- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Крашенская А.Н., Репникова Н.Н., Солдатова О.В.
PDF файл статьиУДК 740 Крашенская Анастасия Николаевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 Россия, г. Воронеж e-mail: an.krash@inbox.ru Репникова Наталья Николаевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 Россия, г. Воронеж Солдатова Ольга Викторовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 Россия, г. Воронеж ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ Аннотация: Школа на данный момент предъявляет к ученикам новые требования, основываясь на ФГОС ООО [1]. Одним из требований является то, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с окружающими и во всех видах деятельности. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на формирование социальных установок и его личностных особенностей в этом возрасте. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности акцентуированных черт характера и социальные установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, осознать индивидуальные свойства характера, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Ключевые слова: акцентуакции характера, социометрический статус, подростки, взаимосвязь, гипертимность, демонстративность. Krashenskaya Anastasia Nikolaevna Primary school teacher MBOU secondary school № 47 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru Russia, Voronezh Repnikova Natalia Nikolaevna Primary school teacher MBOU secondary school № 47 Russia, Voronezh Soldatova Olga Viktorovna Primary school teacher MBOU secondary school № 47 Russia, Voronezh INTERRELATION OF TYPES OF ACCENTUATIONS OF CHARACTER AND SOCIOMETRIC STATUS OF ADOLESCENTS Abstract: Relationship of types of accentuations of the nature and sociometric status of adolescents. Relevance of the study. The school currently imposes new requirements on students, based on the FGOS LLC [1]. One of the requirements is that the personal results of mastering the main educational program should reflect the formation of communicative competence in communication and cooperation with others and in all types of activities. It is the relationship with comrades that is in the center of attention of the teenager, it is they that largely determine behavior, activity, and in the future affect the formation of social attitudes and his personal characteristics at this age. It is important for a teenager to take a meaningful place among peers, be recognized in a group or be a leader in their team. But not every teenager can achieve this, since the individual features of accentuated character traits and social attitudes of many children prevent them from taking a high status place, socializing precisely in the social group that is desirable for them. This is often due to the fact that adolescents cannot correctly assess themselves, realize the individual properties of character, and therefore cannot find an adequate reference group for themselves. Key words: character accentuations, sociometric status, adolescents, relationship, hyperthymia, demonstrativeness. Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос в социальной психологии. Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-личностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во многих работах. В этом возрасте создаются Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 2 благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения системы межличностных отношений, а также для их осознания. Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует связь между социометрическим статусом и акцентуацией характера. А именно, в группе «звезд» преобладает такой тип акцентуация характера, как гипертимность и демонстративность, а в группе «изолированных» -аффективный и застревающий типы акцентуации. Вначале нами были проведена работа, направленная на подробное изучение отношений подростков в классе, ведь складывающиеся отношения во многом определяются эффективностью взаимодействия коллектива на личность школьника. Так, нами были проведены методики на выявление социометрического статуса подростков, степени их социализированной и общего изучения психологической атмосферы в классе. Исследование проходило на базе школы г. Воронежа. В нем приняли участие 32 подростка 9 класса, из них 19 юношей и 13 девушек. В рамках эмпирического исследования взаимосвязи типов акцентуаций характера и социометрического статуса подростка были использованы следующие методики: 1. Методика «Социометрия» Дж. Морено [2]. 2. Методика «Изучение социализированности личности» М.И. Рожкова [2]. 3. Опросник «Изучение психологической атмосферы в классе» Фидлера- Ханина [2]. Тест - опросник «Акцентуации характера и темперамента личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда [3]. В рамках проведенного эмпирического исследования взаимосвязи типов акцентуаций характера и социометрического статуса подростка были сделаны следующие выводы. Коэффициент взаимности выборов учеников характеризуется как высокий. Однако, коэффициент благополучия взаимоотношений исследуемого класса показывает результат ниже среднего. Коэффициент звездности находится на удовлетворительном уровне. В нашем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 3 случае исследуемый класс можно считать неблагополучным. Доминирующим уровнем социализированности личности является средний уровень, которой отмечен по таким шкалам как: социальная адаптированность, автономность, социальная активность и нравственная воспитанность учащихся. Для большинства подростков психологическая атмосфера в классе является нейтральной или атмосферой безразличия. Анализ данных показал, что подростки со статусом «звезды» имеют явные акцентуации по гипертимному и демонстративному типу. Наиболее акцентуированными по аффективному и застревающему типам являются подростки со статусом «изолированные». Таким образом гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что существует связь между социометрическим статусом и акцентуацией характера. А именно, в группе «звезд» преобладает такой тип акцентуация характера, как гипертимность и демонстративность, а в группе «изолированных» - аффективный и застревающий типы акцентуации, эмпирически доказана. Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.09.2021 г.). 2. Фетискин Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 364 с. 3. Сахарова В.Г. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека: курсовая работа. Владивосток, 1998. 32 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2022 https://tribune-scientists.ru 4