаются в виде создания ощущений о нем. Те или иные качества, свойства предмета запечатлеваются в сознании человека, а затем уже сохраняются, благодаря этому, в дальнейшем его можно восстановить в памяти. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru Таким образом, наглядно-образное мышление, чувственное познание и восприятие – это процессы, при помощи которых формируются представления у ребенка, в том числе представления о природных объектах. Поэтому важно, чтобы представления формировались не только посредством формирования абстрактных определений, но и сформировывалось их наглядное содержание, именно для этого нужно, чтобы абстракции в виде словесных объяснений всегда соответствовали с определенными формируемыми представлениями. Ступень формирования представлений относится к эмпирическому виду. Рассматривая эмпирические знания, можно сказать, что они при помощи наглядных представлений передают лишь внешние особенности тех или иных предметов (объектов) и явлений. Средством для запоминания таких знаний является наблюдение за объектами окружающей среды и их сравнение между собой. Эмпирические знания закрепляются посредством введения термина. А далее уже при помощи соответствующих иллюстраций и примеров, то есть наглядного материала. Но стоит понимать, что любые представления о природных объектах и явлениях не могут быть объяснены только на примере иллюстраций и других средств наглядности. Говоря о формировании представлений о природных объектах у младших школьников, можно сказать следующее: в процессе наблюдения, а именно «живого созерцания», у ребенка формируется и систематизируется ряд первоначальных фенологических представлений об изменениях и отличительных особенностях различных времен года, например: выпадение снега, цветение растений, опадание листвы у различных деревьев и т. д. Живое созерцание неразрывно связано с развитием чувственного восприятия ребёнком природных объектов и явлений, так как помогает образовывать отчётливые представления о природных объектах и явлениях, поэтому оно является продолжателем чувственного восприятия. В процессе познания и восприятия формирование представлений играет одну из важнейших ролей. Особенно важно расширять представления у детей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 3 младшего школьного возраста. В этом возрасте они формируются и развиваются очень интенсивно. При процессе формирования представлений о природных объектах используются различные внешние анализаторы, такие как: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, температурные. Все это позволяет в наибольшей степени сформировать точную систему представлений и познавательных процессов. Важно основательно развивать систему анализаторов у ребенка, так как это далее будет являться результатом развития чувственного познания, а также дальнейшего социального развития личности. В свою очередь, чувственное восприятие окружающего нас мира, происходит во время практического социального развития личности и возникновения слаженного алгоритма познавательной деятельности у ребенка. Если говорить о формировании представлений о природных объектах с точки зрения педагогики, то сфера представлений у детей младшего школьного возраста в соответствии с ФГОС НОО формируется при изучении курса «Окружающего мира». Согласно ФГОС НОО, учащийся в процессе обучения осваивает все способы, позволяющие изучить природу и общество (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) [8]. Также, в Федеральном государственном образовательном стандарте присутствует раздел, говорящий о формировании представлений у обучающихся младших классов. Информация данного раздела дает возможность учащимся усвоить базовый набор знаний у детей, который в свою очередь, уже способствует формированию представлений о картине окружающего мира. Основными задачами для усвоения младшими школьниками курса предмета «Окружающий мир» являются: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru - сформированность уважительного представления к своей к родному краю, природе нашей страны - сформированность первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; - развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки; -понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); -приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения [8]. В младшем школьном возрасте важно сформировать именно представления о естественнонаучной картине мира. Если говорить о развитии естественно-научных представлений, то именно на их основе формируется достаточное развитие мышления младших школьников, затем развитие мышление приводит к постепенному развитию как умственных, так и творческих способностей у учащихся. Обратимся к определению понятия «представление» в педагогическом словаре. Представление - есть процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [10, с. 114]. Представление дает некий образ того или иного предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Познавательная деятельность младших школьников не представляется возможной без живых образных представлений об окружающем мире, об окружающей среде, поэтому нужно как можно раньше начинать формировать ряд различных представлений об окружающем детей мире. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru А если рассматривать теоретические знания в контексте представлений, то они отражают связи и отношения предметов между собой, выражают их сущность. Возникают они уже в процессе сравнения и анализа отношений объектов в большой целостной системе представлений. Теоретические знания выражаются, безусловно, при помощи умственной деятельности, а затем, к ним присоединяются различные символико-знаковые средства. В.Д Купров пишет, что представления считаются формой наглядно- образного знания, где есть чувственные образы, которые возникают на основе запоминания объектов или явлений, которые были восприняты ранее [5, c. 19]. В представлениях можно выделить две группы образов: образы памяти и образы воображения. Первая группа образов какого-либо объекта непосредственно формируются при помощи наглядно-иллюстративного материала, либо при помощи органов чувств. А вторая группа – это группа образов воображения формируется при помощи мыслительной деятельности, без наглядного материала. Первая группа более практична, потому что она вызывает у ребенка яркие и достаточно детализированные образы о том или ином объекте. По всем этим впечатлениям ребенок составляет представления о предметах, его окружающих, и в нем мало-помалу накопляется известный запас самых необходимых сведений, без которых немыслимо дальнейшее умственное существование [1]. Таким образом, все представления, которые может получить ребенок, можно разделить на две группы: -представления о каких-либо объектах и явлениях, которые доступны естественному восприятию -представления, о каких-либо объектах или явлениях, которые недоступны естественному восприятию Объекты и явления второй категории включают в себя такие представления, которые невозможно сформировать при помощи наблюдений. В данном случае для того, чтобы сформировать представления об объекте или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 6 явлении нужно использовать различные средства наглядности, так как увидеть объект или явление не представляется возможным. Например, растения и животные в пустыне или тундре. Для качественного формирования представлений о природных объектах у младших школьников на уроках «Окружающего мира» требуется соблюдение следующих условий: - нужно уметь качественно подбирать материал и задания, которые позволят учащимся найти какие-либо сходства и различия различных объектов и явлений, а также которые помогают воспроизведению полученных представлений -важным условием является словесное описание и зарисовка объекта или явления по памяти Например, учитель может предложить детям выйти на экскурсию на пришкольный участок и рассмотреть листья различных деревьев. После рассмотрения предложить детям словесно описать цвет, форму выбранного листа. Полезным будет после рассмотрения воспроизвести характеристики не глядя на сам лист. Также можно спросить, каким лист может стать осенью, а каким его можно увидеть весной. Таким образом, охарактеризовав процесс формирования развития представлений о природных объектах у младших школьников, можно сделать следующие выводы. Процесс формирования представлений о природных объектах, активно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте и напрямую связан с процессом развития и сформированности наглядно-образного мышления, чувственного познания и восприятия. Для формирования представлений о природных объектах существуют различные формы и методы организации работы, например: проведение уроков, экскурсий, использование дневника наблюдений и т д., а также важен качественный подбор заданий, и словесное описание и зарисовка объектов природы по памяти, которые позволят учащимся Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 7 развить и укрепить полученные представления в ходе образовательного процесса. Таким образом, можно подвести следующие итоги. Процесс формирования представлений о природных объектах продолжается и в младшем школьном возрасте, поэтому он связан с различными психическими процессами, например: чувственным познанием, восприятием, наглядно-образным мышлением и т. д. Важно формировать представления путем живого созерцания объектов, а затем их словесного описания и рисованием по памяти. Если же возможности живого наблюдения нет, то необходимо использовать различные наглядные средства. Список литературы: 1. Герд А. Я. Изощрение внешних чувств // Учитель. 1886. № 1. 2. Карпенко Л.А. Психологический словарь. М.: OЛMA Медиа Групп, 2009. 690 с. 3. Кропочева Т.Б. Активизация учебной деятельности школьников на уроках естествознания: Монография. Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001. 165 с. 4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 302 с. 5. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 2000. № 7. 6. Методические рекомендации по ознакомлению первоклассников с природой // под ред. З.А. Клепининой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1983. 24 с. 7. Скрипченко О.А. Возрастная и педагогическая психология. Киев: Каравелла, 2009. 400 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo//.(дата обращения: 21.03.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 8 9. Чемоданова Г.И., Маркель Т. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий // Вестник Новороссийского государственного университета. 2016. С. 238-243 10. Щербатов Ю.В. Общая психология. СПб: Питер, 2010. 272 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2023 https://tribune-scientists.ru 9