- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2023"
Автор(ы) статьи: Перепелицына К.Б.
PDF файл статьиУДК 342.4 Перепелицына Ксения Борисовна студентка магитсратуры Севастопольский Государственный Университет Россия, г. Севастополь e-mail: perepelitsyna2702@yandex.ru ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ Аннотация: В статье рассмотрено понятие легитимности в контексте сравнения со схожим понятием легальности, сделан вывод о взаимосвязи данных понятий. В рамках исследования также рассмотрены основные гарантии конституционного строя, в контексте недопущения узурпации и обеспечения легитимности власти. Сделан вывод, что, несмотря на существующие проблемы, действующее конституционно-правовое регулирование создает правовые предпосылки для обеспечения легитимности власти. Ключевые слова: легальность, легитимность, узурпация власти, конституционные гарантии, конституционный строй. Perepelitsyna Ksenia Borisovna master student Sevastopol State University Russia, Sevastopol GUARANTEES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF ENSURING THE LEGITIMACY OF POWER Abstract: The article considers the concept of legitimacy in the context of comparison with a similar concept of legality, the conclusion is made about the relationship of these concepts. The study also examined the main guarantees of the constitutional order, in the context of preventing usurpation and ensuring the legitimacy of power. It is concluded that, despite the existing problems, the current constitutional and legal regulation creates legal prerequisites for ensuring the legitimacy of power. Key words: legality, legitimacy, usurpation of power, constitutional guarantees, constitutional order. Одним из важнейших принципов конституционного строя РФ является обеспечения легитимности государственной власти. Обеспечение вышеуказанной легитимности имеет особое значение в системе конституционно- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 1 правового регулирования в связи с тем, что легитимная государственная власть, в соответствии со статьей 3 Конституции РФ, является выразителем воли избравшего ее народа, который является единственным носителем суверенитета и источником власти [1]. Таким образом, утрата властью легитимности приводит к тому, что народ более не является источником власти, так как в этом случае нарушена важнейшая в представительной демократии связь между властью, действующей от имени и в интересах народа и самим народом, который является носителем власти и делегирует свои полномочия соответствующим государственным органом. Нарушение такой связи приводит к ситуации так называемого «захваченного государства» (capturedstate), то есть состояния, когда связь между властью и народом ослабевает до того состояния, что народ более не может эффективно воздействовать на власть, которая узурпирована теми или иными лицами. Разрушение связи между государством и народом тесно связано с понятиями легитимности и делегитимизации власти. Под легитимностью власти следует понимать признание обществом либо большей частью общества власти как естественной, нормальной и соответствующей интересам общества [2]. От понятия легитимности следует отделать понятие легальности. Легальность – это осуществление действий государственной властью в рамках правовых процедур, соблюдение законности, как внешнего выражения права [3]. Легальность и легитимность находятся в тесной взаимосвязи, при этом потеря легитимности при соблюдении легальности в системах, которые не предусматривают изменения власти, приводит к революционным ситуациям, как, например революция в России в 1917 году, а также распад Советского Союза в 1991 году [4]. Следует отметить, что если легальность является чисто правовой категорией, то легитимность власти имеет политико-правовую природу. При этом следует отметить, что само по себе несогласие общества либо большей части общества с тем или иным решением государственной власти не лишает такую власть легитимности. В то же время, длительные и последовательные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 2 действия государственной власти против интересов общества приводят к постепенной утрате легитимности (делегитимизации) государственной власти. Именно для разрешения вышеуказанной проблемы и обеспечения легитимности власти, в рамках конституционно-правового регулирования, предусмотрен ряд гарантий конституционного строя, среди которых следует выделить следующие: 1. Принцип разделения властей. Сущность данного принципа состоит в том, что различные виды деятельности (судебная власть, исполнительная власть, законодательная власть) должны осуществляться различными органами, так как соединение в одном органе различных ветвей власти практически неизбежно приводит к диктатуре [5]. При этом, следует отметить, что некоторые исследователи отмечают неполную реализацию данного принципа в Российской Федерации, учитывая то обстоятельство, что Президент РФ осуществляет не только полный контроль над исполнительной властью, но также и ряд функций законодательной власти (обладает ограниченным правом роспуска Государственной Думы РФ, формирует часть состава Совета Федерации), а также судебной власти (назначает на должность федеральных судей). Таким образом, несмотря на то, что действия Президента РФ и ограничены Конституцией, он находится, в определенном смысле над системой разделения властей [6]. 2. Принцип сменяемости власти. Власть, получив однажды легитимность, должна подтверждать ее с помощью механизма прямых, свободных и равных выборов. Именно избираемость государственной власти и ее сменяемость является важной гарантией обеспечения легитимности власти. В данном контексте, неоднозначное мнение в правовой среде получили поправки в Конституцию 2020 года, в соответствии с которыми, с одной стороны, Президенту РФ запрещено баллотироваться более двух сроков, а с другой стороны – данное ограничение не распространяется на действующего и бывшего президента, которые имеют право баллотироваться еще на два срока [7]. 3. Система конституционной юстиции. Наличие в системе правового регулирования института конституционной юстиции позволяет прекращать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 3 действие законов, противоречащих Конституции. Таким образом, конституционно-правовые гарантии остаются реально действующими, вне зависимости от действий законодателя. 4. Особый механизм изменения Конституции. В отличие от законов, Конституция имеет особый механизм изменения, предусматривающий как сложную процедуру внесения изменений, так и необходимость квалифицированного большинства в каждой из палат Федерального собрания. При этом, некоторые, особо важные главы Конституции (в частности, главы 1 (основы конституционного строя) 2 (права и свободы человека и гражданина), 9 (конституционные поправки)) не могут быть пересмотрены иначе как путем созыва специального конституционного собрания, процедура созыва и деятельности которого законодательством РФ на сегодняшний день не установлено. Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция РФ содержит ряд гарантий конституционного строя, позволяющих обеспечить законодательные предпосылки для легитимности власти. Вместе с тем, обеспечение такой легитимности де-факто связано со взаимоотношениями политического характера между властью и обществом и не может быть полностью гарантировано исключительно правовыми мерами. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультанта-Плюс». 2. Примова Э.Н. К вопросу о легитимности власти // Власть. 2013. № 8. С. 112-116. 3. Полянский В.В. Легитимность и легальность публичной власти в конституционных параметрах // Юридический вестник Самарского университета. 2018. № 4. С. 7-12. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 4 4. Елисеев С.М. Революция и легитимность власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. № 1-1. С. 25-28. 5. Рамазанова Д.Э. Проблемы реализации принципа разделения властей // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 40-41. 6. Османов М.М., Карачаев А.Р. К вопросу о возникновении и реализации теории разделения властей // Образование и право. 2021. № 1. С. 52-54. 7. Черепанов В.А. О правовых вопросах сменяемости власти // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 30-44. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 5