- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧАСТИ МЧС РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Мехова В.В.
PDF файл статьиУДК 614.86; 656.089 Мехова Вилена Владимировна, научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) Россия, г. Москва e-mail: alyaska.88@mail.ru РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧАСТИ МЧС РОССИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения в части выполнения мероприятий МЧС России. Ключевые слова: безопасность дорожного движения, государственная политики, реализация мероприятий, Центр ДТП, ФГИС ИАС ДТП. Mekhova Vilena Vladimirovna, researcher Federal Government Budget Institution «All-Russian Researcher Institution Emergencies» (Federal Center of Science and high technology) Russia, Moscow IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE PART OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA Abstract: The article discusses the basic principles of the implementation of the state policy in the field of road safety in terms of the implementation of the measures of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Key words: road safety, state policy, implementation of measures, Accident Center, FGIS IAS traffic accident. Дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) наносят колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб как обществу в частности, так и стране в целом. По официальным данным ГУОБДД МВД России на территории Российской Федерации за последние 10 лет произошло более 1,9 млн ДТП, в которых погибло более 200 тыс. человек, а более 2,4 млн человек были ранены. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 1 В настоящее время отмечается тенденция снижения количества ДТП в Российской Федерации. Число погибших людей в результате автоаварий непрерывно снижается с 2013 года, а общее количество дорожно-транспортных происшествий и число раненых – с 2014 года. Тем не менее, каждый день в стране погибает около 30 человек, а ранеными остаются в 10 раз больше. Согласно докладу о состоянии безопасности дорожного движения в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения дорожно транспортный травматизм, в настоящее время, является ведущей причиной смерти детей в возрасте от 5 до 14 лет. Смертность существенно влияет на среднюю продолжительность жизни людей в нашей стране, приоритетный показатель развития страны и комфорта проживания. Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является важным фактором обеспечения устойчивого социально- экономического и демографического развития страны и будет достигаться путем реализации долгосрочной государственной стратегии и комплексного подхода со стороны государства, бизнес-сообщества и общества. С 2006 года работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществлялась на программно-целевой основе. Федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (далее – федеральные целевые программы) были утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 и от 03.10.2013 № 864, соответственно [1]. В этот период в рамках реализации мероприятий федеральных целевых программ МЧС России проведена большая работа, направленная на ликвидацию последствий автоаварий и развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. За счет целевого финансирования мероприятий по развитию системы спасения пострадавших в ДТП, МЧС России удалось достичь серьезных результатов, которые в значительной степени повлияли на сокращение количества погибших в ДТП граждан. Кроме того, в 2016 году в целях оптимизации государственного управления в области безопасности дорожного движения Правительством РФ утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, которой поставлен целевой ориентир сокращения смертности в результате ДТП к 2024 году в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего 4 человек на 100 тыс. населения [2]. Заявленные цели и целевые показатели Стратегии безопасности дорожного движения были отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подтвердив тем самым статус показателей снижения смертности ДТП как одного из показателей, характеризующих достижение целей национального развития Российской Федерации. Указом определено, что цели национального развития буду достигаться посредством реализации национальных проектов [3]. На сокращение смертности в ДТП направлен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который входит в состав двух государственных программ: «Развитие транспортной системы» и «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». В рамках национального проекта реализуется федеральный проект «Безопасность дорожного движения» [3]. Для достижения целей, определенных федеральным проектом, МЧС России проводит работу в виде ежедневного реагирования пожарно- спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, что является одним из основных направлений деятельности в области повышения безопасности дорожного движения. Своевременное и эффективное реагирование пожарно-спасательных подразделений основывается на оперативном взаимном оповещении экстренных служб и организации их взаимодействия; оснащении пожарно-спасательных подразделений современными образцами техники и вооружения, а также внедрении новых современных технологий экстренного реагирования. В целях информационно-аналитического обеспечения развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и поддержки подразделений МЧС России при планировании и организации выполнения мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Центра ДТП создана федеральная государственная информационная система «Информационно- аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно- транспортных происшествий» (далее – ФГИС «ИАС ДТП»). Ежеквартально, с использованием ресурсов ФГИС «ИАС-ДТП», проводится анализ основных показателей эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации, в котором представлены статистические данные по основным показателям реагирования ПСП на ДТП; видам аварийно- спасательных работ; видам оказанной помощи, а также рекомендации по совершенствованию деятельности МЧС России в области реагирования ПСП на ДТП и ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в ДТП [1]. В заключение необходимо отметить, что реализация государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения в части МЧС России позволила снизить ущерб от автоаварий, путем уменьшения времени прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту ДТП, повышения профессиональной подготовки спасателей, совершенствования технологии проведения аварийно-спасательных работ, поставки современных образцов аварийно-спасательной техники и специального оборудования. Имеется определенный потенциал по дальнейшему сокращению числа погибших за счет более тесного взаимодействия сил и средств экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП и совершенствования системы оказания помощи пострадавшим. Статистические данные свидетельствуют, что за счет своевременного прибытия на место ДТП оперативных служб и их эффективного взаимодействия можно было бы сохранить жизни до 40% травмированных людей. Вместе с тем, важно стремиться к развитию увеличения количества случаев и качества оказания пострадавшим первой помощи, совершенствования технологий спасения пострадавших в ДТП и развития комплексной системы безопасности на автомобильных дорогах. Список литературы: 1. Оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: современное состояние и перспективы развития: монография / Н.А. Поздняков, Е.В. Горячева, В.В. Мехова, Д.Р. Просветова, И.И. Евлоев, А.Ю. Пахомов, В.Ю. Глебов. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 103 с. 2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (с изменениями и дополнениями 26 ноября 2021 г.) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждённые Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. 4. Приказ МЧС России от 04.09.2007 № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».