- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2023"
Автор(ы) статьи: Галиуллина Н.Х.
PDF файл статьиУДК 336.7 Галиуллина Нэркэс Хадиятовна студентка 4 курса Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г. Уфа e-mail: nerkesgaliullina98@gmail.com Научный руководитель: Василина Д.С. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, г. Уфа МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: Данная дисциплина является теоретическими курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества. Изучение курса «Деньги, кредит, банки» должно обогатить студентов базовыми теоретическими знаниями закономерностей функционирования денег, кредита и банков в рыночной экономике и некоторыми практическими навыками. Сформировать у будущих специалистов экономическое мышление, уяснить экономические законы применительно к финансовому рынку, проследить взаимосвязи экономической системы и выявить роль и место в ней рынка ценных бумаг, ознакомить с практикой кредитной деятельности, законодательством Российской Федерации, регулирующим банковскую систему. Ключевые слова: деньги, кредит, банки, экономика, теоритический курс. Galiullina Nerkes Khadiyatovna 4th year student Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa Scientific adviser: Vasilina D.S. Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Russia, Ufa THE PLACE AND ROLE OF THE DISCIPLINE "MONEY, CREDIT, BANKS" IN PROFESSIONAL EDUCATION Abstract: This discipline is a theoretical course that continues the analysis of economic relations of society. Studying the course "Money, Credit, Banks" should enrich students with basic theoretical knowledge of the laws governing the functioning Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 1 of money, credit and banks in a market economy and some practical skills. To form economic thinking among future specialists, to understand economic laws in relation to the financial market, to trace the interrelationships of the economic system and to identify the role and place of the securities market in it, to familiarize with the practice of lending activities, the legislation of the Russian Federation regulating the banking system. Key words: money, credit, banks, economics, theoretical course. Деньги представляют собой продукт длительного исторического развития товарного производства и обмена [1-10]. С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. Деньги являются объектом денежно- кредитного регулирования экономики промышленно-развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. С учетом общеэкономических задач устанавливается на год денежный ориентир изменения денежной массы и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов центрального банка. По результатам изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты должны: а) знать: основные дискуссионные вопросы современной теории денег, кредита, банков; позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономики; современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, в том числе, в сфере международных экономических отношений; деятельность кредитных организаций, практику применения указанных документов; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием денежно-кредитной сферы; основы организации и регулирования денежного оборота, особенности реализации денежно-кредитной политики в различных странах; применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики; специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков; б) уметь: владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной к рыночной экономике, учитывая при этом специфику России; анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной сферы экономики; уметь оценивать роль банков в современной рыночной экономике; г) владеть: понятийным и аналитическим аппаратом; навыками системного мышления и анализа; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных в) иметь представление о: структуре банковской системы и роли банков в экономике; балансе КБ и основных показателях его деятельности; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru сущности содержания пассивных и активных операций банка; кредитной и инвестиционной политике банков; управленческих аспектах банковской деятельности; отношениях банков с клиентами. Главной целью настоящего пособия является предоставление читателям информации, которую они могли бы использовать при самостоятельном изучении материала. Таким образом в процессе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты приобретают фундаментальные экономические навыки в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях. Список литературы: 1. Адно Ю.Л., Александрова И.И., Байков Н.М. и др. Деньги и кредит: Глобальные тенденции за 100 лет. М: Юристъ, 2015. 604 с. 2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2018. 256 с. 3. Варламова Т.П., Фофанов В.А. Организация и учет валютных операций в Российской Федерации: учебное пособие. М.: Приор-издат, 2017. 48 с. 4. Еремина С.Л. Основы денежного обращения: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГУ, 2018. 152 с. 5. Карашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой. М.: Экономика, 2015. 254 с. 6. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Деньги, кредит, банки. М.: Международные отношения, 2015. 720 с. 7. Ломакин В.К. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов. М: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. 735 с. 8. Балабанов А.И., Боровикова В.А. Банки и банковское дело: учебник. СПб: Питер, 2016. 252 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 9. Банковское дело / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. СПб.: Питер, 2016. 253 с. 10. Лаврушин О.И. Банковское дело. М. : КНОРУС, 2018. 348 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribune-scientists.ru 5