- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОД ДЕЛЬФИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Дзябко В.А.
PDF файл статьиУДК 005.1 Дзябко Владимир Александрович студент кафедра транспортных процессов и технологических комплексов Кубанский Государственный технологический университет Россия, г. Краснодар e-mail: vovchic105q@mail.ru МЕТОД ДЕЛЬФИ Аннотация: В данной статье рассмотрен метод Дельфи, какие преимущества и недостатки предлагает этот процесс и каких успехов компании могут добиться с его помощью. Ключевые слова: метод, консенсус, многоступенчатый процесс, анонимность, группу экспертов. Dzyabko Vladimir Aleksandrovich student, Department of Transport Processes and Technological Complexes Kuban State Technological University Russia, Krasnodar DELPHI METHOD Abstract: This article discusses the Delphi method, what advantages and disadvantages this process offers and what successes companies can achieve with its help. Key words: method, consensus, multi-stage process, anonymity, group of experts. Метод Дельфи — это инструмент для сбора и сведения воедино мнений и прогнозов самых разных экспертов. Механизм обратной связи в отдельных раундах опроса позволяет достичь консенсуса. Это отличный инструмент управления проектами для разработки продукта, ориентированного на пользователя. Привлекая различные заинтересованные стороны и отделы, можно уделять равное внимание качеству, производительности и удобству использования. В этой статье я рассмотрю, что такое метод Дельфи, какие преимущества и недостатки предлагает этот процесс и каких успехов компании могут добиться с его помощью. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Метод Дельфи — это метод качественного обследования. В ходе многоступенчатого процесса, экспертов опрашивают до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Таким образом, этот метод подходит для определения прогнозов или будущих тенденций [2, с. 123]. Метод проходит в несколько этапов. Сначала созывается группа экспертов и определяется цель исследования. С помощью анкеты всех участвующих анонимно спрашивают по определенной теме. Затем опрос повторяется с оценками первого раунда. Отклонения в ответах должны заставить экспертов пересмотреть свою позицию. Это продолжается до тех пор, пока не будет найден консенсус или не будет достигнута ранее определенная цель опроса. Опрос восходит к греческому дельфийскому оракулу, который обещал совет тем, кто ищет помощи. Сегодняшняя форма опроса Дельфи предлагает способ делать прогнозы даже при отсутствии достаточных данных или доказательств. Предполагается, что эксперты будут распознавать тенденции на ранней стадии благодаря своим специальным знаниям. В Древней Греции Дельфы считались центром земли, потому что при принятии важных решений советовались с одноименным оракулом. Неудивительно, что метод Дельфи до сих пор играет важную роль, когда компании ищут инструменты для принятия стратегических решений [1, с. 152]. Опрос Дельфи обычно работает на предпосылке, что в ответах на опрос сохраняется анонимность. Тем не менее, его можно разделить на два разных типа изучения: – Стандартный метoд: эта версия исследования Дельфи сохраняет анонимность участников. Это предохраняет группу экспертов от влияния внешних обстоятельств. – Широкополосный метод: этот подход отказывается от анонимности. Вместо этого группа экспертов вступает в прямой обмен мнениями, чтобы наконец прийти к консенсусу путем обсуждения. Оба метода можно использовать для разных проектов. Областями применения метода обычно являются: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru – управление проектом – разработка стратегии – исследования рынка – маркетинг. Для компаний метод Дельфи предлагает захватывающие возможности для сбора лучших идей и мнений с помощью многоэтапного опроса. Процедура особенно подходит в управлении проектами для принятия решений о разработках и процессах. Преимущество, особенно в управлении проектами компаний заключается в том, что эксперты с разных позиций могут представить свое мнение по определенным вопросам в структурированном виде. Тенденции можно предсказывать лучше, а оценки можно делать более надежно [3, с. 34]. Например представьте, что вы хотите разработать новый прототип своего программного обеспечения. Для этого необходимо учитывать будущие тенденции в области маркетинга, социальных сетей, дизайна, оборудования и поведения пользователей. Oни собирают команду экспертов, состоящую из менеджеров по продукту, тестовых заказчиков, маркетологов, графических дизайнеров и других лиц принимающих решения, экспертные знания которых востребованы. Создаём форму оценки, в которую можно ввести все переменные подлежащие оценке (например рабочую нагрузку, продолжительность, материальные затраты). Каждый эксперт получает ровно одну оценочную форму для каждой единицы планирования. Если например, пять экспертов должны оценить затраты по трем единицам планирования, необходимо 15 форм оценки. Центральным элементом формы оценки является простая таблица, столбцы которой формируют оцениваемые значения, а строки — раунды оценки. Также необходимо место для примечаний, чтобы можно было ввести допущения на которых основана оценка и используемый метод оценки (например, методика сценариев), а также другие комментарии [4, с. 80]. Формы оценки очень специфичны для поставленной задачи, поэтому общий шаблон не имеет особого смысла. Теперь вы создали анкету на которую отвечают все. Затем подведите итоги оценок. Если результаты сильно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 3 различаются, повторяйте процесс снова и снова, пока не получите наилучшую возможную концепцию для своего прототипа. Метод Дельфи – это метод обследования, который проводится в несколько этапов. Консенсус должен быть найден среди группы экспертов, что считается наилучшим результатом опроса. В отличие от Древней Греции, Дельфийское исследование не только предсказывает будущие тенденции, но и предлагает компаниям важную помощь в принятии решений в управлении проектами. Список литературы: 1. Лотникова Д.Ю. Оптимизация транспортного движения с помощью каршеринга // В сборнике: Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. Тюмень, 2021. С. 152-155. 2. Лотникова Д.Ю., Нагорный В.В. Автомобильно-дорожный комплекс города и окружающая среда // В сборнике: научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2021. Материалы VΙΙ международной научно- практической конференции, в рамках 7-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: Инфраструктурное и социально-экономическое развитие». Горловка, 2021. С. 123- 125. 3. Лотникова Д.Ю. Пути развития интеллектуальных транспортных систем // В сборнике: Актуальные теоретико-методологические и прикладные проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта: материалы Международной научной конференции. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск, 2021. С. 34-36. 4. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та 2007. 80 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 4