- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Желудева В.А.
PDF файл статьиУДК 37.013.77 Желудева Валерия Александровна, студентка, Институт педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртский государственный университет, Россия, г. Ижевск e-mail: valeriya.valeri@gmail.com Научный руководитель: Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Удмуртский государственный университет, Россия, Ижевск ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимосвязи психологической компетентности и самоактуализации личности педагога, его личностного и профессионального развития, возможности наиболее эффективной реализации педагогической деятельности при помощи психологических знаний, способствующих во взаимодействии с учащимися и организации учебно- воспитательного процесса. Автор раскрывает цели, задачи и проблемы по данной теме. А, так же, предлагает рассмотреть некоторые пути решения проблем, по части регулярного приобретения педагогами дополнительных знаний по психологии и возрастной психологии, т.к. это напрямую влияет на качество образования, воспитания и формирования личности человека, и, соответственного влияет на будущее нашей страны. При написании статьи были использованы теоретические и эмпирические методы психологического и педагогического исследования. Ключевые слова: педагог, психология, развитие, компетентность, самоактуализация. Zheludeva Valeria Alexandrovna, student Institute of pedagogy, psychology and social technologies Udmurt State University, Russia, Izhevsk Scientific adviser: Baranov Alexander Arkadevich, Doctor of psychology, professor, Head of the Department of development psychology and differential psychology, Udmurt State University, 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 Russia, Izhevsk RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AND SELF- ACTUALIZATION OF PERSONALITY OF THE TEACHER Abstract: The article is devoted to the relationship of psychological competence and self-actualization of the personality of the teacher, his personal and professional development, the possibility of the most effective implementation of pedagogical activity with the help of psychological knowledge, contributing to the interaction with students and the organization of the educational process. The author reveals the goals, objectives and problems on this topic. And, also, offers to consider some ways to solve problems, in terms of the regular acquisition by teachers of additional knowledge in psychology and developmental psychology, because this directly affects the quality of education, upbringing and the formation of a person’s personality, and, accordingly, affects the future of our country. When writing the article, theoretical and empirical methods of psychological and pedagogical research were used. Key words: teacher, psychology, development, competence, self-actualization. «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель…» К.Д. Ушинский Современное направление экономического и социального развития нашей страны, а также, стремительное развитие инновационных процессов, предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности во всех сферах, в том числе в сфере психолого-педагогического образования. На сегодняшний день требуется высокоразвитый и высококвалифицированный педагогический состав, отличающийся, прежде всего тем, что он должен являться носителем новейших знаний и технологий. Таким образом, с изменением и повышением требований к педагогу, меняются и требования к процессу его развития и профессионализации. Это вызывает необходимость постоянного процесса роста, не только профессионального и образовательного уровня, но и личностного развития педагогического состава. Разработка концепции профессионального развития педагогической деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей. Педагогу, находясь в центре инновационных процессов, необходимо непрерывно углублять свои знания в области педагогики и психологии, а также Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 2 уделять большое внимание саморазвитию. От того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит их будущее и будущее страны. Постоянно повышая уровень своих психологических знаний, каждый педагог помогает собственному развитию в профессиональном плане. Это позволяет ему эффективно взаимодействовать с учащимися, организуя профессиональную деятельность не только в учебном плане, но и в воспитательном процессе. Педагогу, для того, чтобы управлять развитием личности, необходимо быть психологически компетентным, поскольку в этом понятии выражается его теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности и этим понятием характеризуется его профессионализм. В современных условиях, при переходе к новой образовательной парадигме, на педагога возлагается серьезная ответственность при решении множества поставленных задач. И успешное решение этих задач возможно только при условии постоянного совершенствования своего профессионализма и личностного роста. Педагог сегодня не может быть только транслятором знаний и информации, он должен быть еще и практическим психологом. От психологической компетентности педагога зависит эффективность его профессиональной деятельности и успешность деятельности обучаемых. Таким образом, существует необходимость формирования высоконравственной личности, умеющей брать на себя ответственность за принятие решений, обладающей психологическими знаниями и культурой [3, c. 150]. И этот процесс формирования возможно осуществить путем постепенного изменения психологии и самосознания личности. Там, где есть запрос на развитие возникает актуализация личности как субъекта образовательно- педагогической деятельности. Переход российского образования на гуманистическую парадигму, провозглашает главной целью образования саморазвитие личности и расширение ее возможностей в компетентном выборе Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 3 жизненного пути (А. Г. Асмолов). Эта цель достигается только через субъект- субъектные отношения участников педагогического процесса, которые строятся на диалогическом общении. Диалог является формой межличностного общения и включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий и личностный компоненты. При этом, главную системообразующую роль играет личностный компонент. Изменение этого компонента дает импульс к самостоятельной работе личности по перестройке всех остальных (операциональных) компонентов межличностного общения. Следовательно, основным и важным звеном в обучении педагогов диалогу должно являться развитие диалогической направленности педагогического общения. Но, у большинства педагогов этот вид направленности профессионального общения выражен слабо, поэтому появляется необходимость в его целенаправленном формировании. Сегодня для каждого педагога, необходимым является постоянное развитие и получение новых знаний о психологии, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание предмета, но и способствовала их психическому и умственному развитию. Педагогическая психология раскрывает педагогу механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, и тем самым, открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагог, изучая психологию с практической целью, формирует собственный психологический, профессиональный и ориентированный взгляд на собственную деятельность [1, c. 20]. Психологическая грамотность и компетентность означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач и проблем. Данная тема актуальна в связи с социально-психологическими преобразованиями в современном мире, а также, в связи со стремительно развивающимся информационным полем. Поэтому сегодня предъявляются особо высокие требования к психологическим ресурсам человека как личности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 4 Огромный поток доступной информации через интернет обесценил педагога как единственного носителя знаний и воспитателя. Новое поколение чувствует себя частью этой глобальной сети и гораздо более свободно относится к выбору линии своего поведения. В эпоху интернет - технологий учащиеся не воспринимают авторитарную систему образования, которая, казалось бы, совсем недавно являлась неоспоримой и единственно приемлемой системой традиционного образования в нашей стране. Это определяется кардинальностью трансформации когнитивной, смысловой, эмоциональной и поведенческой плоскостей развития личности [2, c. 43]. Ранее, вопрос важной роли психологических знаний в профессиональной деятельности педагога так остро не стоял. Сегодня для педагога важно не только получить эти знания, но и постоянно их усовершенствовать. Современный педагог должен держать как говорится, «руку на пульсе», постоянно повышать уровень психологических знаний, способствующих личностному и профессиональному росту. Из его психологической компетентности следует актуализационные тенденции (самовыражение) и роль педагога, как личности устойчивой к энтропии окружающей среды, сохраняющей самоидентичность, постоянно развивающейся, ног при этом, сохраняющей верность ценностям человеческого бытия и поддерживающим высокий профессиональный статус. Психологическая компетентность должна являться одной из основных со- ставляющих педагогической деятельности. Но, к сожалению, практика часто показывает - большинство педагогов убеждены, что их профессиональный опыт полностью компенсирует отсутствие психологической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно. Совершенно очевидно, что эффективность педагогической деятельности прямо зависима от психологической компетенции педагога, имеющего постоянный потенциал к самообразованию, к самовоспитанию и обеспечению личностного и профессионального роста. Таким образом, психологическая компетентность способствует актуализации личности субъекта образовательной педагогической деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 5 Возможно, что требуется внести изменения в профессионально- педагогическое образование в связи с устаревшими содержанием и методами психологической подготовки педагогов. А также, сконструировать концептуально новую систему психологической подготовки педагогов для приобретения ими совокупных теоретических и эмпирических знаний, имеющихся в современной, не только отечественной, но и западной психологии. Это обеспечит успешность педагогической деятельности, поскольку она полностью зависима от уровня владения педагогом психологической информацией и способами ее использования в практике профессионального поведения. Важной проблемой, в данном случае, является то, что в регионах, зачастую, не достаточно представлен спектр направлений психологической подготовки педагогов. Так же, к педагогической деятельности привлекаются специалисты с иных сфер деятельности. Часто, преподаватели учебных заведений не имеют, не только психологического, но и педагогического образования. Что, собственно, не допустимо в данной системе. Поэтому следует рассматривать некоторые пути решения проблем, по части регулярного приобретения педагогами дополнительных знаний по психологии и возрастной психологии, т.к. это напрямую влияет на качество образования, воспитания и формирования личности человека, и, соответственно влияет на будущее нашей страны. Психологическая компетентность тесно связана с профессиональной компетентностью, которая определяет профессиональную подготовленность и способность педагога к выполнению задач и обязанностей по профессиональной деятельности. Сфера образования одна из тех сфер деятельности, где компетентность определяется сложным комплексом умений и навыков. Педагог сегодня должен не только в совершенстве владеть предметом и понимать его на уровне последних научных достижений, но, кроме этого, он должен владеть организаторскими способностями, пониманием философии 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru своей профессиональной сферы, знанием психологии человека, умением руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д. Психологическая и педагогическая деятельность - это деятельность, которая включает в себя психологическую и педагогическую составляющую в совокупности, что и определяет ее эффективность. С точки зрения акмеологии, успешность профессиональной деятельности педагога определяется характеристикой эффективности результатов самой деятельности и получение высокой социальной оценки. На ее успешность имеют влияние как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы профессиональной успешности педагога: - результативность его профессиональной деятельности, которая направляет его на достижение значимых результатов; - достигнутый статус педагога в социально-профессиональной среде; - доход, определяющий качество жизни. Субъективные факторы профессиональной успешности педагога: - устойчивые системы отношения к себе (удовлетворенность собой и своими достижениями), к обучающимся, к коллегам; - наличие определенных личностных качеств (эмоциональная стабильность, социальная активность, коммуникабельность, ответственность и т.д); - профессиональная направленность (интерес к профессии, желание выполнять ее определенным образом, позитивное отношение к профессии, профессиональные намерения и т.д.). Таким образом, психологическая компетентность объединяет объективные и субъективные факторы успешности. Специфика деятельности педагога определяет содержание психологической компетентности. Психологическая компетентность педагога заключается в умении осознавать уровень своих способностей, знании способов Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 7 профессионального роста, умении видеть причины недостатков в своей деятельности и в себе, в желании постоянного самосовершенствования. В настоящее время специалисты из разных областей (педагоги, психологи, социальные работники) все чаще обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под актуализацией или самоактуализацией в психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимальное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознанное постоянное развитие личностью своего собственного потенциала позволяет качественно и эффективно воплощать свои способности как в личной, так и профессиональной жизни. Это позволяет ощущать удовольствие от собственных результатов и достижений. Такому педагогу необходима высокая мотивация достижения, усиливающая его профессиональную компетентность [4, c. 211]. Такой педагог желает получать непрерывно все больше и больше знаний и вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Развитие для такого педагога, как самоактуализирующейся личности, становится необходимым и приносящим глубокое удовлетворение процессом [5, c. 43]. Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи. С мотивационной сферой личности педагога тесно связан уровень притязаний, как уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом [6, с. 29]. Самоактуализирующийся педагог в своей профессиональной деятельности самореализуется, получая удовлетворение практически от всех аспектов своей работы, а не наслаждается лишь отдельными моментами триумфа, достижения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 8 цели или высшими пиками переживаний. Ему свойственно динамическое стремление к развитию [7, с. 9]. Самоактуализирующимуся педагогу свойственно: - адекватное восприятие действительности, интерес к новому, неизведанному; автономность и самоопределение направления своего движения к развитию; - принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других; - спонтанность проявлений, простота и естественность, но при соблюдении установившихся традиций; - деловая направленность; - автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов; - свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном; богатство эмоциональных реакций; - демократичность в отношениях; готовность учиться у других; уважение к другим людям; - устойчивость внутренних моральных норм; нравственное поведение; справедливость; - здоровое чувство юмора; - креативность (созидательность, творчество); - умение подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны (по М. М. Бахтину – объективация). Таким образом, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей [8, с. 56]. Быть рядовым педагогом – не самый лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Нужно стремиться стать самым лучшим педагогом и максимально раскрыть свои возможности и талант. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 9 Самоактуализация - процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [10, c. 140]. Таким образом, самоактуализацию личности педагога в профессиональной деятельности можно определить, как внутренний психологический процесс саморазвития и личностного роста, связанный с сознательным выбором профессии, с умением правильной постановки целей и знанием путей их достижения, что так же, связанно с постоянным трудоемким накоплением знаний, опыта, ведущим к психологической и профессиональной компетентности. Самоактуализация неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы [9, c. 89]. Самоактуализация в профессии педагога, результат его деятельности по преобразованию самого себя и окружающего мира, опыта осмысления успехов и поражений в этой деятельности, переживания любви и ненависти, надежд и разочарований, успехов и провалов, следствие принятия на себя ответственности за свою жизнь и жизнь других. Из выше сказанного мы прослеживаем тесную взаимосвязь психологической компетентности и самоактуализации личности педагога в профессионально-педагогической деятельности. Список литературы: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М: Наука. 1980. 336 с. 2. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. СПб: Издат. Михайлова В.А. 1999. 89 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 https://tribune-scientists.ru 10 3. Аксёнова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. д-ра пед.наук. М.1998. 448 с. 4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001. 288 с. 5.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: ИЦ «Академия». 2002. 416 с. 6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учеб. Пособие. М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии. 1993. 142 с. 7. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 1. С. 5-18; 8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия. 2001. 162 с. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс. 1995. 384 с. 10. Витин И.А. Теория самоактуализации. Психологический институт РАО : материалы симпозиума. М.. 2002. № 1. С. 139-143. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 11 https://tribune-scientists.ru