- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Калиева А.И.
PDF файл статьиУДК 349 Калиева Аина Имановна студентка 3 курса магистратуры кафедра финансового, банковского и таможенного права Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов e-mail: kalieva.aina@yandex.ru Научный руководитель: Миронов В. Ю. кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье анализируется правовой режим источников финансирования учреждений образования, приводится их классификация. Кроме того, в статье проводится статистический анализ главного источника финансирования образования – средств бюджета РФ. В заключении сделан вывод о недостаточности финансовых ресурсов в сфере образования. Ключевые слова: образование, финансовое обеспечение, учреждения образования, источники финансирования, финансирование образования. Kalieva Aina Imanovna 3rd year master student, Department of Financial, Banking and Customs Law Saratov State Academy of Law Russia, Saratov Scientific adviser: Mironov V. Yu. candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Financial, Banking and Customs Law Saratov State Academy of Law Russia, Saratov LEGAL REGIME OF SOURCES OF FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS Abstract: The article analyzes the legal regime of funding sources for educational institutions and provides their classification. In addition, the article 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru provides a statistical analysis of the main source of funding for education - the budget of the Russian Federation. In conclusion, a conclusion was drawn about the lack of financial resources in the field of education. Key words: education, financial support, educational institutions, sources of financing, education financing. Для эффективного и качественного выполнения поставленных задач государство должно обеспечивать достаточное финансирование сферы образования. В соответствии с современным российским законодательством источниками финансирования образования считаются: – средства бюджетов бюджетной системы РФ; – поступления от платных образовательных услуг; – научно-техническая деятельность образовательных организаций и коммерческая реализация ее результатов; – предпринимательская деятельность образовательных организаций, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью. Законодательством предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В компетенцию субъектов РФ входит формирование их бюджетов по части затрат на образование и установку региональных нормативов финансирования образования. Так же к компетенции органов местного самоуправления относится составление местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. Государственное финансирование имеют право получать и негосударственные образовательные учреждения с момента их официальной регистрации, но наблюдается дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования. Финансирование учреждений образования осуществляется на базе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по любому типу образовательного учреждения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Федеральные нормативы финансирования обязаны утверждаться каждый год Госдумой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на предстоящий год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования обязаны учитывать особенности образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих затрат. Несомненно, главным источником финансирования образования являются средства бюджетов бюджетной системы РФ. Расходы федерального бюджета достаточны для стабильного развитие сферы образования. Об этом можно судить из таблицы 1, показывающей затраты федерального бюджета в 2021-2023гг. Таблица 1 - Расходы федерального бюджета в 2021 – 2023 гг. по разделу «Развитие образования» [1] Наименование 2022г. Изм-е (+/-) 2023г. 2021г. Млрд. Уд. Уд. Млрд. Уд. Млрд. Уд. Млрд. вес, % руб вес, % руб вес, % руб вес, % руб Всего расходов 18261,6 - 18148,4 - -113,2 -0,6 19230,1 - в том числе: ОБРАЗОВАНИЕ, из них 1078,60 100,00 1042,30 100,00 -36,30 -3,37 1081,50 100,00 Дошкольное образование 43,10 4,00 17,90 1,72 -25,20 -58,47 6,10 0,56 264,90 24,56 249,60 23,95 -15,30 -5,78 277,70 25,68 Общее образование 21,10 1,96 19,50 1,87 -1,60 -7,58 16,90 1,56 Дополнительное образование детей 37,20 3,45 38,20 3,66 1,00 2,69 38,70 3,58 Среднее профессиональное образование Профессиональная подготовка, 20,50 1,90 20,90 2,01 0,40 1,95 21,80 2,02 переподготовка и повышение квалификации 604,60 56,05 618,60 59,35 14,00 2,32 640,40 59,21 Высшее образование Молодежная политика 21,10 1,96 18,60 1,78 -2,50 -11,85 16,90 1,56 Прикладные научные 26,90 2,49 24,30 2,33 -2,60 -9,67 24,90 2,30 исследования в области образования 39,00 3,62 34,50 3,31 -4,50 -11,54 38,10 3,52 Другие вопросы в области образования Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы: - наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по разделу «Развитие образования» в 2021-2023 гг. занимают расходы по подразделам «Общее образование» - 25% и «Высшее образование» - 56%; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 3 - наибольшее увеличение расходов федерального бюджета в 2022 году наблюдается по подразделам «Среднее профессиональное образование» - +3% и «Высшее образование» - +2,3% к уровню 2021 года; - наибольшее снижение расходов федерального бюджета в 2022 году наблюдается по подразделам «Дошкольное образование» - 58%, «Молодежная политика» - 12% и «Другие вопросы в области образования» - 11,5%; - в 2021-2023 гг. самый большой объем расходов по разделу «Развитие образования» как в абсолютном, так и в относительном выражении занимают расходы по подразделу «Высшее образование». Следует обратить внимание, что расходы федерального бюджета на образование сформированы в программном варианте (государственные программы РФ). Проблемы обеспечения качественного образования в стране отходят на второй план, по причине прямой зависимости от недостаточности финансовых ресурсов. Как правило, ключевой характер проблем, связанных с финансирования образования в РФ обусловлен дефицитом бюджетных средств [2, с. 527]. Решить эту проблему может привлечение внебюджетных источников финансирования, например, поступления от платных образовательных услуг, научно-техническая деятельность образовательных организаций и коммерческая реализация ее результатов, предпринимательская деятельность, государственное частное партнерство и социальное предпринимательство. Список литературы: 1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) // Справочно-правовая информация «Консультант-Плюс». 2. Меликсетян С.Н. Актуальные направления повышения эффективности использования бюджетных средств в России // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. № 5 (455). С. 527-544. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 4