- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Колесникова Л.А.
PDF файл статьиУДК 373.24 Колесникова Людмила Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 «Акварель», Россия, г. Старый Оскол e-mail: fannymilla00@gmail.com ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Аннотация: В статье представлено использование цифровых образовательных технологий для обучения детей правилам дорожного движения в условиях начальной школы. Автор предполагает, что их использование поможет формированию устойчивых навыков и положительных привычек безопасного поведения у младших школьников. Ключевые слова: формирование, безопасное поведение, дорожно- транспортный травматизм. Kolesnikova Lyudmila Alexandrovna educator Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №. 72«Aquarelle», Russia, Stary Oskol FORMING THE BASIS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES Abstract: The article presents the use of digital educational technologies for teaching children the rules of the road in an elementary school. The author suggests that their use will help the formation of sustainable skills and positive habits of safe behavior in younger students. Key words: formation, safe behavior, road traffic injuries. В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности [1]. В настоящее время традиционные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, посредством применения новых педагогических технологий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, умение применять в реальной жизни свои знания. Использование современных интерактивных технологий позволяет взаимодействовать с детьми более эффективно и динамично, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения. Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во- первых, осуществляется самостоятельный поиск знаний воспитанниками; во- вторых, нарабатываются значимые навыки и поведенческие линии безопасного поведения; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения проблемных дорожных ситуаций [2]. Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для эффективного формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий. Для осуществления цели и задач формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, педагогам необходимо разработать перспективный план работы по правилам дорожного движения с учетом использования интерактивных технологий, подобрать формы, методы и технологии работы. Оборудовать предметно-развивающую среду для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Решая организационно- педагогические задачи, педагоги должны разместить соответствующее материалы и оборудование: макет улицы с транспортными средствами; центр Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 2 «безопасности», дорожные знаки, детские игрушки транспорт, оформление фото-кейса проблемных ситуаций, картотека игровых заданий, картотека презентаций, для ознакомления детей с правилами дорожного движения в интерактивном режиме. Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми необходимо осуществлять постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. В средней группе работа направлена на формирование у детей умения ориентироваться на территории детского сада, расширялись знания о транспортных средствах. Познакомить дошкольников с пешеходным переходом и его видами, с работой светофора, научить определять расстояния до предметов: изменения направления движения пешеходов и транспортных средств закреплять понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах. Способствовать составлению детьми небольших рассказов о дорожной ситуации. В данном возрасте решаются задачи направленные на установление эмоциональных контактов между воспитанниками; развитие у детей коммуникативных умений и навыков. В старшей группе задачами интерактивного обучения является создание комфортных условий образования, условий, при которых дошкольник чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс образования; способствует развитию диалогового общения. Старшие дошкольники расширяют свои знания о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. В специальных двигательных упражнениях отрабатывают правила перехода проезжей части дороги, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии. В подготовительной к школе группе необходимо продолжать занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, памяти, способности восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации [3]. Обучать детей самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, создавать безопасный маршрут движения. Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников педагоги должны активно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 3 использовать творческие задания, ролевые и деловые игры, игры-имитации, игры-соревнования, наглядные видео- и аудио- материалы, метод практической ситуации, метод анализа и синтеза. Параллельно, педагогами ведётся работа с родителями по обучению детей правилам дорожного движения. На родительских собраниях, воспитатели вовлекали родителей в диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, круглый стол, мастер- классами, организуются акции, раздаются листовки, буклеты, оформляются родительские уголки [4]. Таким образом, педагогами выстраивается система действий по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий, а поэтапное использование интерактивных игр и упражнений, предложенных в перспективном плане, способствует достижению педагогом эффективных результатов. Список литературы: 1. Авдеева Н.Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с. 2. Райс О. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени. М.: Издательские решения, 2017. 118 с. 3. Руденко И.В. Интерактивные технологии как средство социального развития дошкольников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. С. 68-74. 4. Сахно Д.А. Ознакомление дошкольников и младших школьников с ПДД. М.: Издательские решения, 2015. 26 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 4