- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2023"
Автор(ы) статьи: Сибирцева Е.А.
PDF файл статьиУДК 342.9 Сибирцева Елена Алексеевна студентка магистратуры кафедра конституционного и муниципального права Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Сибирский институт управления РАНХиГС) Россия, г. Новосибирск, e-mail:Sibitseva@mail.ru ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей развития конфликтов в государственном и муниципальном управлении. Особое внимание уделено причинам возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Также обращено внимание на порядок урегулирования конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении. Даны рекомендации, которые могут быть применимы при организации работы и порядка урегулирования конфликта интересов. Ключевые слова: конфликт интересов, коррупция, государственная и муниципальная служба, органы власти, государственное и муниципальное управление. Sibirtseva Elena Alekseevna master student department of constitutional and municipal law Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Siberian Institute of Management of RANERA) Russia, Novosibirsk FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CONFLICTS IN STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION Abstract: The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the development of conflicts in state and municipal administration. Special attention is paid to the causes of the conflict of interests in the state and municipal service. Attention is also drawn to the procedure for resolving conflicts of interest in state and municipal administration. Recommendations are given that may be applicable to the organization of work and the procedure for resolving conflicts of interest. Key words: conflict of interests, corruption, state and municipal service, authorities, state and municipal administration. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru В условиях усложнения и расширения государственного воздействия на различные сферы общества увеличивается и количество взаимоотношений публичной власти с различными субъектами, что влечет за собой переплетение интересов, в результате чего возникает конфликт интересов в государственном и муниципальном управлении, когда личные интересы сталкиваются с должностными обязанностями. Важность изучения конфликта интересов заключается в том, что неурегулированный конфликт интересов вызывает совокупность проблем, одной из которых является коррупция, которая, в свою очередь, тянет за собой большое количество негативных последствий, находящие отражение во всех сферах жизнедеятельности общества. Также из-за неурегулированного конфликта интересов происходит игнорирование интересов общества с целью удовлетворения узких интересов служащего, что, в свою очередь, снижает значимость органов публичной власти в глазах общества [4]. Так, конфликт интересов может возникнуть во всех ситуациях, когда личные интересы пересекаются с должностными обязанностями служащего. В своей работе государственные и муниципальные учреждения (и их сотрудники) обязаны учитывать предполагаемые риски и оперативно разрешать конфликты интересов, которые могут возникнуть в рамках их деятельности [7]. Следовательно, конфликт интересов на государственной и муниципальной службе — это ситуация, в которой личные интересы сотрудника могут повлиять или влияют на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение им своих служебных обязанностей. Как правило, это означает возможность получения дохода, льгот или иных преимуществ от своего служебного положения, которые могут быть получены: -самим служащим; -лицами, имеющими близкие отношения с служащим (родители, супруги, дети, братья, сестры, внуки); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 2 -организациями или гражданами, с которыми служащий и его близкое окружение связаны имущественными, корпоративными или иными отношениями. Причин возникновения конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении достаточно много. Самой распространенной из них может быть прямое или косвенное подчинение служащих, состоящих в близком родстве, а также служащего и организации (под управлением близкого родственника), выполняющих государственные или муниципальные контракты, либо являющейся подведомственной организацией. В основном конфликт интересов в государственном и муниципальном управлении имеет место быть, в том случае, когда у муниципального служащего присутствует личная заинтересованность, в решении какого-либо вопроса, тем самым его действия в отношении данного вопроса могут нести необъективный характер, служебные обязанности могут быть выполнены недолжным образом, что может повлечь за собой нарушение требований законодательства Российской Федерации, что создает тем самым предпосылки для негативных последствий в виде нанесения ущерба органам публичной власти, обществу, а также организациям. Из вышеизложенного следует что основной причиной конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении всегда служит личная заинтересованность служащего. Она имеет возможность быть не только прямой, как в виде получения конкретной выгоды, но и косвенной, что выражается в получении благ, которые в последствии могут принести определенную прибыль. Чаще всего основой для возникновения у служащего личной заинтересованности служит появление интереса, выраженного в финансовой или имущественной форме, который напрямую связан с удовлетворением личных потребностей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Наличие финансового интереса у служащего может войти в диссонанс со всеми взаимосвязанными субъектами в системе государственного и муниципального управления. Социальный же интерес, в свою очередь, выражается в социальных связях служащего с разного рода малыми и большими социальными группами. Если социальные связи, которые плотно окружают личность, то она становится сильно заинтересована в реализации данных интересов. В аспекте малой социальной группы можно выделить прежде всего семью, так как для нее характерны тесные связи, которые образовывают круг взаимной ответственности и привязанности, а также друзей, которые характеризуются между собой тесными связями. При наличии вышеуказанных связей и общих целей, есть возможность возникновения личной заинтересованности. В свою очередь к большим социальным группам стоит отнести коллег по работе, религиозные, а также политические организации и т.д. Отличительной чертой наличия у служащего политических интересов является его отношение к общественно политическим процессам, событиям и явлениям. Если служащий довольно сильно втянут в политические процессы, это может определенным образом повлиять на исполнение его должностных обязанностей, к примеру, если принятие решений связанно с поддержкой определенных политический организаций. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод и согласиться с классификацией комиссии по противодействию коррупции, что интересы можно разделить на два типа, такие как: материальные и нематериальные. Конфликт интересов на службе возникает при наличии определенных условий, к примеру, таких как недостаточно подробно прописанные нормы предоставления государственных или муниципальных услуг и противоречия в законодательной системе, а также низкой мотивацией и заработной платой служащих. В любых случаях возникновение конфликта интересов на службе это использование служащими своих полномочий в личных целях, в результате Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 4 которой, он может получить материальную или не материальную выгоду. Основной побочный эффект от возникновения конфликта интересов на службе — это снижение качества выполнения служебных обязанностей, не внимание к публичным интересам граждан, вред, непосредственно оказываемый на орган публичной власти и общество в целом. Негативные последствия от конфликта интересов - невыполнения служащим своих прямых обязанностей, нарушение интересов общества и законных интересов граждан, снижение эффективности принятых решений, образование «бюрократической путаницы», также наличие конфликта интересов может подорвать авторитет и доверие к органам управления. Также одним основных негативных последствий, который несет наличие конфликта интересов на службе, является возможность появления коррупция [3]. Меры, которые сотрудник должен предпринять для предотвращения или разрешения конфликта интересов, могут быть разными, в частности: -информировать работодателя (или его представителя) о конфликте интересов или о возможном конфликте интересов; -самоотвод от исполнения своих обязанностей; -передача принадлежащих ему ценных бумаг (например, акции в уставном капитале организации) доверителю, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов [2]. Руководитель в свою очередь обязан принять меры по недопущению конфликта интересов и его регулированию. Указанные меры могут включать в себя изменение должностного положения муниципального служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей, а также отказа от получения вещественной или не материальной выгоды, появившейся в итоге образования конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении [5]. Регулирование конфликта интересов или проведение работ по его недопущению возможно самоотводом или отводом служащего в порядке предусмотренным законодательством Российской Федерации. Также одним из Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 5 важных фактов является то, что устранить конфликт интересов полностью не представляется возможным, можно только произвести грамотную процедуру его урегулирования. Причины возникновения конфликта интересов, которые выявлены на ранней стадии, снижают наличие его отрицательных последствий. Поэтому крайне важно предупреждать появление конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении. При организации работы и порядка урегулирования конфликта интересов представляется возможным предложить следующие рекомендации: 1. привлекать к работе конфликтной комиссии квалифицированных работников, которые могут рассматривать спорные и неоднозначные ситуации по конфликту интересов и возможности его урегулирования. 2. в проектах правовых актов прописать условия участия независимых экспертов их материально-техническое обеспечение, обеспечить их независимость и определить ответственность. 3. в проектах правовых актов утвердить требования, что участие в конфликтной комиссии независимых экспертов не является обязательным условием. Данное условие актуально для отдаленных территорий в связи с низкой транспортной доступностью или других причин, связанных, например с дефицитом местного бюджета. Следует обратить внимание, что требования муниципальных правовых актов о конфликтных комиссиях зачастую соответствуют нормам федерального законодательства, если учитывать особенности каждого муниципального образования и осуществлять заимствование критично, то это решение будет рациональным и эффективным. В качестве наиболее важной государственной задачи на протяжении последних лет выступает совершенствование государственного управления, а также высокоэффективное противодействие коррупции органами госвласти и местного самоуправления. В этой связи, следует рассматривать процесс урегулирования конфликта интересов в качестве одного из основных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 6 антикоррупционных способов и механизмов, используемых при обеспечении эффективного функционирования служебных правоотношений [6]. При этом, невозможным является процесс организации внутриведомственной основы направленной на противодействие коррупции при отсутствии комиссий, осуществляющей функции соблюдения требований к поведению служащих и урегулирования конфликтов интересов, в связи со сложностью механизмов, заключающихся в противодействии коррупции, чем обуславливается необходимость для их использования принятия решений и временные затраты. При этом, неправильным является сведение института конфликта интересов к такому противодействию [8]. Конфликт интересов сопряжен с конфликтом частного и публичного интереса. Вместе с тем, данному конфликту не всегда присущий коррупционный результат. Иногда, муниципальные служащие вне собственной воли попадают в ситуации, в которых имеет место конфликт интересов. Но, конфликт между публичным и частным интересом вызывает необходимость тщательного контроля принимаемых ими решений. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что функции комиссий по конфликту интересов заключаются в противодействии коррупции, они же являются своеобразными органами управления нравственными (этическими) отношениями в государственном и муниципальном управлении. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. 2. Алирзаев С.И. Проблемы понимания конфликта интересов и способов его регулирования // В сборнике: Проблемы противодействия коррупции в современном обществе. Сборник научных трудов по материалам докладов V Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 7 ежегодной открытой молодежной дискуссионной площадки. Волгоград, 2022. С. 20-22. 3. Андреечев И.С. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований: проблемы правового регулирования и практики применения // Местное право. 2021. № 3. С. 3-7. 4. Антоновская Е.А., Лаврентьева С.В. Конфликт интересов на государственной службе // Oeconomia et Jus. 2022. № 2. С. 1-7. 5. Николаева А.Р. Конфликт интересов муниципальных служащих как предпосылка к появлению коррупции и нарушению норм этики деловых отношений // В сборнике: Экономика, управление и право в современных условиях. Межвузовский сборник статей. Под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. Тольятти, 2021. С. 49-52. 6. Ноздрачев А.Ф. Формы и способы урегулирования конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 6. С. 35- 45. 7. Печеницына Н. И. Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе // Молодой ученый. 2021. № 20(362). С. 357-359. 8. Полубояринова А.Н. Урегулирование конфликта интересов как одна из мер предупреждения преступности против интересов службы в органах местного самоуправления // Современное право. 2021. № 9. С. 28-31. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2023 https://tribune-scientists.ru 8