- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И НКО ПО ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2023"
Автор(ы) статьи: Илюхина А.Н.
PDF файл статьиУДК 304.5 Илюхина Анна Николаевна студентка 3 курса магистратуры факультет экономики и управления Российский государственный социальный университет Россия, г. Москва e-mail: mrs.nastya.2010@yandex.ru Научный руководитель: Медведева Н.В. кандидат социологических наук, доцент Российский государственный социальный университет Россия, г. Москва СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И НКО ПО ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ Аннотация: Важной гарантией прав человека и гражданина выступает их всесторонняя поддержка, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны некоммерческих организаций. Так, для успешного осуществления данной работы необходимо постоянно проводить совершенствование взаимодействия органов власти и НКО по вопросам поддержки граждан. В статье проводится анализ нормативно-правовой базы, касающейся взаимодействия органов власти и НКО, и определяются основные формы такого взаимодействия и выявляются определенные проблемы в данной области и возможные пути для их разрешения. Ключевые слова: некоммерческие организации, инвалиды, социальная поддержка, социальная политика, органы государственной власти, взаимодействие. Ilyukhina Anna Nikolaevna 3rd year master student, faculty of economics and management Russian State Social University Russia, Moscow Scientific adviser: Medvedeva N.V., candidate of sociological sciences, associate professor Russian State Social University Russia, Moscow IMPROVING INTERACTION OF AUTHORITIES AND NPOS TO SUPPORT CITIZENS WITH DISABILITIES 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: An important guarantee of human and civil rights is their comprehensive support, both from state authorities and from non-profit organizations. Thus, for the successful implementation of this work, it is necessary to constantly improve the interaction between authorities and non-profit organizations on issues of supporting citizens. The article analyzes the legal framework relating to the interaction between authorities and non-profit organizations, and defines the main forms of such interaction and identifies certain problems in this area and possible ways to resolve them. Key words: non-profit organizations, disabled people, social support, social policy, public authorities, interaction. На сегодняшний день в Российской Федерации существует достаточно большое количество инвалидов, которые нуждаются в социальной поддержке. Как известно, есть несколько категорий инвалидности, среди которых выделяются: 1 – полностью нетрудоспособные; 2 – временно или частично нетрудоспособные; 3 – трудоспособные в щадящих условиях труда. Существует Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов», которая ежемесячно приводит базу данных инвалидов, а также статистическую информацию по ним. Так, по состоянию на декабрь 2022 года всего инвалидами являются 10 210 793 человека. Статистика по группам инвалидности представлена следующим образом: 1 группа – 1 281 821 человек; 2 группа – 4 505 672 человек; 3 группа – 4 423 300 человек. Несомненно, такое количество граждан, нуждающихся в помощи довольно велико и поэтому государству необходима поддержка для осуществления такой помощи. Осложняется данная тема тем, что существует большое количество болезней, по причине которых выдается инвалидность и поэтому для каждого человека должен быть особый подход, который нельзя подвести под какую-то определенную черту. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Поэтому для дополнительной поддержки инвалидов большую значимость несут некоммерческие общественные объединения, которые можно разделить на несколько видов: 1. общероссийские, направленные на деятельность по всей Российской Федерации, 2. межрегиональные, осуществляющие свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, 3. районные, действующие на территории отдельного субъекта РФ, 4. местные, действующие на территории определенного местного органа самоуправления. Согласно официальной статистике, в Москве зарегистрировано 5 552 некоммерческие организаций, которые имеют социальную направленность. Поэтому становится очевидным, что государство должно уметь эффективно взаимодействовать с такими организациями и поддерживать их в таком значимом деле. В процессе проведения исследования за основу брался общенаучный диалектический метод познания, в частности системный анализ, который использовался при исследовании понятия социальной некоммерческой организации. При комплексном исследовании количества действующих НКО и количества инвалидов в Российской Федерации был использован статистический метод познания. Анализ и синтез были использованы с целью установления порядка взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций. Принимая во внимание сложность рассматриваемой проблематики, в работе были применены частно-научные и специальные методы познания, сюда входят формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, структурно-функциональный и др. На сегодняшний день существует Федеральный закон «Об общественных объединениях», который определяет, что общественное объединение – это Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 3 основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [1]. Из представленного определения можно сделать вывод о том, что основной целью взаимодействия органов государственной власти и НКО является защита интересов социальной группы которую они представляют. Как известно, руководящие органы общественных объединений и организаций довольно тесно взаимодействуют с органами власти, поскольку без их помощи осуществлять такую деятельность было бы сложно. Представители от организаций имеют право и должны присутствовать на заседаниях Правительства, заседаниях палат Законодательного Собрания, входить в состав Общественной палаты и быть включены в состав различных коллегий и экспертных советов. На самом деле формы такого взаимодействия достаточно широки. Государственные органы власти осуществляют различные меры поддержки, среди которых можно выделить для примера следующие: предоставление различных субсидий, передача государственного имущества в аренду (или же установление различных льготных преимуществ), установление особенностей налогообложения и многое другое. Самое важное то, что такой перечень по поддержке открытый и организациям может быть предоставлена и иная мера государственной поддержки. Кроме того, еще одной важной формой взаимодействия являются различные конкурсы на получение грантов. Так, на сайте Фондов Президентских грантов ежегодно проходят конкурсы на получение грантов. В качестве примера можно привести недавно прошедший конкурс на грант в размере почти 3 миллиона рублей на социальное обслуживание и социальную поддержку и защиту граждан, который выиграло Каменск-Шахтинская городская организация Ростовской областной организации общероссийской общественной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 4 организации «Всероссийское общество инвалидов», на развитие проекта «служба помощи», направленное на оказание помощи инвалидам [2]. Еще одной формой взаимодействия является процесс заключения договоров о сотрудничестве ведомств и министерств с общественными организациями, в рамках которых ими осуществляются различные мероприятия и реализуются проекты совместно. Например, совместно с Министерством социальной политики Свердловской области и автономной некоммерческой организацией научно-практического социально-педагогического объединения «Благое дело» было проведено обучение руководителей комплексных центров социального обслуживания населения Свердловской области [3, с. 337]. НКО также принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов, а также имеют право вносить свои предложения и корректировки. Проводить круглые столы, социально-значимые мероприятия, различные спартакиады для инвалидов и конкурсы. При губернаторах многих областей создаются различные специальные советы, в которые входят и лица из НКО. Например, это может быть Совет по делам ветеранов, Совет по делам инвалидов и др. Эксперты в данной области склоняются к мнению о том, что основная проблема в данной сфере заключается в том, что присутствует проблема выявления «несоциально-ориентированных» общественных организаций и недостаточная проработанность механизма общественного контроля. Необходимо прорабатывать на всех уровнях вопрос контроля над организациями, которые допускаются к участию в конкурсах на получение грантов, ужесточения наказания за несоответствие оказываемой помощи и деятельности. В качестве примера можно привести дело фонда «Преодолей-ка», у которого основной деятельностью выступает помощь инвалидам. Так, в 2020 году данную организацию проверяли на факт нецелевого расходования средств. Основная сложность таких дел заключается в том, что доказывание факта Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 5 нецелевого расходования средств практически нереально. Несмотря на то, что фонды ведут строгую отчетность, траты, тем не менее, можно «завуалировать». Таким образом, можно создать взаимодействие правоохранительных органов и НКО по вопросам нецелевого расходования средств, создания особой коллегии, которая бы отслеживала подобную деятельность. Еще одним актуальным вопросом является развитие партнерства не только между органами государственной власти и НКО, но и между самими организациями, что позволит передавать опыт практической деятельности. Таким образом, можно сказать о том, что на сегодняшний день существует довольно много форм взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих социальных организаций. Стоит сказать о том, что плюсом такого взаимодействия является то, что обе стороны непосредственно заинтересованы в такой деятельности и поэтому только совместное решение социально-значимых задач позволит достичь благополучия социально- незащищенных слоев населения. Можно однозначно сказать, что уровень взаимодействие органов власти и НКО сегодня находится на довольно высоком уровне, но как известно: «нет предела совершенству» и поэтому государству стоит решать вопрос в сторону увеличения масштабов взаимодействия и количество выделяемой помощи. При этом, необходимо уделять пристальное внимание за использованием государственной помощи различными НКО. Правоохранительным органам необходимо пристально следить за такими организациями, взаимодействовать с ними и искать новые пути для запрета осуществления незаконной деятельности, которая скрыта за благотворительностью. Совершенно очевидным остается факт того, что необходимо совершенствовать взаимодействие указанных служб в области контроля и надзора, придумывать вместе стратегию для преодоления трудностей. Только совместное решение социально значимых задач поспособствует улучшению качества оказываемых услуг и, как итог, качества уровня жизни самих инвалидов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: 1. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. от 30.12.2020 № 481-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. 2. Проект «Служба помощи» // Официальный сайт Фонда Президентских грантов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://xn-- 80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=29795bee-1aa0-470a- be9c-ce17b374d638 (дата обращения: 15.01.2023 г.). 3. Власюк А.В. Взаимодействие общественных организаций инвалидов с органами государственной власти субъекта Российской Федерации // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы 2 международной научной-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. 2019. Т. 2. С. 336-340. 4. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ // Официальный сайт Федерального реестра инвалидов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po- gruppam (дата обращения: 15.01.2023 г.). 5. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/region/69 (дата обращения: 15.01.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 7