- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ (АУТИЗМ, ДЦП, НАРУШЕНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ)
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Зыкова Д.Н.
PDF файл статьиУДК 37.013.77 Зыкова Дарья Николаевна студентка магистратуры 3 курса Институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет Россия, г. Кострома e-mail: zyckowadascha@yandex.ru Научный руководитель: Тихонова И. В., доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Россия, г. Кострома ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ (АУТИЗМ, ДЦП, НАРУШЕНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ) Аннотация: В статье рассматриваются особенности Я-концепции среди детей с разными видами нарушений. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий относительно самого себя. Неадекватная самооценка и Я-концепция характерны для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Неготовность школы принять и обучать такого ребенка, согласно его возможностям может усугубить и так неустойчивую психику такого ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке. Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, дети с ОВЗ, РДА, ДЦП, нарушение слуха Zykova Darya Nikolaevna 3st year master student faculty of special pedagogy and psychology, Institute of pedagogy and psychology Kostroma state University Russia, Kostroma Scientific adviser: Tikhonova I. V., associate professor of the Department of pedagogy and psychology, candidate of psychological sciences Kostroma state University Russia, Kostroma FEATURES OF THE SELF-CONCEPT IN CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF DISORDERS (AUTISM, CEREBRAL PALSY, HEARING AND VISION DISORDERS) 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article discusses the features of the Self-concept among children with different types of disorders. The self-concept contributes to the achievement of internal coherence of the personality, is a source of expectations about yourself. Inadequate self-esteem and Self-concept are typical for many children with primary school-age disabilities. The unwillingness of the school to accept and train such a child, according to its capabilities, can aggravate the already unstable psyche of such a child, cause self-doubt, which will certainly affect self-esteem. Keywords: Self-concept, self-esteem, children with OVD, RDA, cerebral palsy, hearing impairment В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у обучающихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависит от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям, обучающиеся с ОВЗ в младшем возрасте чаще всего имеют заниженную или завышенную самооценку. Этот факт объясняется незрелостью личности, непониманием выдвигаемых извне целей деятельности, неумением анализировать достигнутые результаты и др. [3, с. 97]. У школьников с ОВЗ, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся стремятся угадать отношение к себе других людей, ожидают постоянной положительной оценки. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний. Большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у школьников с ОВЗ неустойчивая, может меняться на противоположную. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе», такие дети находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, ощущают собственную слабость, зависимость [5, с. 172]. К примеру, у младших школьников с синдромом РДА имеются следующие специфические особенности самооценки: чрезмерно завышенная или 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru заниженная самооценка; трудности в полоролевой идентификации; сложности в соотношении себя с положительной или отрицательной социальной ролью. Чем тяжелее заболевание, тем выше уровень неадекватной самооценки. У детей с общим расстройством психического развития по аутистическому типу уровень самооценки занижен, что является следствием осознания собственного дефекта. По данным исследований, большинство обучающихся с ОВЗ не чувствуют себя успешными в школе [6, с. 80]. Именно дефицит успеха в школьной деятельности ведет к отрицательному представлению о себе у младших школьников. Низкая самооценка закрепляет за собой комплекс неполноценности, что ведет к внутреннему дискомфорту. Для того чтобы обучающийся чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию позитивного Я, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ имел многогранные представления о себе, своих сильных и слабых сторонах, умел адекватно оценивать себя, был удовлетворен собой и чувствовал свой личный потенциал. Рассмотрим особенности формирования Я-концепции у детей с диагнозом ДЦП. У обучающихся, имеющих ДЦП нарушается формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни [1, с. 330]. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. У них проявляются такие черты психически инфантильной личности, как повышенная чувствительность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость. Неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения нередко оправдываются 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru двигательной и речевой недостаточностью при ДЦП [1, с. 331]. У детей с ДЦП обнаруживается низкая самооценка и высокий уровень личностной тревожности. Также ярко выражены страхи и общее беспокойство, что затрудняет их общение со сверстниками. Как правило, подростки с ДЦП обнаруживают более низкую самооценку, чем их сверстники без физического дефекта. Исследования показали, что у учащихся, с детским церебральным параличом нарушается развитие личности, что в зависимости от формы ДЦП выражается в неадекватности самооценки, повышенном уровне тревожности. Также. осознание дефекта у детей с ДЦП связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. Таким образом, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному: ребенок может замыкаться в себе, становиться чрезмерно робким, ранимым, стремиться к уединению, становится агрессивным легко идет на конфликт. Рассмотрим особенности формирования Я-концепции у детей с нарушением слуха. У детей с нарушениями слуха зачастую прослеживаются пpеувеличенные взгляды о своих возможностях, о самом себе («я-концепция», об оценки их другими людьми. Нормальные отношения, которые могут у детей с нарушениями слуха складываться с окружающими, в первую очередь зависят от адекватной самооценки. Самосознание в этом возрасте формируется медленнее, по сравнению со слышащими сверстниками, что в главной степени обусловливает важность активного участия в этом процессе педагогов и родителей, так как это имеет решающее значение в формирование объективной оценки личных способностей. Известно, что при формировании адекватной самооценки как компонента самосознания необходимо научить ребенка 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru грамотно производить оценку своих действий, научить его видеть и анализировать свои ошибки. «Я-концепция» детей с нарушением слуха младшего подросткового возраста обладает рядом нестабильных и индивидуально- психологических особенностей. У данной группы детей существуют большие трудности в создании морально-этических взглядов и понятий, доминируют определенные, крайние оценки; затруднено представление причинной обусловленности психологических состояний и выделений, и понимание личностных особенностей. В результате это мешает формированию правильной самооценки адекватной оценке ими окружающих. Осознаваемые ребенком, имеющего нарушения слуха познавательные, коммуникативные, организаторские и другие способности, которые проявляются в учебной деятельности. Осознание того, насколько успешно или неуспешно справляется с трудностями учебной деятельности, утверждает свое «Я» в группе сверстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям и успешной реализации способов самоутверждения, - все это определяет направление качества самооценки и самоотношения ребенка на многие годы. К сожалению, в современной российской тифлопсихологии процесс формирования самооценки не получил должного отражения. Считается, что осознание себя, формирование представлений о себе протекает отсрочено по сравнению с нормой и достаточно своеобразно — в силу отсутствия сравнительного опыта со зрячими и отсутствием критериев самооценивания [4, с. 115]. Исследования самооценки детей с нарушениями зрения показывают, что дети с нарушением зрения склонны соотносить себя с крайне положительным или крайне отрицательным значением на шкале самооценки. Либо они считают себя неспособными к выполнению своих жизненных задач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий. Высокий или низкий уровни самооценки связаны с успешностью адаптации к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru нарушениями зрения переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как их сверстники [2, с. 115]. Таким образом, на основании доступных нам зарубежных исследований можно констатировать не иссякающий интерес к проблеме самооценки в специальной психологии. Однако, особенно в последние годы, современные исследования в большинстве своем носят эмпирический характер, в них почти не рассматриваются содержательные характеристики этого феномена. Имеющиеся научные данные позволяют говорить о разном уровне оценивания себя детьми с нарушениями зрения в зависимости от выраженности нарушения развития, социальной ситуации развития, успешности адаптации к своему состоянию и от многих других факторов, которые на первый взгляд кажутся случайными, но вполне могут оказаться важными с точки зрения непознанных закономерностей. Список литературы: 1. Баймухаметова В.Р. Использование методов арттерапии на формирование адекватной самооценки младших школьников // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 327-332. 2. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Академия. 2015. 275 с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МОДЭК. 2015. 352 с. 4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. М.: Астрель. 2018. 222 с. 5. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: АСТ. 2015. 263 с. 6. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться: учебное пособие для пед. вузов. М.: Академический проект. 2015. 142 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru