- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН 30-45 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2023"
Автор(ы) статьи: Аникина К.И.
PDF файл статьиУДК 159.9 Аникина Ксения Ивановна студентка магистратуры факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: anikina_ksenya@list.ru Научный руководитель: Шаяхметова Валерия Каусаровна кандидат педагогических наук доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: valesha3004@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН 30-45 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Аннотация: Статья посвящена рассмотрению результатов изучения актуальной проблемы современной теоретической и возрастной психологии. В статье рассматриваются результаты исследования формирования позитивного самоотношения женщин 30-45 лет в условиях психологического центра. Ключевые слова: самоотношение, позитивное самоотношение, самооценка, гендер. Anikina Xenia Ivanovna master student psychology faculty South Ural State Humanitarian Pedagogical university Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Shayakhmetova Valeria Kausarovna candidate of pedagogical sciences Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk FORMATION OF A POSITIVE SELF-ATTITUDE OF WOMEN AGED 30-45 IN THE CONDITIONS OF A PSYCHOLOGICAL CENTER 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article is devoted to the consideration of the results of studying the actual problem of modern theoretical and developmental psychology. The article discusses the results of a study of the formation of a positive self-attitude of women aged 30-45 in a psychological center. Key words: self-attitude, positive self-attitude, self-assessment, gender. Актуальность исследования. Спектр взаимодействия людей с социальной средой очень разнообразен. Особенно это касается человеческих отношений. Но в человеческом сознании отражаются и отношения с самим собой. Самоотношение признано одним из наиболее важных факторов саморазвития и самосознания человека. Самоотношение является базовым компонентом личностного строения. Именно посредством данного феномена человек развивает собственное представление о себе. На основе сформированного представления далее происходит формирование личностных качеств и установок. Самоотношение является одной из предпосылок развития личности человека, которую необходимо адаптировать не только к уровню других, но и к уровню самооценки. Неопределенность терминологии – серьезная проблема в подходах к изучению самоотношения. В зависимости от исходной общей теории психологии отечественные ученые по-разному трактуют понятие самоотношения (его можно понимать, как отношение, установка, значение личности и т.д.). Различное толкование этой концепции неизбежно приводит к различиям в принципах и инструментах его исследования [1]. По мнению А.В. Захаровой, самоотношение есть «основная стержневая зрелость личности, имеющая целью опосредовать все линии психического развития ребенка, в том числе и формирование личности» [3, с. 19]. И.И. Чеснокова понимала отношение к себе в качестве области личного отношения и самосознания по отношению к эмоциональным ценностям. Самосознание воспроизводит степень самосознания и отношения к себе, что отражено у И.И. Чесноковой, как определение человека и внутреннего психологического состояния, необходимого для его устойчивости [4]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru Самоотношение в большинстве случаев не считают отдельным феноменом и часто включается в теорию личности и теорию «Я». Для иностранных психологов характерно его рассмотрение применительно к «Я-концепции», определяемой как «все представления индивида о себе и их оценка» [4]. Я- концепция является более глобальным образованием. Самооценка и самоотношение входят в нее. Отношение к себе изначально основывается на внутренней эмоциональной оценке других людей, то самооценка формируется позже на основе уже имеющегося отношения к себе. Таким образом, надо понимать, что самоотношение представляют собой упорядоченную систему, в которой все ее компоненты – структурные элементы, формы, виды и показатели – находятся во взаимосвязи и влияют друг на друга. Самоотношение жизни влияет индивидуально-возрастные характеристики человека, а также гендерные характеристики. Многие психологи рассматривают гендер как социальный пол человека и сосредотачиваются на социально- культурных характеристиках человека. Изучение гендера приобретает важную роль в изучении социальных и психологических характеристик мужчин и женщин. Реформирование социально-культурых норм приводит женщин к внутиличностным конфликтам (гендерным, ролевым, возрастным), которые могут негативно сказаться на самоотношении женщины и привести к усилению деструктивных выражений свойств личности, противоречащих женской роли. В возрасте 30-45 лет женщина может войти в состояние возрастного кризиса середины жизни. Кризис среднего возраста, безусловно, носит личный характер. Дополнительные факторы (биологические, социокультурные, индивидуально- психологические) также влияют на течение кризиса и делают его легче или хуже. В рамках работы составлено «Дерево целей» исследования процесса формирования позитивного самоотношения женщин 30-45 лет в условиях психологического центра. Построение дерева осуществлялось от общего к частному [2]. Для построения модели выделена генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования позитивного самоотношения женщин 30-45 лет в условиях Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 3 психологического центра. Построенное делево целей привело к созданию модели, состоящей из 4 этапов: теоретический, диагностический, формирующий, аналитический. В практической части работы мы провели экспериментальное исследование, посвященное вопросам изучения формирования позитивного самоотношения женщин 30-45 лет в условиях психологического центра. Выборку эмпирического исследования составили 20 женщин, которые обратились в различное время за психологической помощью с запросом улучшения отношений со своим партнером, родителями, детьми, коллегами. После проведения начальной диагностики был составлена программа формирования позитивного самоотношения женщин 30-45 лет в условиях психологического центра. Цель программы: формирование позитивного самоотношения у женщин 30-45 лет в условиях психологического центра. Данная программа основана на представлении о том, что каждый человек как можно более полно реализовать себя, добиться успеха, конечно, очень по- разному понимаемого) в жизни, развить реалистичную самооценки в конкретных видах деятельности и т. п. Всего в программе 14 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю. Такой временной промежуток между занятиями даёт необходимое время для отработки навыков и полного усвоения полученной информации. Продолжительность одного занятия 1 – 1,5 часа. Для проверки эффективности программы формирования позитивного самоотношения у женщин 30-45 лет в условиях психологического центра была организована контрольная диагностика по тем же методикам, что и на начальном этапе. Диагностика, проведенная на контрольном этапе показала, что изменилось самоотношение женщин, измеренное по методике С.Р. Пантилеева. Женщины стали лучше относиться к собственной личности. Снизились показатели замкнутости, отраженного самоотношения, внутренней конфликтности, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 4 самообвинения. Напротив, повысились средние баллы по шкалам самоуважения, самоценности, самопринятия, самопривязанности. Женщины научились ценить собственные качества, свою личность в целом. 10 8 6,9 6,8 6,4 6 5,9 5,4 6 4,5 4,4 4 4 2,6 2 0 Самоценность ЗамкнутостьСамоуважениеСаморуководствоОтраженное самоотношение Констатирующий этапКонтрольный этап Рисунок 1. Результаты распределения показателей самоотношения по методике МИС С.Р. Пантилеева (средний балл) до и после реализации программы коррекции 10 7,3 7,1 8 6,3 5,2 5,1 4,9 6 4,7 3,9 4 2 0 Самообвинение СамопринятиеСамопривязанностьВнутренняя конфликтность Констатирующий этапКонтрольный этап Рисунок 2. Результаты распределения показателей самоотношения по методике МИС С.Р. Пантилеева (средний балл) до и после реализации программы коррекции Обработка данных по методике Г. Н. Казанцевой также показала положительные тенденции. Женщины повысили свой уровень самооценки по сравнению с результатами, полученными на начальном этапе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 5 35 средний 100 90 80 70 60 45 50 40 30 20 20 10 0 низкий высокий Рисунок 3. Результаты распределения показателей самооценки по методике Г. Н. Казанцевой до и после реализации программы коррекции Результат диагностики по методике УСЦД показал, что количество женщин с внутриличностным конфликтом снизилось. Только для 45 % опрошенных (9 женщин) на контрольном этапе характерен высокий уровень внутриличностного конфликта. Их средний R-индекс составляет 46,6, что свидетельствует о высоком уровне мотивационного и личностного рассогласования. У данных испытуемых было выявлено несоответствие между феноменами ценностно-смысловой сферы, такими как «хочу» и «могу», «желаю» и «реально». Вторую группу составили участники эксперимента без внутриличностных конфликтов. Их количество на контрольном этапе составило 55 % от общего числа испытуемых (11 женщин), по сравнению с 30% (6 женщин) на начальном этапе. Средний R-индекс этих респондентов составляет 28,5. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 6 70 100 80 55 60 45 40 30 20 0 Имеющие внутриличностный конфликтНе имеющие внутриличностный конфликт Рисунок 4. Результаты распределения показателей наличия внутриличностного конфликта по методике УСЦД Е.Б. Фанталовой до и после реализации программы коррекции Для проверки достоверности результатов использовался критерий Стьюдента. Применение метода математической статистики показало, что достоверные результаты (1%) получены по следующим показателям: закрытость, самоуверенность, самоценность, внутренняя конфликтность, самообвинение, внутриличностный конфликт. По показателям: отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность, самооценка достоверность составляет 5%. Только по показателю саморуководство не выявлено достоверных положительных сдвигов. Это подтверждает правильность выдвинутой исследовательской гипотезы. Таким образом, проведение контрольного этапа экспериментальной работы показало, что у женщин 30-45 лет в условиях психологического центра наблюдается более высокий уровень самоотношения, чем на констатирующем этапе работы. Это объясняется результатом проведения тренинговой работы, позволившей женщинам лучше узнать собственные сильные стороны, принять себя и свою личность. Нами были подготовлены рекомендации по повышению уровня самоотношения женщин. Следование предложенным рекомендациям способствует тому, что поведение женщины становится более естественным, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 7 более уверенным, они становятся более открытыми и уверенными, овладевают навыками позитивного общения, снижается уровень тревоги. В целом это положительно скажется на уровне самоотношения женщины. Список литературы: 1. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. №1. С. 67-71. 2. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография. М.: КДУ, 2012. 228 с. 3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск: РБПК «Белинкоммаш», 2017. 99 с. 4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Флинта, 2019. 144 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 8