- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Волкова К.В.
PDF файл статьиУДК 316.77 Волкова Ксения Вадимовна, студентка магистратуры, Институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет Россия, г. Вологда e-mail: volkova.xe@yandex.ru Научный руководитель: Нагибина Ольга Валерьевна, доцент, кандидат педагогических наук Вологодский государственный университет Россия, г. Вологда ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Аннотация: В данной статье разъясняется, чем детерминировано развитие социальных рисков среди данной категории. Рассматривается формирование положительных жизненных установок как метод профилактики социальных рисков среди подростков. Описываются возможные результаты деятельности специалистов, работающих с подростками. Ключевые слова: социальные риски, профилактика, девиантное поведение, подростки. Volkova Ksenia Vadimovna master student, Institute of pedagogy, psychology and physical Education Vologda State University Russia, Vologda Scientific adviser: Nagibina Olga Valerievna., associate professor, candidate of pedagogical sciences Vologda State University Russia, Vologda FORMATION OF POSITIVE LIFE SETS AS A METHOD OF PREVENTION OF SOCIAL RISKS AMONG TEENAGERS Abstract: This article explains what determines the development of social risks among this category. The formation of positive attitudes is considered as a method of preventing social risks among adolescents. The possible results of the activities of specialists working with adolescents are described. Key words: social risks, prevention, deviant behavior, adolescents. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru В течение жизни каждый человек подвергается многообразным социальным рискам, которые могут отразиться на состоянии его как физиологического, так и психосоциального здоровья. Под социальным риском традиционно понимается возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, или иной деятельности, которые представляют угрозу жизнедеятельности человека. Социальные риски связаны с социальными кризисами, и обусловлены внешними по отношению к человеку причинами, не зависят от воли человека [2]. В данном случае предотвращение социальных рисков предполагает процесс подготовки и реализации мероприятий своевременного реагирования на проявления факторов социального риска. Целью данного вмешательства будет уменьшение опасности проявления возможных негативных последствий, а также нежелательных направлений развития событий через систему мероприятий превентивного характера. Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы это одна из причин возникновения социальных рисков среди подростков. В частности, стоит выделить проблему деформирования ценностных ориентаций. Деформирование системы ценностей у подростков способно спровоцировать девиантное и асоциальное поведение. Исходя из этого, мы видим необходимость применения превентивных методов работы с подростками, для предотвращения развития девиантного поведения [1]. Профилактика данного типа социальных рисков на начальном этапе предполагает подключение к работе с подростками группу специалистов: социальных педагогов, психологов. Впоследствии, профилактика, при 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru использовании специалистами грамотно подобранного инструментария: форм, методов, времени занятий – может осуществляться и самим подростком. Процесс формирования социально значимых ценностей у подростков детерминирован различными социально-психологическими и психолого- педагогическими факторами: материальными условиями жизни ребенка, индивидуально чертами характера и темперамента подростка, его наклонностями, способностями, уровнем коммуникативного потенциала, качеством учебно-воспитательного воздействия образовательной организации, семьи и других, влияющих на подростка институтов социализации. Одной из форм профилактики деформирования ценностных ориентаций может стать формирование у них положительных жизненных установок. В данную форму могут входить методы: тайм-менеджмент, целеполагание, тренинги по систематизации и структурировании приоритетов, исходя социальных значимых и личных ценностей, тренинги по самомотивации и саморазвитию. В процессе работы подростки обучаются новым социальным навыкам, применение которых поможет им в будущем благополучно адаптироваться в постоянно меняющемся социуме. Поскольку большую часть времени подростки находятся в образовательной организации, то осуществление данного метода профилактики в основном должна будет проводиться в условиях образовательного процесса. Поэтому среди наиболее приемлемых форм организации мероприятий стоит назвать: проведение обучающих семинаров и тренингов во время внеклассных занятий. Результатами деятельности специалистов по формированию у подростков положительных жизненных установок является развитие у них следующих социально значимых навыков и умений: 1. Мотивация на достижение личных целей: умение ставить и достигать цели, понимание необходимости распределения ресурсов, инициативность, настойчивость. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 2. Навыки, связанные с исполнительными функциями мозга: ответственность, последовательность, рассудительность, обоснованность решений, самоконтроль и т.д. 3. Навыки самостоятельности и уверенности в своих силах: управление финансами, умение принимать критику и следовать правилам. 4. Физическая активность и здоровые привычки: внимательное отношение к своему здоровью, отказ от вредных привычек т.д. 5. Эмоциональная грамотность, рассудительность и самоорганизация: умение правильно выражать свои чувства допустимым способом, испытывать сочувствие, справляться с отрицательными эмоциями. 6. Социальные навыки: умение решать конфликты, сотрудничать, находить компромиссы, осознавать свою роль в группе. 7. Навыки взаимоотношений и ценностей: умение сочетать свои потребности и потребности другого, принимать ценности другого человека и т.д. 9. Нравственное поведение, целостность и характер: добросовестность, ответственность за себя и за окружающих и т.д. 10. Духовность и целеустремленная жизнь: эмоциональная устойчивость, саморазвитие, вдумчивое мышление и поведение, способность принимать жизнь и брать ответственность. Стоит отметить, что данную форму занятий можно применять на всех этапах профилактики: первичной, вторичной и третичной. Список литературы: 1. Копкова Д.К. К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 8. URL: https://moluch.ru/archive/88/17283/ (дата обращения: 17.01.2020 г.). 2. Полетаева Н.М. Профилактика последствий социальных рисков населения среди населения района крупного российского города [Электронный ресурс] // Социальная работа: теории, методы, практика. Материалы интернет- 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru конференций и семинаров. 2016. Т. 1. № 5. // Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26379432 (дата обращения: 17.01.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 5 https://tribune-scientists.ru