- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Зыкова Д.Н.
PDF файл статьиУДК 37.013.77 Зыкова Дарья Николаевна студентка 3 курса магистратуры, Институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет Россия, г. Кострома e-mail: zyckowadascha@yandex.ru Научный руководитель: Тихонова И. В., доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Россия, г. Кострома ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития Я- концепции детей с умственной отсталостью. Для детей с интеллектуальными нарушениями Я - концепция также актуальна, как и для нормального сверстника. От уровня ее адекватности зависит эмоциональный фон настроения человека и отношение к окружающим людям. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка ведёт к образованию нарушений в формировании личности, разрушаются взаимоотношения. Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, умственная отсталость, взаимоотношения, развитие Zykova Darya Nikolaevna 3rd year master student faculty of special pedagogy and psychology, Institute of pedagogy and psychology Kostroma state University Russia, Kostroma Scientific adviser: Tikhonova I. V., associate professor of the Department of pedagogy and psychology, candidate of psychological sciences, Kostroma state University Russia, Kostroma FEATURES OF THE FORMATION OF THE SELF-CONCEPT IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: the article discusses the features of the development of the Self-concept of children with mental retardation. For children with intellectual disabilities, the Self- concept is as relevant as for a normal peer. The level of its adequacy depends on the emotional background of a person's mood and attitude to other people. Inadequate, high or low self-esteem leads to the formation of violations in the formation of personality, relationships are destroyed. Keywords: Self-concept, self-esteem, mental retardation, relationships, development Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Следует обратить внимание на то, что понятие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития [2, с. 117]. В МКБ-10 встречается следующее определение понятия «умственная отсталость»: «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» [4]. Один из важнейших факторов развития личности — адекватное формирование самооценки. Самооценка, являясь социально обусловленным психическим образованием, претерпевает в своем развитии определенную возрастную динамику. В исследованиях ученых, занимающихся изучением специфического своеобразия детей с умственной отсталостью, подчеркивается, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии, прослеживаются и у детей с умственной отсталостью. Развитие ребенка носит поступательный, поэтапный характер. Каждый этап в развитии завершается https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 2 формированием, более совершенных качеств, что является основой для будущего развития. Самооценка ребенка с умственной отсталостью в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательную организацию или просто расширяет круг общения со сверстниками, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар [5, с. 63]. Экспериментальное изучение самооценки у детей с умственной отсталостью в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка всегда положительна без достаточных на то оснований, то у ребенка формируется завышенная самооценка. В обратном случаи, формируется неправомерно заниженная самооценка [5, с. 68]. Л.С. Выготский утверждает, что повышенная самооценка детей с умственной отсталостью связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, также указывает и на то, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. С его точки зрения «…именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности» [5, с. 72]. Завышенная самооценка у детей с умственной отсталостью, тесно взаимосвязана со снижением интеллекта, с недоразвитием, незрелостью Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 3 личности. Она возникает как ответная реакция на низкую оценку со стороны окружающих [1, с. 56]. Исследованием Б.И. Пинского было доказано, что дети с умственной отсталостью меньше подвержены зависимости от оценочной ситуации в отличии от нейротипичных сверстников [5, с. 97]. М.И. Кузьмицкая в своих исследованиях говорит, что для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности [3, с. 25]. По мнению Л.С. Выготского повышенная самооценка является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности [3, с. 26]. Личностные взаимоотношения и оценка своего положения в коллективе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью формируются постепенно и зависят от потребности в социальном общении. Ж.И. Намазбаева утверждает, что межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности. Дети со слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников [3, с. 28]. Таким образом, самооценка не только является регулятором поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой, но и представляет важный компонент в формировании самосознания человека. В результате коррекционного обучения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью самооценка становится более адекватной, у них проявляется умение правильно оценивать и себя, и результаты своей деятельности, что говорит о развитии их личности. Список литературы: 1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru СПб.: Речь. 2015. 391с. 2. Моргачева Е.Н. Хрестоматия. Умственная отсталость. Клинико- психологическое изучение школьников с нарушениями интеллекта: электронное издание. М.: РГГУ. 2008. 420 с. 3. Намазбаева Ж.И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников V и VIII классов // Дефектология. 1971. № 1. С. 24-30. 4. Онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43- ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения с изменениями и дополнениями ВОЗ 1990-2018 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mkb-10.com/ (дата обращения: 03.11.2019 г.). 5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. № 2111 Дефектология. М.: Просвещение, 1986. 192 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 5 https://tribune-scientists.ru