- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК СЛЕДСТВИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Литвинова С.В.
PDF файл статьиУДК 372.03 Литвинова Светлана Владимировна студентка 5 курса факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: sv8361663@gmail.com Научный руководитель: Дроздецкая И.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК СЛЕДСТВИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: Статья посвящена выявлению условий успешной адаптации первоклассников, через активное взаимодействие учителя и родителя. Учитель устанавливает тесное взаимодействие с родителями, что и способствует успешной адаптации ребенка. Рассматриваются различные методы взаимодействия и приведены конкретные примеры работы со стороны учителя и родителей. Ключевые слова: адаптация, первоклассник, родители, учитель, школа. Litvinova Svetlana Vladimirovna 5th year student Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific adviser: Drozdetskaya I.A. candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRST GRADE STUDENTS TO EDUCATION IN SCHOOL AS A CONSEQUENCE OF ACTIVE INTERACTION OF THE TEACHER AND PARENTS Abstract: The article is devoted to identifying the conditions for successful adaptation of first-graders, through the active interaction of the teacher and parent. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 The teacher establishes close interaction with parents, which contributes to the successful adaptation of the child. Various methods of interaction are considered and specific examples of work on the part of the teacher and parents are given. Key words: adaptation, first grader, parents, teacher, school. Поступление ребёнка в школу постоянно сопровождается огромными изменениями в его жизни. Процесс адаптации является одним из самых трудных периодов родителей и самого начального класса. Давайте определимся с возрастными ограничениями ребенка, который впервые поступает в школу, для определения возрастных ограничений. В первом классе принимаются ребята от 6 до 8 лет и старше. Но после консультации с психологом ребенок может быть зачислен в шесть лет Теперь перейдем на самое адаптирование. Адаптация – это адаптация ребенка в новые условия. Ведь большая часть детей, оказавшись в новых условиях, ощущают себя в новых коллективах неуверенными и тревожными. В первую очередь, это будет зависеть от условий воспитания и развития ребенка. В процессе адаптации первых классов к школе очень много зависит характер, темперамент и особенности нервных систем. Большинство современного ребенка не имеют базовых навыков общения и не умеют себя вести в обществе, потому что почти весь свободный день проводится за телефоном и планшетом. Таким образом, важная задача учителей, родителей - помочь ребёнку адаптироваться в школу и в ее условиях. Начинаются кардинальные изменения в жизни первого класса, появляется учитель. Учитель является носителем нового знания и моделей поведения человека. Именно в этом периоде жизни каждого начального класса происходит перестройка игрового процесса в учебное. Если отношения со своими сверстниками недавно были закреплены игровым правилом и задачами, то теперь он учится следовать правилам образовательной деятельности. И именно появляются правила дисциплины, а нормы группы соответствуют условиям учебных задач 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Успешное адаптирование первоклассников в школу зависит от определенных факторов подготовки ребенка в школу: физического, психологического, социально-психологического и личностного [1, с. 37]. 1. Физическая подготовка первоклассников в школу предполагает физическую готовность ребенка к обучению, то есть состояние здоровья, особенности организма, должны позволить успешно освоить программу начальной общеобразовательной школы. Здесь главную роль играют родители и педагоги дошкольного образования. Перед тем как поступить в школу, нужно заботиться об их физическом состоянии, его укреплении, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и заботиться об их здоровье, а также о здоровье своего ребенка. Только тогда адаптация в школу будет удачной. Для совместной работы школ и семей по физическим воспитаниям детей используются разные формы деятельности: просвещение и родители по вопросам здоровья, пропаганда здоровья в образовательной и внеурочной деятельности; систематическое исследование вопросов здоровья в рамках физического воспитания; определение оптимального режима работы, отдыха и отдыха каждому ребенку; проведение Дней здоровья, семейных и командных спортивных конкурсов, спортивных турниров, туристических сборов, пеших прогулок; организация детей в секциях, спортивных командах. Главной целью родителей, учителей и педагогов школы является воспитание здоровых, всесторонних детей. Эту цель можно достичь только совместно с родителями и работниками школ. Таблица 1. Формирование у обучающихся здоровьеполагающего мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье. Урочная Семейные формы Внеурочная деятельность работы деятельность 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Предметные Ролевые игры, Семейный клуб театрализованные недели, защита «Здоровая семья», рефератов по тематике постановки, выступление проведение родительских агитбригады, круглые собраний, подготовка здорового образа жизни, столы, лектории, работа с памяток, буклетов, проектная деятельность листовок социальными партнёрами Продуктивная деятельность школы, семей и детей способствует установлению тесных взаимопониманий учителей и родителей, которые помогают друг другу в работе. 2. Психологическое желание первоклассника обучаться в школу. Психологическая готовность к школе понимается под необходимым и довольно сформированным уровнем психологического развития ребёнка, необходимым для того, чтобы усвоить школьную программу в условиях общения со сверстниками. 3. Социально-личностная готовность первых классов к школе — это умение общения и взаимодействия ребенка. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя членом общества, в этом случае членом класса, научился следовать установленным в обществе правилам. На основе сформированной в учебном процессе самоконтроля, самооценки и самоконтроля, изменяется метод саморегулирования, возникают и развиваются самосознания. Готовность ребёнка к школе – важная составляющая в правильном воспитании ребёнка. Поэтому учителям и родителям нужно помогать ребенку на ранних этапах адаптации. Школьное адаптирование - сложный многоуровневый процесс адаптации ребёнка в школу и ребенка в школу. Этот процесс обычно благополучно завершается в первой половине года, однако у многих студентов могут появиться неблагоприятные особенности. В школе ребенку приходится сталкиваться с несколькими задачами, которые он до сих пор не встречал. В первую очередь, ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью; во вторую очередь, освоить нормы школьного поведения, влиться в коллектив Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 4 класса; в третью очередь адаптироваться к новому ритму ума и режиму работы. Результат адаптации – это «приспособление», это система личностных качеств и навыков, умений, которые обеспечивают успех в будущей жизни ребенка. В период адаптации для первоклассников учителю следует направить свои усилия на: формирование условий комфорта, оказание помощи первоклассникам принятию правил и ролей школьников; создание условий, благоприятных для коммуникации на занятии. Ребенок поступает в школу и получает новую социальную статусность. Это приводит к перестройке социальной ситуации, образу жизни ребенка, многочисленным внутренним трансформациям. Успехи адаптации детей в первом классе напрямую зависят от взаимодействия педагогов первоклассников с родителями детей. Это является главным условием успеха [2, с. 42]. Рекомендации по адаптации родителей первоклассников начинаются с того, чтобы создать правильную мотивацию у ребенка. Это зависит от нее, с какими желаниями он пойдёт в школу утром. Любой попыток нового ученика научить что-то новое, вне зависимости от результата, должен быть встречен вниманием родителей и помощью. Если у ребенка будет психологическая поддержка семьи, то он не будет бояться нового и неизвестного, и это крайне важно, чтобы успешно адаптироваться. В период адаптации работа с родителями должна направлена на улучшение их педагогической подготовки. Для этого необходимо проводить тематические родительские совещания, разработать советы родителей о преодолении трудностей адаптации детей, организовать индивидуальную консультацию. Эти рекомендации родителям будущего первоклассника следует дать перед их окончанием школы. Советы родителям: 1. Попробуйте мысленно подготовить ребенка до школы заранее, до детского сада. С весны отведите ребенка в Школу, знакомьтесь с будущим преподавателем. По предварительным договорениям посидите с ней несколько 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru занятий. Забудьте, что 1 Сентябрь он придет в привычное положение с положительным настроением. 2. Поддерживайте ребенка, чтобы они стал студентами. Если вы интересуете его дела, проявляете серьезное внимание к успехам, то это поможет первому классу обрести надежду, которая помогает быстрее воспринять новые условия. 3. Составьте план дня, по которому нужно вместе следовать. 4. Объясните ребёнку правила, правила, которые нужно следовать в учебном заведении, помогите понять важность соблюдения их правил. 5. Поддерживайте ребёнка во всех трудностей, которые он будет нести в школу. Пусть он поймёт, что все могут ошибаться, но не означает, что надо сдаться. 6. Не стоит игнорировать проблемы, возникающие в начале учебной жизни. Так, например, если ребенок имеет проблемы с речи, начните обращаться к логопеду, чтобы от них избавиться до начала первых классов. 7. Если ваше поведение вызывает беспокойство - поговорите с педагогом или психологом об этом. Профессиональное консультирование родителей первоклассников на период адаптации поможет проще пережить сложную стадию. В школе, как правило, реализуется программа адаптации к первоклассникам и проводится один или несколько тематических родительских совещаний. 8. Помните, похвала является стимулом для новых побед. Попробуйте найти в любом произведении повод похвалить. 9. После начала школьной жизни первоклассник приобретает новый статус - учителя. Уважайте своё мнение о нем и не допускайте критики школ и учителей при этом. 10. Хотя учеба в полной мере меняет жизненный ритм, следите, чтобы ребенок имел время на игры и отдых. Правильное управление временем поможет Вам иметь более много времени. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 6 Очень важно помнить о том, что у каждого ребенка индивидуальный характер [3]. В таком важном вопросе как адаптация первых классов советы родителей начинаются с этого момента. Родителям следует знать о том, что нельзя сравнивать успех своего ребенка с другим, а особенно приводить к примеру кого-то. Поведение родителей только приведет к ослаблению уверенности и страху перед учебой. Поэтому адаптация ребенка в школу - сложная процедура. Если ребенку не удалось адаптироваться на начальных этапах, появляется ряд проблем, мешающих ему обучаться. Поэтому жизнь ребенка зависит от родителей и учителей. Взрослым необходимо обеспечить условия полноценного адаптирования. Учитель и родитель должны вкладывать в ребенка моральные ценности, указывать правильные нравственные ориентиры, всегда поддерживать малыша в своих поступках. Именно взаимодействие родителей с учителями зависит от того, кто станет ребенком в жизни, чем он займется и будет добиваться успехов. Cписок литературы: 1. Дубицкая Е.А. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 724 с. 2. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка. М.: Ленанд, 2014. 318 с. 3. Астахова А.П. Что такое успешность? [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://zvykom.com/chto-takoe-uspeshnost/ (дата обращения: 18.12.2022 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 7