- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2023"
Автор(ы) статьи: Карапетян Г.Т.
PDF файл статьиУДК 005.8 Карапетян Грета Тиграновна студентка 2 курса магистратуры экономический факультет Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Ростов-на-Дону e-mail: karapetyan.greta@yandex.ru НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье раскрывается место и роль национальных проектов в стратегическом планировании. Анализ проектного подхода в государственном управлении в Российской Федерации позволяет установить его особенности. Ключевые слова: национальный проект, стратегическое планирование, государственное управление, проектный метод. Karapetyan Greta Tigranovna 2nd year master student Faculty of Economics South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don A NATIONAL PROJECT AS A FORM OF GOVERNANCE Abstract: This article reveals the place and role of national projects in strategic planning. The analysis of the project approach in public administration in the Russian Federation allows us to establish its specific features. Key words: national project, strategic planning, public administration, project method. В настоящее время политическая повестка дня содержит в себе все тот же ряд основных проблем, что и в ранние периоды. Более того сочетание усиления геополитической напряженности, ухудшения внешнеэкономических факторов, формирования негативных внутриэкономических тенденций в виду ужесточения санкций в отношении целых отраслей российской экономики, только усиливали Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 1 потребность страны в социальной модернизации, требующей комплекса краткосрочных, но максимально эффективных действий. Именно поэтому в качестве основного инструмента механизма государственного управления, как и прежде, были выбраны национальные проекты. В первую очередь, возросло внимание к крупным инвестиционным проектам - мегапроектам, связанным с высоким уровнем общественного внимания и значительными затратами в виду существенных прямых и косвенных воздействий на окружающую обстановку. Указанным инструментом все чаще стало регулироваться достижение амбициозных целей государственной политики. Например, привлечение инвестиций, строительство государственно значимых объектов, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение освоения новых нефте- и газовых месторождений. В то же время успешный опыт их реализации послужил системному внедрению проектного подхода в деятельность органов государственной власти в Российской Федерации. Так, создание в 2016 году специального совещательного органа- Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, и учреждение Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации послужили комплексной организации проектной работы. В этот период были выделены и рассмотрены основные направления стратегического развития, касающиеся модернизации сфер здравоохранения, образования, жилья и городской среды, экологии, транспортной инфраструктуры, производительности труда, бизнеса, реформы контрольной и надзорной деятельности, международной кооперации и экспорта. И уж в конце 2016 года по некоторым из них были одобрены приоритетные проекты. В свою очередь, закрепление национальных проектов как формы стратегического планирования и усиление единства их системы произошло в следствие принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Российской Федерации» [1]. В 2017 году были ужесточены требования к участникам проектной деятельности. В 2018 году вступление в силу Указа Президента Российской Федерации поддержало идею реализации стратегических целей и задач через использование проектного подхода. По этой причине были обновлены и разработаны национальные проекты уже по 12 направлениям, включая демографию, поддержку занятости, науку, цифровую экономику, культуру, малое и среднее предпринимательство. Кроме того, для достижения поставленных целей Правительством Российской Федерации были утверждены методические указания, которые установили единые формы проектов, в том числе их паспортов и планов мероприятий. На этот раз обеспечить эффективное функционирование инструмента удалось за счет соблюдения принципа одинаковой поддержки и развития трех ключевых элементов: процессов (подходы к управлению, нормативные и методические документы), технологий (информационные системы) и кадров (организационная структура, обучение, мотивация, проектная культура). Совокупность достаточной методологической базы, специализированных технологий и, конечно же, знаний, навыков, умений участников проектной деятельности предопределили успех внедрения и реализации проектов. Анализ проектного подхода в государственном управлении в Российской Федерации, позволяет установить его особенности, заключенные в ограниченности финансового ресурса бюджетными рамками; подотчетности органам власти более высокого уровня; публичной отчетности, жестком ведомственном и общественном контроле; ограниченном правовом поле деятельности; направленности на социальный эффект. Список литературы: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета от 3 июля 2014 г. # 146. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 4