- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2023"
Автор(ы) статьи: Кривда А.Ю.
PDF файл статьиУДК 159.9.072 Кривда Ангелина Юрьевна студентка Томский государственный педагогический университет г. Томск, Россия e-mail: krivdaangelina@mail.ru Научный руководитель: Дозморова Е.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Томский государственный педагогический университет г. Томск, Россия ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: На современном этапе развития педагогических наук актуальной проблемой специального образования является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с интеллектуальными нарушениями. Умственная отсталость рассматривается учеными как врожденная или приобретенная в раннем детстве задержка развития психики, проявляющаяся в виде нарушения интеллекта и ведущая к социальной дезадаптации. Исходя из этого, одной из основных проблем коррекционной педагогики является социальная адаптация детей с нарушением интеллекта, успешное решение которой во многом зависит от уровня развития ребёнка. Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, младшие школьники, речемыслительные операции, особенности развития. Krivda Angelina Yurievna student Tomsk State Pedagogical University Tomsk, Russia Scientific adviser: Dozmorova E.V. candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social pedagogy Tomsk State Pedagogical University Tomsk, Russia PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH-INTELLIGENT OPERATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: At the present stage of the development of pedagogical sciences, the actual problem of special education is the training and development of children with disabilities, namely with intellectual disabilities. Mental retardation is considered by scientists as a congenital or acquired in early childhood delay in the development of the psyche, manifested as a violation of intelligence and leading to social maladaptation. Based on this, one of the main problems of correctional pedagogy is the social adaptation of children with intellectual disabilities, the successful solution of which largely depends on the level of development of the child. Key words: intellectual impairments, younger schoolchildren, verbal-thinking operations, developmental features. На современном этапе развития педагогических наук актуальной проблемой специального образования является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с интеллектуальными нарушениями. Согласно данным Минпросвещения России количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет более 1,15 миллионов человек. А на основании статистических данных, в России в 2019 году численность детей от 0 до 14 лет с умственной отсталостью составляет 3026 на 100000 человек. Умственная отсталость рассматривается учеными как врожденная или приобретенная в раннем детстве задержка развития психики, проявляющаяся в виде нарушения интеллекта и ведущая к социальной дезадаптации. Исходя из этого, одной из основных проблем коррекционной педагогики является социальная адаптация детей с нарушением интеллекта, успешное решение которой во многом зависит от уровня развития ребёнка. Для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития, касающаяся не только интеллектуальной деятельности, но и всей психики в целом, а на первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактное мышление. В условиях нарушения интеллекта оказываются несформированными все уровни организации речевого высказывания: сенсомоторный, смысловой и языковой. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru Проблема взаимосвязи мышления и речи привлекала внимание ученых еще в Древней Греции и Средневековье, но особую актуальность приобрел в современной науке. Изучением речемыслительной деятельности занимался Л.С. Выготский и в результате этого им была разработана концепция, в которой объяснялась неразрывная связь мышления и речи. Однако, мышление и речь имеют различные генетические корни возникновения и идут по различным линиям развития независимо друг от друга, но имеют общую линию пересечения. Пересечение может происходить в разные временные отрезки, совершаться сразу или постепенно. Но факт пересечения констатируется совершенно отчетливо, так как в определенный момент развития ребёнка, его речь становится интеллектуальной, а мышление речевым [1, с. 53]. В настоящее время термин «речемыслительная деятельность» подразумевает как вербальное оформление мысли, так и мыслительные операции производства и восприятия высказывания. Речемыслительная деятельность определяется как динамическая система взаимодействия речи и когнитивных процессов, результатом которой является установление устойчивых и взаимно обратимых связей между различными компонентами речи с их логическим и смысловым содержанием [2, с. 35]. Для определения уровня развития речемыслительных операций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями нами была проведена диагностика 10 учеников начальных классов. Для диагностики использовались следующие методики: Методика «Аналитические задачи» (Земцова О.Н.), «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) и методика «Простые невербальные аналогии» М.М и Н.Я. Семаго. Результаты диагностик показали, что детям с трудом удается понимать логические отношения меду предметами и явлениями, а также отмечаются трудности в соотнесении двух суждений для получения вывода. У школьников на низком уровне находится развитие логического мышления, что проявляется в неумении составлять серии сюжетных картин и рассказа по ним [3-4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Обучающиеся просто перечисляют предметы, находящиеся на рисунке, и не могут составить последовательный рассказ. В целом, в результате диагностики у всех детей отмечалась неустойчивость внимания, отвлекаемость, слабость волевых процессов, неравномерность работоспособности, гипер- или гипоактивность. Варьировалась лишь степень выраженности этих показателей. Как показало исследование, интеллектуальная недостаточность провоцирует определенную специфику речемыслительных операций, связанную с нестойкостью представлений, трудностями их систематизации и дифференциации, поверхностным и неточным пониманием ситуации. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Мышление и речь: монография. М.: Лабиринт, 2007. 350 с. 2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. 3. Расько А.Г. Речемыслительные операции у младших школьников с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2021. № 22 (364). С. 475-478. 4. Байгулова Н.В., Чепурная О.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники // МНКО. 2016. № 3 (58). С. 11-14. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 4