- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2023"
Автор(ы) статьи: Слободенюк Д.О.
PDF файл статьиУДК 37.03 Слободенюк Дарина Олеговна студентка Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова Россия, г. Симферополь e-mail: slobodenyuk04@inbox.ru ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ Аннотация: В статье обсуждается развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Представлена характеристика фонематических процессов. Раскрываются закономерности развития фонематических процессов. Раскрывается значение фонематических процессов в развитии ребенка. Указаны этапы формирования фонематических процессов. Ключевые слова: фонематические процессы, дети дошкольного возраста, логопед, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематический анализ, синтез, слух, восприятие, представление. Slobodenyuk Darina Olegovna student Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov Russia, Simferopol FORMATION OF PHONEMATIC PROCESSES IN CHILDREN Abstract: The article discusses the development of phonemic processes in preschool children. The characteristic of phonemic processes is presented. The patterns of development of phonemic processes are revealed. The significance of phonemic processes in the development of a child is revealed. The stages of the formation of phonemic processes are indicated. Key words: phonemic processes, preschool children, speech therapist, phonetic and phonemic underdevelopment, phonemic analysis, synthesis, hearing, perception, representation. Правильная речь –– важная часть общего развития детей [1]. Дети, умеющие правильно и четко говорить, лучше выражают свои мысли, строят отношения со сверстниками и взрослыми, и узнают об окружающий мир. Теория и практика логопедии показывает, что важным условием полноценного развития речи является своевременное формирование фонематических процессов. Благодаря данным процессам ребенок способен различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, речевые и неречевые звуки, анализировать звуковой состав речи, слова, а также понимать смысл обращенной к нему речи. Изучением фонематических процессов занимались многие отечественные ученные, такие как: А.И. Гвоздев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Л.С. Выготский, и другие. Фонематические процессы –– широкое понятие, которое включает в себя несколько составляющих, тесно связанных друг с другом [2]. Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления. Закономерности развития фонематических процессов в норме: Фонематический слух формируется в детстве постепенно. Примерно в 7- 11 месяцев ребенок реагирует на слова, но только на их интонационную сторону. К концу первого года жизни слово впервые начинает функционировать как средство общения. Оно приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку, то есть на фонемы, из которых состоит слово. В дальнейшем фонематическое развитие стремительно прогрессирует, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка. К трем годам ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и фонематический слух оказывается достаточно сформированным. Однако фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться и в дошкольном возрасте. У дошкольников формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, а также при самостоятельном произнесении слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, которые помогают выделять и обобщать различные признаки фонем [3]. Решающим фактором в развитии фонематического слуха у детей является развитие его речи в общении с другими людьми. В норме фонематический слух Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 2 должен быть развит уже к семи годам. После семи лет развитие фонематического слуха становится гораздо сложнее. В.К. Орфинская выделила четыре этапа формирования фонематического восприятия. Первый этап –– овладение способностью распознавать звук на фоне слова. Второй этап –– умение выделять первый и последний звук в слове. Третий этап –– способность определять последовательность, качество и количество звуков в слове; Четвертый этап –– умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Р.Е. Левина отмечает, что сначала устанавливается различие фонем, наиболее легких по звучанию, которые в дальнейшем постепенно распространяются на акустически более близкие звуки. Постепенно усваиваются фонемы, акустические свойства которых остаются практически неизменными. Фонематическое развитие речи завершается только тогда, когда усвоены все фонемы данного языка. В период от четырех до пяти лет у детей улучшается фонематическое восприятие [4]. По началу они различают гласные и согласные, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К семи годам у них развиваются основные навыки анализа фонем. Фонематическое восприятие является основой для формирования фонематического анализа, синтеза и представления [5]. Фонематический анализ — это более сложная функция фонематической системы. Он включает в себя выделение звуков на фоне слова, сравнение слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова. Развитие фонематического анализа происходит постепенно в процессе онтогенеза. Простые формы фонематического анализа появляются внезапно в процессе развития устной речи дошкольников, а сложные формы формируются в процессе специального обучения. Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основе приобретенной способности слышать и различать звуки, выделять звуки на фоне слова, сравнивать слова по выделенным звукам [6]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы: Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные этапы. В норме деятельность функций фонематической системы осуществляется во взаимосвязи друг с другом. Если у ребенка дошкольного возраста хорошо развито фонематическое восприятие, и имеются некоторые навыки звукового анализа (умение определять количество и последовательность звуков в слове) и синтеза, то это является предпосылкой для успешного усвоения программного материала в школе. 1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов //Логопедия. 2003. № 1-2. С. 28-30. 2. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». Самара: СГПУ, 2003. С. 70-83. 3. Касьянова А.В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). Т. 10. М.: Буки-Веди, 2014. С. 65-67. 4. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М.: Творческий Центр Сфера, 2010. 64 с 5. Лобачева Е.К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2005. № 4. С. 50-52. 6. Тимофеева А.А. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами проблемного обучения // Актуальные исследования. 2021. № 44 (71). С. 93-96. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru