- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Щербакова Е.В.
PDF файл статьиУДК 37 Щербакова Елена Васильевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 «Акварель», Россия, г. Старый Оскол e-mail:07.10.2000@mail.ru ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: Статья раскрывает содержание понятий современных образовательных технологий, активизации деятельности, направленной на повышение у дошкольников предпосылок к экспериментированию в образовательной деятельности. Ключевые слова: Образовательные технологии, экспериментирование, окружающий мир. Shcherbakova Elena Vasilievna educator Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №. 72 «Aquarelle», Russia, Stary Oskol CHILDREN'S EXPERIMENTATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS USING MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES Abstract: The article reveals the content of the concepts of modern educational technologies, the activation of activities aimed at increasing preschoolers' prerequisites for experimentation in educational activities. Key words: educational technologies, experimentation, the world around. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях. Особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. В дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе экспериментированию. И здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии, на которых я и хотела бы остановиться более подробно. Как наиболее ярко и интересно рассказать, заинтересовать и показать ребенку мир, который его окружает? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то, о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей, и здесь на помощь приходят информационно- коммуникативные технологии, на которых я и хотела бы остановиться более подробно. Как наиболее ярко и интересно рассказать, заинтересовать и показать ребенку мир, который его окружает? Технологии дополненной реальности обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране планшета в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 2 наглядный материал, используемый на экране планшета, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу; технология дополненной реальности обладает стимулом познавательной активности детей, такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности; использование технологии позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения; высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Использование данной технологии дает возможность детям систематизировать изучаемый тематический материал, вести наблюдения, проводить собственные эксперименты, выполнять разнообразные задания, делать выводы, а педагоги получили возможность успешно решить задачи развивающего обучения. Прозрачная вода, которую рассматривали дошкольники на занятии, оказывается, населена микроскопическими животными, которые не видны человеческому глазу. Рассказ воспитателя о микромире был подтвержден рассматриванием объектов дополненной реальности. Педагог предложила детям придумать названия некоторым одноклеточным животным по их очертанию и внешнему виду. Инфузория туфелька сразу была отмечена как отпечаток следа обуви и названа «Подошвой», но узнав ее настоящее название, сразу согласились, что оно больше подходит для животного. Дошкольникам было очень непривычно называть микроорганизмы животными, но увидев процесс кормления, согласились с данным утверждением. Правильно организуемые занятия с детьми с применением технологии дополненной реальности позволили не только повысить мотивацию к познанию, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru но и заставляли выдвигать гипотезы, проводить обследования, ставить эксперименты, получать ответы на интересующие их вопросы. Живая природа: в данном направлении обратить внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др. По направлению «Неживая природа» опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. Исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др. Бесспорно, что в современном образовании компьютерные технологии не решают всех проблем, они остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Список литературы: 1. Ярмахов Б.Б. «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. М.: ООО "Изд. дом "АМИпринт", 2012. 234 с. 2. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». 3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 5