- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Март 2023"
Автор(ы) статьи: Тарасова С.С.
PDF файл статьиУДК 372.882 Тарасова Софья Сергеевна студентка 5 курса факультет педагогики и психологии Вятский государственный университет, Россия, г. Киров e-mail: sofietr@mail.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ УМЕНИЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития умения формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста на уроках литературного чтения. Решение данной проблемы обусловлено тем, что чаще всего на практике учителя сталкиваются с неверно поставленными или односложными вопросами от обучающихся. При низкой сформированности умения задавать вопросы, обучающиеся не могут полноценно работать с текстом произведения: анализировать его, участвовать в обсуждении с учителем и одноклассниками, из-за чего у многих обучающихся может возникнуть проблема непонимания пройденного произведения и дальнейшие сложности в прохождении программы. Целью настоящего исследования является теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития умения формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста у третьеклассников на уроках литературного чтения. Ключевые слова: литературное чтение, умение задавать вопросы, работа с текстом, анализ текста, младшие школьники, начальная школа. Tarasova Sofia Sergeevna 5th year student faculty of pedagogics and psychology Vyatka State University Russia, Kirov PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THIRD GRADE STUDENTS' ABILITY TO FORMULATE QUESTIONS ON THE CONTENT OF THE TEXT IN LITERATURE LESSONS Abstract: The article deals with the actual problem of developing the ability to formulate questions on the content of the text read at the lessons of literary reading. The solution to this problem is due to the fact that most often in practice, teachers are faced with incorrectly posed or monosyllabic questions from students. With a low formation of the ability to ask questions, students cannot fully work with the text of the Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 1 work: analyze it, participate in discussions with the teacher and classmates, because of which many students may have a problem of misunderstanding the work passed and further difficulties in passing the program. The purpose of this article is to theoretically substantiate and test in practice the pedagogical conditions for the development of the ability to formulate questions on the content of the text by third-graders in literary lessons. Key words: literature lessons, the ability to ask questions, working with text, analysis of a literary text, primary school children, primary school. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Среди требований к метапредметным результатам выделяется необходимость овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах [1]. Одним из условий овладения навыками смыслового чтения является развитие умения задавать вопросы. Обучающийся развивает свою способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественных и научно-познавательных текстов, если задает правильные вопросы по содержанию прочитанного текста. Обучающиеся начальных классов, как правило, испытывают сложности с тем, чтобы правильно сформулировать вопрос. В традиционном обучении не созданы условия для того, чтобы ученики самостоятельно задавали вопросы - основную роль по ведению урока берет на себя учитель. Создание учителем определенных ситуаций и использование системы средств активизации учения является одним из условий формирования у младших школьников умения задавать вопросы на уроке. Умение задавать вопросы Ю. И. Голубевой понимается, как способность учащегося младшего школьного возраста понимать противоречия, уметь обозначать предмет вопроса, правильно и логично формулировать любой вопрос [4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 2 С. И. Комиссарова выделяет умение задавать вопросы как компонент коммуникативной компетенции, связывает задачу формирования данного умения с овладением младшими школьниками начальным курсом синтаксиса на уроках русского языка [6, с. 116]. Таким образом, существенными характеристиками умения задавать вопросы являются способность обозначать предмет вопроса, различать фактический вопрос от проблемного и применять их в зависимости от контекста. М.П. Воюшина выделяет в традиционных способах проверки уровня восприятия – самостоятельную постановку вопросов к тексту обучающимися и ответы на них [3]. Вопросы, заданные обучающимися, позволяют учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, понять, что остается незамеченным. Есть и минус применения только этого метода оценки восприятия – обучающиеся повторяют вопросы, часто звучащие на уроках, но при этом неверно определять тему произведения, авторское отношение и т. п. Учителю стоит более полно разбирать текст и давать детям задания на составление вопросов, касающихся смысла текста, и отвечать на них, тогда они будут более полно понимать произведение, более глубоко вникать в скрытый смысл. Также учителю стоит давать ребенку задания, касающиеся понимания подтекста, поступков героев. Можно задавать вопросы, актуализирующие собственный опыт детей, это поможет ребенку в дальнейшем задавать подобные вопросы самостоятельно [5]. В. И. Бычков считает, чтобы анализ произведения был продуктивным и полноценным, учащимся в ходе чтения надо научиться находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, ставить свои вопросы, высказывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, т.е. не упустить хода авторской мысли [2]. На наш взгляд, развитие умения задавать вопросы по содержанию текста на начальной ступени образования очень важно. И оно будет успешным при условии использования приемов, направленных на развитие данного умения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Для того, чтобы содержательные вопросы учеников стали нормой образовательного процесса, необходимо учесть и психологический аспект. Ученики привыкли, что спрашивает учитель, а их задача — отвечать, поэтому можно регулярно предлагать им задавать вопросы в любых ситуациях [7]. Одна из задач учителя: создать такие условия, чтобы у детей не возникало боязни ошибаться, продемонстрировать незнание. Вопрос ученика может показывать, что он не знает того, что должен, рассуждает ошибочно. Если учитель рассматривает незнание ученика как возможность увидеть свои недостатки и исправить их, то он будет благодарен за любой вопрос, даже если он кажется «неправильным». Однако, если учитель отреагирует негативно, то ученики могут стесняться задавать вопросы. Е.М. Пототня выделяет четыре учебных ситуации, стимулирующие обучающихся задавать вопросы: 1) вопросы должны возникать на этапе знакомства с новой информацией, если ее предъявлять определенным образом; 2) на этапе отработки и закрепления можно в различных формах предлагать ученикам выполнять функцию учителя, задающего вопросы; 3) использовать специальные приемы организации самостоятельной работы учащихся; 4) использовать специальные задания, предполагающие работу с вопросами [7]. Учитывая важность работы и применения необходимых педагогических условий для развития умения задавать вопросы по содержанию прочитанного текста у третьеклассников, нами был проведён педагогический эксперимент. Базой исследования стала одна из школ города Кировской области. В исследовании приняли участие обучающиеся двух третьих классов в количестве 48 человек. В соответствии с целью констатирующего эксперимента были подобраны две методики: «Анализ умения работать с вопросами, задавать их по содержанию текста» и модифицированная диагностика по выявлению уровня умения задавать различные вопросы Е. Торренса. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru Было выявлено, что обучающиеся контрольной и экспериментальной групп в основном обладали средним и низким уровнями развития умения. При этом стоит отметить, что процент школьников с низким уровнем в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. Из результатов анализа умения формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста третьеклассниками следует, что около половины обучающихся продемонстрировали средний уровень умения формулировать вопросы к тексту. Ученики смогли правильно восстановить последовательность вопросов по содержанию текста, в основном составляли простые (фактические) вопросы. На формирующем этапе педагогического эксперимента мы учитывали условия гипотезы, согласно которой развитие умения формулировать вопросы у третьеклассников к прочитанному тексту на уроках литературного чтения будет происходить наиболее эффективно при следующих условиях: 1. Отобраны приемы в рамках предмета «Литературное чтение», направленные на развитие умения задавать вопросы по содержанию прочитанного текста, где будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся. 2. Отобраны и созданы необходимые педагогические условия, способствующие развитию умения задавать вопросы к прочитанному тексту у третьеклассников. На формирующем этапе в экспериментальном классе было проведено 8 занятий, на каждом из которых мы создавали необходимые педагогические условия и применяли различные приемы, направленные на развитие умения работать с готовыми вопросами, на формирование осознания структуры вопроса, на умение самостоятельно составлять вопросы к тексту. На первых занятиях начали вводить приемы первой группы (поиск вопросов в тексте; отгадывание вопросов по ответам; составление текста по готовым вопросам; классификация вопросов; соотнесение вопросов с ответами) С 4 занятия ввели приемы второй группы: приемы, направленные на формирование осознания структуры вопроса: распознавание вопросов; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 5 упражнения с деформированными вопросами. Предварительно готовили презентацию, либо выписывали деформированные вопросы на доску. При анализе текста применяли это упражнение, особых трудностей у детей с распознаванием и составлением правильного вопроса не возникло. В дальнейшем проводилась работа по овладению школьниками умением задавать разного типа вопросы на основе работы с текстом. Наша основная задача была создать благоприятную и открытую атмосферу для общения в самом классе. Таким образом старались устранить страх перед учителем, чтобы у детей не было боязни ошибиться, задать неверный вопрос. Дети постоянно получали подтверждение, даже если задавали вопросы с ошибками, в дальнейшем это привело к тому, что дети корректировали себя в дальнейшем и задавали больше логичных и верно составленных вопросов. При обучении новым или сложным темам мы старались замедлить темп и предоставить учащимся достаточно времени, чтобы они могли задавать вопросы по тем моментам, которые они не понимают. Результаты повторных диагностик на контрольном этапе подтвердили эффективность примененных педагогических условий на уроках литературного чтения. В экспериментальной группе дети показали более высокие результаты на контрольном этапе относительно результатов на констатирующем этапе эксперимента. 80% 67% 70% 60% 50% 50% 40% 29% 25% 30% 21% 21% 21% 20% 20% 20% 13% 10% 0% экспериментальная экспериментальная контрольная группа контрольная группа группа (анализ) (анализ) группа (диагностика Е. (диагностика Е. Торренса) Торренса) Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 59% 54% Рис. 1 Результаты контрольного этапа исследования Обучающиеся обеих групп показали результаты по развитию умения формулировать вопросы к тексту выше, чем на констатирующем этапе. Однако в экспериментальной группе результаты оказались более значительными: высокий уровень умения формулировать вопросы к тексту в экспериментальной группе показало на 3% больше, а средний – на 8%, чем на констатирующем этапе исследования. В то время как в контрольной группе количество детей с высоким уровнем не изменилось, а показавших средний уровень, выросло только на 4%. Проведенная нами работа по развитию умения формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста на уроках литературного чтения третьеклассников оказалась эффективной. Можно сделать вывод, что поставленные нами задачи выполнены и цель достигнута. На наш взгляд, если систематически на уроках литературного чтения при анализе текста добавлять приемы для развития умения задавать вопросы и создавать ситуации, которые будут побуждать обучающихся задавать вопросы, то у обучающихся возрастет мотивация к подробному анализу и изучению литературного текста, следовательно, со временем значительно повысится уровень умения формулировать вопросы к тексту, который в средней школе может перерасти в навык. Теоретические и практические данные настоящего исследования могут найти применение в практике обучения студентов по профилю «Начальное образование» и в практике учителей начальной школы. Cписок литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2021. 2. Бычков В.И., Шабалкина А.В. Формирование читательских навыков у младших школьников в ходе работы с текстом на уроках литературного чтения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 71. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 7 3. Воюшина М.П. Литературное чтение. 1–4 классы: методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2021. 223 с. 4. Голубева Ю.И. Формирование у младших школьников умения задавать вопросы на уроке тема диссертации и автореферата. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-mladshikh- shkolnikov-umeniya-zadavat-voprosy-na-uroke (дата обращения: 27.03.2023 г.). 5. Исакова И.А. Функции и место вопросов учителя на уроке в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2000. 19 с. 6. Комиссарова М.И. Развитие диалогической речи обучающихся как компетенции ХХI века // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 3. С.116-119. 7. Пототня Е.М. Формирование умения задавать вопросы // Справочник заместителя директора школы. 2015. №4. С. 21-33 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 8