- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО РЕШЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Кушнарёва А.В.
PDF файл статьиУДК 342.951:351.82 Кушнарёва Анна Владимировна студентка 2 курса магистратуры, юридический факультет Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Краснодар e-mail: dayana.bidzheva@mail.ru ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО РЕШЕНИЯ Аннотация: В статье на основе анализа действующего законодательства рассматриваются особенности реализации судебных решений по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и реализации такого решения. Ключевые слова: административное право, избирательно право, право на участие в референдуме, защита избирательных прав, защита права на участие в референдуме. Kushnreva Anna Vladimirovna 3rd year master student, faculty of law North Caucasian branch Federal public budgetary educational institution of the higher education «Russian state university of justice», Russia, Krasnodar FEATURES OF A COURT DECISION ON AN ADMINISTRATIVE CASE ON THE PROTECTION OF ELECTORAL RIGHTS AND THE RIGHT TO PARTICIPATE IN A REFERENDUM OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE IMPLEMENTATION OF SUCH A DECISION Abstract: Based on the analysis of the current legislation, the article examines the specifics of the implementation of court decisions in an administrative case on the protection of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation and the implementation of such a decision 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru Key words: administrative law, electoral law, the right to participate in a referendum, protection of electoral rights, protection of the right to participate in a referendum. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а так же при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Вместе с тем, необходимо понимать, что избирательное право в Российской Федерации включает в себя не только активное право голосования на выборах, но и пассивное право граждан избираться и быть избранным. Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является их судебная защита, порядок осуществления которой установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Закрепленная в пункте 6 части 2 статьи 1 КАС РФ [2] категория административных дел аккумулирует в себе довольно широкий спектр споров, связанных с электоральными правоотношениями. Предметом административных дел связанных с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ являются возможные нарушения порядка проведения выборов и референдумов (в том числе порядка организации и осуществления голосования, допуска к его участию, выдвижения кандидатур, подсчета голосов и т.п.), которые затрагивают права и законные интересы граждан в вышеназванной сфере. При этом с учетом закрепленных в статье 239 КАС РФ положений, в судебном порядке могут быть оспорены решения, действия (бездействие) не только субъектов электоральных правоотношений, организующих избирательный процесс со стороны Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 2 государства, но и лиц, непосредственно участвующих в выборах (кандидаты, политические партии, их объединения и т.д.), если они нарушают законодательство о выборах и референдуме. Статья 244 КАС РФ закрепляет положения, посвященные решению суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и реализации такого решения. До введения указанной статьи подобное регулирование, но не в таком объеме устанавливалось статьей 261 «Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация» ГПК РФ. Решение об удовлетворении административного искового заявления по рассматриваемой категории дел выносится в случае установления судом наличия нарушений законодательства о выборах и референдуме при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) административным ответчиком. В резолютивной части данного решения суд указывает на удовлетворение административного иска полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктах 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 названного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае оспаривания решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, административный истец ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий. В случае если рассмотрение требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования неподсудно данному суду, то административное исковое заявление в отношении таких требований возвращается административному истцу на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, поскольку проверка законности решений участковых комиссий может осуществляться судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение административного дела. Иное вступило бы в противоречие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации [1]. В случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. Однако, стоит отметить, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70 и пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 4 избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в судебном решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. Вместе с тем, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов, даже в случае истечения срока полномочий соответствующей комиссии, так как решение данного вопроса отнесено к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума [5]. Необходимо также отметить, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении административного дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации [4]. Таким образом, с учетом того, что глава 24 КАС РФ направлена на защиту одного из наиболее значимого конституционного права граждан РФ при рассмотрении данной категории административных дел суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, способствовавшие нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и (или) создававшие препятствия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, используя предоставленное им частью 1 статьи 200 КАС РФ право вынесения частного определения. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 5 2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 02.12.2021) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. ст. 2253. 4. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Статут, 2017. 768 с. 5. Абушенко Д.Б., Брановицкий К.Л., Дегтярев С.Л. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 1295 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 6