- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Крашенская А.Н., Перькова Е.А.
PDF файл статьиУДК 740 Крашенская Анастасия Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 Россия, г. Воронеж e-mail: an.krash@inbox.ru Перькова Екатерина Анатольевна студентка 5 курса Воронежский Государственный Педагогический Университет Россия, г. Воронеж ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] большое внимание уделяется взаимосвязи с родителями, объединению усилий на благо ребенка. Одной из задач стандарта по вопросам взаимоотношений в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, является обеспечение педагогической и психологической поддержки и взаимодействие с семьей, и повышение компетентности родителей в вопросах образования и развития, безопасность и укрепление здоровья детей. Ключевые слова: детско-родительские отношения, задержка психического развития, психолого-педагогическая программа. Krashenskaya Anastasia Nikolaevna primary school teacher MBOU secondary school №47 Russia, Voronezh Perkova Ekaterina Anatolievna 5th year student Voronezh State Pedagogical University Russia, Voronezh OPTIMIZATION OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH MENTALLY RELATED DEVELOPMENT Abstract: With the introduction of the Federal State Educational Standard for Preschool Education [1], much attention is paid to the relationship with parents, to join efforts for the benefit of the child. One of the objectives of the standard on relationships in families with children with mental retardation is to provide Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 1 pedagogical and psychological support and interaction with the family, and increase the competence of parents in matters of education and development, safety and health promotion of children. Key words: parent-child relationship, mental retardation, psychological and pedagogical program. Изучению проблем межличностных отношений в семье, имеющих ребенка с задержкой психического развития, посвящено относительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с ЗПР изложен в трудах Е.М. Мастюковой [2], А.С. Спиваковской [3], А.Р. Маллера [4], С.В. Ковалева [5], и других. Авторы обращают внимание на разные стороны непростых процессов взаимодействия ребенка с ЗПР с окружающим миром, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности. Но в то же время, очень мало изучена проблема межличностных отношений в семьях, в которых растет ребенок с ЗПР. Для развития гармоничной личности ребенка и формирования у него здоровой самооценки, рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Понятие «задержка психического развития» относится к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. На формирование полноценной личности детей оказывает влияние в первую очередь семья, и также зависит от их правильного поведения. Родители должны сразу же обращаться за помощью специалистов, чтобы выявить различные отклонения. Тип отклонения в развитии детей накладывает отпечаток на особенности родительского отношения к детям. Одним из главных направлений работы специалистов с родителями, воспитывающих детей с ЗПР, является психолого-педагогическая помощь в вопросах воспитания и семейных отношений, так как воздействие на родителей оказывает прямое влияние на детей с ЗПР. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического здоровья, будет более эффективной, при условии применения психолого-педагогической программы. Чтобы это доказать, 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru нами было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» города Воронежа. В нем приняли участие 20 детей дошкольного возраста 6-7 лет и их родители, из которых семьи 10 нормотипичных детей, группа которых стала контрольной, и 10 семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, группа которых стала экспериментальной. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – констатирующий. Были подобраны методики для исследования стиля семейного воспитания: Стратегия семейного воспитания Н.М. Рухленко, и типа родительского отношения: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина,опросник «Мера заботы» И.М. Марковской, а также проведена первичная диагностика. При анализе результатов методики стратегия семейного воспитания выявлено, что у контрольной группы преобладает авторитетный стиль воспитания. А у экспериментальной – авторитарный. При анализе результатов теста-опросника родительского отношения отмечено, что у контрольной группы доминирующий тип родительского отношения оказался «Кооперация», а у экспериментальной группы – «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация». У контрольной группы доминирует гармоничный тип воспитательной позиции, а у экспериментальной группы превалирующим стала детоцентристская воспитательная позиция. Второй этап – формирующий, который направлен на реализацию программы по оптимизации детско-родительских отношений. Был проведен с экспериментальной группой по результатам методики тест-опросник родительского отношения, так как большинство семей используют неэффективные отношения с ребенком. Третий этап – контрольный. Он направлен на отслеживание произошедших изменений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития после реализации программы по оптимизации детско- родительских отношений. Была проведена повторная диагностика стиля семейного воспитания и типа родительского отношения. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа по исследованию стиля воспитания, можно отметить рост авторитетного стиля и снижение авторитарного. Также, сравнив результаты тех же этапов по исследованию типа родительского отношения, можно отметить рост таких типов родительского отношения как: «Кооперация», «Принятие - отвержение» и снижение таких типов как: «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». А также наблюдается рост такого типа как гармоничный тип воспитательной позиции, и снижение детоцентристской и отстраненной воспитательной позиции. Таким образом, доказана гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что оптимизация детско-родительский отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития, будет более эффективной, при условии применения психолого-педагогической программы. Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.10.2021 г.). 2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2013. 408 с. 3. Спиваковская А.С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986. 250 с. 4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Академия, 2000. 289 с. 5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1989. 159 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 4