- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Вилкова Е.Н.
PDF файл статьиУДК 81-139 Вилкова Елена Николаевна учитель иностранного языка МАОУ Прудовская СОШ Россия, п. Пруды e-mail: nttos18@rambler.ru РОЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА) Аннотация: В статье рассматривается компетенция учителя в овладении информационно-коммуникационными технологиями в качестве основного инструмента для формирования мотивации обучающихся к изучению иностранных языков. Информационно-коммуникационные технологии при их применении на уроках способствуют развитию не только функциональной грамотности учащегося, но и учебных, познавательных, мобильных качеств для адаптации в реальной жизни. Обучение с применением информационно- коммуникационных технологий мотивирует к изучению иностранного языка и способствует развитию познавательного интереса учащихся. Ключевые слова: иностранные языки, компетенция учителя, информационно-коммуникационные технологии, мотивация обучающихся, интернет-ресурсы. Vilkova Elena Nikolaevna foreign language teacher MAOU Prudovskaya SOSH Russia, Prudi THE ROLE OF THE TEACHER'S ICT-COMPETENCE IN THE FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN FOREIGN Abstract: The article considers the competence of a teacher in mastering information and communication technologies as the main tool for the formation of motivation of students to learn foreign languages. Information and communication technologies, when applied in the classroom, contribute to the development of not only functional literacy of the student, but also educational, cognitive, mobile qualities for adaptation in real life. Learning with the use of information and communication technologies motivates to learn a foreign language and contributes to the development of cognitive interest of students. Key words: foreign languages, teacher competence, information and communication technologies, motivation of students, Internet resources. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru LANGUAGES 1 Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Али Апшерони Современное поколение школьников выросло в окружении компьютеров, сотовых телефонов и множества других электронных устройств. Таким образом, компьютеры, мобильные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски стали вполне привычным оснащением урока на сегодняшний день. В связи с этим традиционные методы обучения иностранным языкам гармонично сочетаются с информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ). Использование данных технологий в образовательном процессе помогает повысить эффективность обучения и стимулировать учащихся в том числе и к изучению иностранного языка. Современное иноязычное образование должно быть ориентированным на перспективные задачи общества. И на данный момент зависимость развития личности от быстро развивающихся информационных средств и технологий является очевидной. В основе построения информационного образования информационная компетентность является одной из ключевых, формируемых у обучаемого в школе. Для того, чтобы получить информационно культурного обучающегося, учитель сам должен быть информационно грамотным и компетентным. В связи с этим современный учитель иностранного языка эффективно использует новые ИКТ-технологии в учебном процессе. Под ИКТ-компетенцией учителя иностранного языка понимается его личное качество, готовность и способность самостоятельно использовать ИКТ в своей деятельности. ИКТ-компетенция учителя позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и интересов. ИКТ в образовательном процессе является катализатором изменений в содержании, методах и подходе к обучению Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 2 иностранным языкам, приводя к конструктивным исследовательски- направленным занятиям, а также ИКТ представляют собой мощный потенциал для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и своё творчество. Использование средств ИКТ на уроках иностранного языка формирует у обучающихся умение сравнивать плюсы и минусы различных источников информации, а также умение искать и обрабатывать информацию. Существует множество направлений использования ИКТ на уроках иностранного языка, в частности, использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, так как он способен восполнить дефицит источников учебного материала, такие сайты: www.britanica.com, www.wikipedia.com, www.encyclopedia.com, www.thesaurus.com, или сетевая форма взаимодействия обучающихся www.epals.com. Подробнее хотелось бы остановиться на www.epals.com – международный Интернет-проект. Основная цель данного проекта – создание безопасной среды для межкультурного обмена между школьниками, в частности, учащиеся могут как под руководством учителя, так и самостоятельно обмениваться электронными письмами со сверстниками из разных стран. Касаемо моего педагогического опыта, использование интернет- ресурсов открывает для меня новые возможности в преподавании иностранных языков, так как знакомясь с новыми формами и методами преподавания, я ищу новые подходы к процессу обучения. Использование интернета на уроках иностранного языка вызывает большой интерес у учащихся любого возраста, повышает общий уровень учебного процесса и усиливает их познавательную активность, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход в обучении и обеспечивает положительную мотивацию у обучающихся к изучению иностранного языка. Посредством интернета предоставляется Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 3 возможным погружение в языковую среду как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В целом возможности использования интернета в образовании огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и прочее. Таким образом, учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в интернете, используя сайты: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru, читать газеты на сайтах: www.wastimes.com, www.nytimes.com, готовиться к урокам по темам: www.teenadvice.org, www.royal.gov.uk, совершенствовать грамматические и лексические навыки: www.study.ru, готовить проекты: www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com. Кроме того, в своей педагогической деятельности я охотно использую возможности электронных УМК («Английский для общения», М, «Магнамедиа»; «Английский. Базовый курс», Екатеринбург, «ЭксФорс»; «Английский. Путь к совершенству. Продвинутый уровень», М, «МедиаХауз») и интерактивной доски, так как считаю иллюстративную подачу языкового материала средством сформирования языковой компетентности у школьников. Однако, сложно побудить учащихся действовать и самостоятельно осмысливать учебный материал, ставить вопросы и находить на них ответы. Особенно это касается изучения грамматики английского языка. В качестве самоконтроля на своих уроках я предлагаю учащимся выполнить экспресс-тесты, которые помогают им адекватно оценить степень усвоения учебного материала и определить индивидуальную траекторию изучения определённого учебного модуля. Применение полученных на уроке знаний на этапе рефлексии, на мой взгляд, эффективнее проводить при помощи компьютера. Важный положительный результат использования ИКТ на уроках – это его быстрый темп и заинтересованность обучающихся. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Таким образом, использование ИКТ на уроках иностранного языка способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, возможности свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Список литературы: 1. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/415914/ (дата обращения 20.11.2022 г.) 2. Белкова М.М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка // Английский язык в школе. 2009. № 2. С. 48. 3. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/213950/ (дата обращения 20.11.2022 г.) 4. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ. 2007. № 8. С. 18-21. 5. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 3. С. 33-41. 6. Нигай Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013.С. 117-119. 7. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 4. С. 73-78. 8. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык. Изд. дом «Первое сентября». 2008. № 4. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 5 9. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 102–103. 10. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. 189 с. 11. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3(11). С. 64. 12. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе // ИЯШ. 2002. № 2. С. 43-47. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 6