- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДАННЫХ ПОНЯТИЙ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Полевая А.И., Лопатина О.С., Миникин В.Ю.
PDF файл статьиУДК 349.6 Полевая Алина Игоревна студентка 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва e-mail: toxicuslm@yandex.ru Лопатина Ольга Сергеевна студентка 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва Миникин Владислав Юрьевич студент 3 курса, Юридический институт, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва Научный руководитель: Голоскоков Л.В., доктор юридических наук, доцент, капитан юстиции, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДАННЫХ ПОНЯТИЙ Аннотация: В данной статье авторами проводится исследование институтов экологического контроля и государственного экологического надзора, предлагаются критерии разграничения данных понятий, определяются формы осуществления экологического контроля различными субъектами, исследуется законодательство в области государственного экологического надзора и особенности его применения в России, делается вывод относительно значимости для общества института экологического контроля, определяются пути взаимодействия субъектов экологического контроля в ходе его осуществления. Ключевые слова: экологический контроль, государственный экологический надзор, институт права, общественный институт, конституционные права человека и гражданина, общественные объединения, государственные органы. Polevaya Alina Igorevna 3rd year student, Institute of law, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Lopatina Olga Sergeevna 3rd year student, Institut of law, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Minikin Vladislav Yurievich 3rd year student, Institute of law, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow Scientific adviser: Goloskokov L.V., doctor of law, associate professor, captain of justice, Head of the Department of Civil Law Disciplines, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow FEATURES OF ENVIRONMENTAL CONTROL AND STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION IN RUSSIA, THE DISCLOSURE OF THESE CONCEPTS Abstract: The authors conducted a study of institutions of ecological control and state ecological supervision, suggests criteria to distinguish these concepts, defined form of environmental control different actors, explores the law of the state ecological Inspectorate and the peculiarities of its application in Russia, the conclusion on the significance to society of the Institute of environmental monitoring, determines the ways of interaction of subjects of environmental monitoring during its implementation. Keywords: environmental control, state environmental supervision, Institute of law, public Institute, constitutional rights of a person and a citizen, public associations, state bodies. Одним из правовых институтов, способствующих сохранению окружающей среды и поддержанию её удовлетворительного состояния, выступает экологический контроль. Экологический контроль являет собой одну из правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредоносного воздействия антропогенного характера, функцию государственного управления и институт экологического права. Именно с помощью экологического контроля обеспечивается принуждение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 соответствующих субъектов экологического права к исполнению требований экологического законодательства [1, с. 102]. Зачастую в результате осуществления экологического контроля на субъектов-нарушителей накладывается юридическая ответственность, которая в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения может быть уголовной, административной, гражданско-правовой и трудовой. Основной Целью осуществления государственного экологического контроля является обеспечение конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, обозначенного в ст. 42 Конституции Российской Федерации [2] путем проверки исполнения требований законодательства относительно рационального природопользования и охране окружающей среды от деструктивного воздействия. Законодательство Российской Федерации не содержит легального определения экологического контроля. В ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится понятие государственного экологического надзора, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия законных мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных правонарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3 индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [3]. В данной связи следует определить критерии разграничения понятий экологического контроля, выделенного наукой экологического права и государственного экологического надзора, закрепленного законодательством Российской Федерации. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами в строгом соответствии с законодательством РФ и установленными положениями и инструкции в то время как экологический контроль может осуществляться гражданами, общественными объединениями и организациями всеми не запрещенными законом способами. Гражданами путём обращения в правоохранительные органы и органы государственного экологического надзора с сообщениями об обнаруженных правонарушениях и предложениях по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Общественными объединениями путем проведения независимых экспертиз состояния того или иного объекта охраны окружающей среды, мониторинга экологически значимой информации в целях выявления угрозы вредоносного воздействия на природный объект и проведения публичных мероприятий, направленных на информирование общественности относительно состояния окружающей среды. Организациями путем осуществления внутрихозяйственного контроля за выбросами в окружающую среду отходов производства и потребления, определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду и её своевременной уплаты, а также совершенствования технологий фильтрации вредоносных выбросов и переработки длительно разлагаемых отходов в процессе производства. При осуществлении государственного экологического надзора его органами применяются установленные законом меры принуждения, направленные на обеспечение соблюдения экологического законодательства Российской Федерации всеми субъектами природопользования. Применение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4 императивных мер в процессе экологического контроля является исключительной прерогативой государственных органов. Так, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) вправе приостанавливать использование лесов субъектами лесопользования в случаях, предусмотренных федеральным законодательством [4]. Также критерием разграничения понятий экологического контроля и государственного экологического надзора выступает их соотношение. Экологический контроль является понятием более широким по отношению к государственному экологическому надзору и включает его в себя. Понятие экологического контроля включает в себя также и деятельность международных органов, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды (Всемирный фонд природы, Greenpeace и др.), деятельность внутригосударственных общественных объединений экологической направленности (Всероссийское общество охраны природы, Движение Дружин охраны природы), общественная деятельность отдельных граждан (Председатель политической партии «Зелёные» Панфилов А.А.). Таким образом, экологический контроль является важнейшим общественным и правовым институтом экологической правовой отрасли, обеспечивающий конституционные права человека и гражданина, включающий в себя понятие государственного экологического надзора, осуществляющегося уполномоченными государственными органами в строгом соответствии с законом. Список литературы: 1. Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2010. 102 с. 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 4. Росприроднадзор. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rpn.gov.ru/o-sluzhbe/polozhenie-o-rosprirodnadzore/ (дата обращения – 12.20.2019 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 6