- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДРЕВНИЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Тимаков К.Э.
PDF файл статьиУДК 003.01 Тимаков Кирилл Эдуардович студент 3 курса, банковское и страховое дело Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Среднерусский институт управления – филиал, колледж Россия, г. Орел e-mail: timakovkirill1901@mail.ru Научный руководитель: Семенова Лариса Ивановна, преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Среднерусский институт управления – филиал, колледж Россия, г. Орел ДРЕВНИЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ Аннотация: Данная статья посвящена изучению истории древнерусской рукописной книги X – XV вв. В ней рассматриваются вопросы происхождения, бытования, а также библиотечная судьба рукописных книг. Рассматриваются памятники древнерусской письменности X – XV вв. Ключевые слова: древнерусская рукописная книга, история. Timakov Kirill Eduardovich 3rd year student, banking and insurance business Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management - branch, college Russia, Orel Scientific adviser: Semenova Larisa Ivanovna, teacher Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management - branch, college Russia, Orel ANCIENT HANDWRITTEN BOOKS 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: this article is devoted to the study of the history of the ancient Russian manuscript book of the X – XV centuries. It examines the issues of origin, existence, as well as the library fate of handwritten books. The monuments of ancient Russian writing of the X – XV centuries are considered . Key words: оld Russian handwritten book, history. Издавна на Руси, как и в других славянских странах существовала запись речи греческими буквами [1]. Существуют памятники истории, которые доказывают наличие письменной записи у славян до принятия христианства в 988 году. Новгородская находка деревянных цилиндриков, которые служили для запирания мешков, подтверждает употребление кириллицы до принятия христианства. Цифровые и буквенные записи на цилиндриках указывали на стоимость и содержание мешков. На Руси в Х веке существовала система княжеского фиска, которая подразумевает механизм сбора, транспортировки и хранения денежных средств, которые взимали в качестве сборов и налогов. В конце Х –начале ХI века, после введения христианства появляются надписи на серебряных и золотых монетах князя Владимира. Традиция чеканки монет длилась совсем недолго с конца 980 до 1018 гг. Следующим этапом являются надписи на металлических печатях, которые привешивались к официальным документам. Данная привеска печатей была заимствована из Византии и является старинной традицией в Европе. Одним из доказательств существования данных печатей являются договора, а именно князя Игоря в 944 году и Святослава в 971 году с греками. Письменные сведения и печати, возникшие на Руси в дохристианское время напрямую связаны с княжеским делопроизводством. Вислая печать на Руси охватывает период Х-ХV веков. Еще одной из групп надписей является граффити, которая выражается в виде выцарапанных записей на стенах зданий и сооружений, а также изделиях и камнях [2]. Тмутараканский камень, обнаруженный в 1792-193 гг., датируется 1068 годом своего создания. Данный камень представляет собой мраморную плиту, которая от греков осталась на территории Тамани. Запись на плите Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 2 сделана по распоряжению князя Глеба и несет информацию о ширине Керченского пролива. В результате археологических раскопок Тмутараканский камень не остался на своем месте. Мраморная плита проделала огромный путь, побывав на территории покровской церкви, которая является достопримечательностью Тамани. Далее, чуть не погибнув после урагана была доставлена в Керченский музей, и наконец была передана в Эрмитаж Санкт- Петербурга. В 1970-е годы в музее северной столицы России была проведена экспертиза, которая доказывает подлинность Тмутараканского камня, а также существовании на Руси подобной графической традиции. К сожалению, не оставили своих следов некоторые из видов древнерусской письменной культуры. Так, например, записи по воску. Записи по воску являются не долговечными из-за свойств материала. Все дело в том, что сам способ нанесения надписей подразумевал следующий процесс. Для нанесения новой надписи на поверхность, необходимо уничтожить предыдущую. Нанесение надписи осуществлялось на так называемых церах, которые представляли собой дощечки с бортиками по краям, заполненные воском. Две церы соединялись восковыми поверхностями внутрь и представляли собой предмет, напоминающий книгу. Найденные в Новгороде церы, подтверждали существование письменности и обучение детей грамотности. Данный вывод сделан в результате обнаружения на церах кириллической азбуки. Еще одной группой надписей являются берестяные грамоты, которые являются одним из выдающихся открытий ХХ столетия. Самая древняя грамота относится к 20 годам ХI века [3]. Самыми древними являются Новгородские берестяные грамоты. Для изготовления бересты необходимо было предварительно выпарить березовую кору, очистить ее, сняв белую пленку и просушить. В связи с отсутствием в те времени бумаги и дороговизной пергамента, береста являлась основным писчим материалом. Текст на бересту наносился с помощью писала, которое имело две стороны. Одна сторона представляла собой лопаточку, которой продавливали буквы, а другая шило, которым царапали текст. Выплата пошлин и налогов, результат урожая, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 3 различные торговые сделки, возвращение долгов, обучение грамоте и счету, ремесленную деятельность – все эти надписи можно было на бересте. Информация на берестяных грамотах отражает реальную жизнь человека Древней Руси. Первые русские рукописные книги. Памятником древнерусской книжности являются древнейшие славянские рукописные книги Х-ХI веков. Глаголица и кириллица являются видами письма, существовавшими в данный период. Количество знаков и звуковой состав в данных видах письма приблизительно одинаковый, но по своему начертанию они совсем разные. Около 863 года была изобретена славянская азбука, которую изобрели Кирилл и Мефодий. Они зарекомендовали себя как высокообразованные люди, способные к дипломатическим поручениям. Алфавит, созданный Кириллом, состоял из 38 букв, причем 24 из них были подобны буквам греческого алфавита. Самой ранней книгой, написанной на пергаменте кириллицей является Остромирово Евангелие датированная 1056-1057 гг. Изборник Святослава 1073 г., является второй книгой, написанной кириллицей на пергаменте, которая задумывалась как государственная реликвия. Работа над книгой началась при великом князе Изяславе Ярославиче, но после изгнания его из Киева была переадресована его брату Святославу Ярославичу. Согласно «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, на сегодняшний день на государственном хранении числится 494 рукописные книги. Сводный каталог является первым изданием, который объединяет данные обо всех древнейших славяно-русских рукописях, сохранившихся на территории страны. Все эти древнейшие книги написаны кириллицей и глаголицей на пергаменте. Только в ХIV веке совсем небольшое количество южнославянских книг стали писать на бумаге. Рукописные книги по своему содержанию, можно считать преимущественно духовными. Но среди древнейших также имеются рукописи научного, делопроизводственного и летописно-исторического характера. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Перепиской рукописей в основном занимались светские люди, монахи, а также священнослужители. Размножение рукописных книг было возложено на книжные мастерские, которые находились при церквях, монастырях и государственных канцеляриях. В древние времена существование книги являлось инструментом образования, духовно-нравственного воспитания и несомненно религиозной пропаганды. Книги, которые дошли до нас с древних времен, являются важнейшим и достоверным источником изучения отечественной культуры. Список литературы: 1. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука, 1996. 207 с. 2. Говоров А.А. История книги. М.: Мир книги, 1999. 345 с. 3. Шмидт С.О. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. М.: Наука, 1984. 405 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 5