- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОСПИТАНИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Фоминых И.Л., Александрова Н.С.
PDF файл статьиУДК 372 Фоминых Ирина Леонидовна студентка Вятский государственный университет Россия, г. Киров e-mail: irifominyh@gmail.com Александрова Н.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятский государственный университет Россия, г. Киров ВОСПИТАНИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В современных реалиях достаточно актуальна не только проблема воспитания доброжелательности у второклассников, но и поиск новых методов работы с детьми. Одним из таких методов является проектная деятельность. В процессе работы над проектом школьники не только работают над темой проекта «доброжелательность», но и устанавливают доброжелательные взаимоотношения как друг с другом, так и с окружающими. В данной статье представлен опыт работы по воспитанию доброжелательности у второклассников в ходе проектной деятельности. Ключевые слова: доброжелательность, второклассники, начальная школа, нравственное воспитание, проект, проектная деятельность. Fominykh Irina Leonidovna student Vyatka State University Russia, Kirov Alexandrova N.S. Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education Vyatka State University Russia, Kirov EDUCATION IN SECOND-GRADE SCHOOL STUDENTS OF GOOD WELCOME BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: In modern realities, not only the problem of fostering goodwill among second-graders is quite relevant, but also the search for new methods of working with children. One of these methods is project activity. In the process of working on the project, schoolchildren not only work on the theme of the project “goodwill”, but also establish friendly relationships both with each other and with others. This article presents the experience of working on fostering goodwill among second-graders in the course of project activities. Key words: benevolence, second-graders, elementary school, moral education, project, project activity. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] предполагает всестороннее развитие личности младшего школьника. Одной из составляющих которого является нравственное воспитание, в том числе воспитание доброжелательности. Проанализировав различные подходы в психолого-педагогической литературе к понятию доброжелательность можно сказать, что это одно из общих понятий морального сознания детей, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию [3]. На становление взаимоотношений второклассников друг к другу оказывает влияние педагог и его оценка деятельности детей, социальный статус семей, поступки детей. Для благоприятного воспитания доброжелательности необходимо учитывать ряд условий, а также выбирать определённые средства и методы. Одним из подходящих методов работы с второклассниками является проектная деятельность. Метод проектов является одним из методов интегрированного обучения школьников, так как он основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность детей в ходе работ над созданием проекта. Действуя самостоятельно, второклассники учатся находить необходимую информацию, а также использовать полученную информацию для создания новых объектов деятельности. Также в процессе работы учащиеся учатся взаимодействовать между собой, находить средства взаимодействия [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Проекты используемы в работе с второклассниками разнообразны по своей структуре и типам, поэтому проектная деятельность может быть использована для воспитания доброжелательности. Тут стоить отметить, что в процессе работы над проектом школьники не только работают над темой проекта «доброжелательность», но и в ходе работы устанавливают доброжелательные взаимоотношения как друг с другом, так и с окружающими [4]. Таким образом, исследуя проблему воспитания доброжелательности у второклассников в процессе проектной деятельности нами определены следующие педагогические условия, при которых данный процесс будет проходить наиболее успешно, если: в ходе проектной деятельности педагог с учащимися будет проводить работу направленную на разъяснение понятия «доброжелательность»; создана необходимая предметно-пространственной среды для удовлетворения потребностей каждого второклассника в деятельности, познании, общении; - обеспечение каждому второкласснику эмоционального комфорта в группе сверстников; - постепенное объединение второклассников в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, организации коллективной деятельности, которая позволяет представить значимость каждого второклассника для сверстников, для получения значимого результата; обеспечено сопровождение проектной деятельности разнообразными средствами: беседы, игры, проигрывание ситуаций, икт-технологии. Для проверки эффективности педагогических условий нами была проведена экспериментальная работа с учащимися вторых классов в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего этапа мы продиагностировали сформированность доброжелательности у второклассников с помощью следующих методик: «Незаконченный рассказ» Г.А. Урунтаева, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Ю.А. Афонькина [6], анкета «Добрый ли я» Л.В. Голодова [5], «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина и наблюдения в свободной и учебной деятельности [7]. В ходе диагностики мы выявили, что что в экспериментальной группе высокий уровень доброжелательности у второклассников не выявлен, средний уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 12 (60%) человек, низкий уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 8 (40%) человек. В контрольной группе высокий уровень доброжелательности у второклассников не выявлен, средний уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 11 (55%) человек, низкий уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 9 (45%) человек. Графически результаты представлены на рисунке 1. 70% 60% 60% 55% 50% 45% 40% 40% % 30% 20% 10% 0% 0% 0% Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Рисунок 1 Уровень сформированности доброжелательности у второклассников Таким образом, мы подтвердили необходимость в целенаправленной работе по воспитанию доброжелательности у второклассников. В ходе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали проект «Все о дружбе» с детьми экспериментальной группы. Цель проекта - воспитание доброжелательности у второклассников. В ходе проекта учащиеся исследовали понятие «доброжелательность», раскрыли его содержание, изучили правила дружбы. Так же в ходе выполнения проекта дети рисовали, делали аппликации, поделки. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 4 При реализации проекта была создана предметно-пространственная среда для удовлетворения потребностей каждого младшего школьника в деятельности, познании, общении; обеспечен каждому второкласснику эмоциональный комфорт в группе сверстников; проведено постепенное объединение второклассников в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, проведена организация коллективной деятельности. К проектной деятельности были привлечены родители и обеспечено сопровождение проектной деятельности разнообразными средствами: беседы, игры, проигрывание ситуаций, икт-технологии. Работа с детьми контрольной группы не проводилась. Для выявления успешности проделанной работы, проведена повторная диагностика сформированности доброжелательности у второклассников с использованием тех же методов диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента. В ходе диагностики мы вывили, что в экспериментальной группе высокий уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 8 (40%) человек, средний уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 10 (50%) человек, низкий уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 2 (10%) человек. В контрольной группе высокий уровень доброжелательности у второклассников не выявлен, средний уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 12 (60%) человек, низкий уровень доброжелательности у второклассников выявлен у 8 (40%) человек. Графически результаты представлены на рисунке 2. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 5 % 40% 60% 60% 40% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 10% 0% 0% Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Рисунок 2 Уровень сформированности доброжелательности у второклассников Полученные результаты диагностики были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента – Рис.3. 70% 60% 60% 60% 55% 50% 50% 45% 40% 40% 40% 40% % 30% 20% 10% 10% 0% 0% 0% 0% Контрольная группа Экспериментальная Экспериментальная Контрольная группа группа (конст. эксп.) группа (контр. эксп.) (контр. эксп.) (конст. эксп.) Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Рисунок 3Динамик уровня сформированности доброжелательности у второклассников На основе полученных данных, мы сделали вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень вырос на 40%, средний уровень снизился на 10%, низкий уровень снизился на 30%. В контрольной группе средний уровень вырос на 5%, низкий уровень снизился на 5%. Таким образом, мы видим положительную динамику в экспериментальной группе, что позволяет сделать вывод об успешности проводимой нами работы. В контрольной группе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 6 результаты изменились не значительно (5%) т.к. в данной группе экспериментальная работа не проводилась, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Подводя итоги, данного исследования, можно рекомендовать использование проектной деятельности для воспитания доброжелательности у второклассников. Список литературы: 1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.12.2022 г.). 2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение 2012. 648 с. 3. Бояринова С.С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 552-554. 4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2008. 59 с. 5. Тест «Добрый ли я» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/08/16/test-dobryy- li-ya. (дата обращения: 26.11.2022 г.). 6. Урунтаева Г.А. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2021. 336 с. 7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru