- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГВИНЕЕ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Каба Лайе
PDF файл статьиУДК 37 Каба Лайе Выпускник магистратуры кафедра социологии Российский университет дружбы народов Республика Гвинея e-mail: layekabakaba13@gmail.com СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГВИНЕЕ Аннотация: Системное видение новой гвинейской школы должно быть ориентировано на модернизацию методов преподавания/обучения, цели которой легче приведут к интеграции ее выпускников, готовя их к тому, чтобы стать создателями рабочих мест и национального богатства. Однако в отсутствие надежной системы информации и школьной ориентации на уровне средней школы, а также диверсифицированного предложения обучения, соответствующего потребностям меняющегося общества, большинство учеников средней школы делают поступление в университет своим единственным проектом в ущерб техническому и профессиональному обучению. Следует также отметить, что учащиеся не приобщаются с раннего возраста к ручному труду, что подготовило бы их, начиная со средней школы, к ученичеству и знакомству с рядом предварительных требований, чтобы иметь возможность пройти различные курсы обучения в средней школе, а затем в профессиональных училищах и высших учебных заведениях (ВУЗах). Следует также отметить, что различные уровни образования разделены, мало сотрудничают и испытывают трудности в решении сквозных вопросов (вопросы пререквизитов, потоков, ручьев, мостов, дипломов и т.д.). Таким образом, речь идет о решении этих вопросов, чтобы способствовать глубокой реформе системы образования посредством действий, которые придают учащимся уверенность, подготавливая их к прохождению различных учебных курсов для приобретения различных навыков. Ключевые слова: образование, национальная система образования, дошкольное образование, всеобщее основное общее образование, высшее профессиональное образование. Kaba Laye master's degree graduate department of sociology Peoples' Friendship University of Russia Republic of Guinea IMPROVING THE EDUCATION SYSTEM IN GUINEA 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: A systemic vision for a new Guinean school should focus on modernising teaching/learning methodswhose objectives will more easily lead to the integration of its graduates, preparing them to become creators of jobs and national wealth. However, in the absence of a sound information and school guidance system at the secondary level, as well as a diversified offer of learning appropriate to the needs of a changing society, most secondary school students make going to university their only project at the expense of technical and vocational training. It should also be noted that pupils are not introduced to manual labour from an early age, which would prepare them, from secondary school onwards, to become apprentices and familiar with a number of prerequisites in order to be able to take various courses of study in secondary school and then in vocational schools and higher education institutions (HEIs). It should also be noted that the different levels of education are separate, with little cooperation and difficulty in dealing with cross-cutting issues (prerequisites, streams, streams, bridges, diplomas, etc.). Thus, it is a question of addressing these issues to facilitate deep reform of the education system through actions that give students confidence by preparing them to take various courses of study to acquire different skills. Key words: Education, national education system, pre-school education, universal basic general education, higher vocational education. Цель исследования - Служба школьной жизни стремится создать наилучшие условия для академических успехов и личностного развития учащихся в безопасной среде с индивидуальным контролем. Качество школьного обучения низкое, наряду с плохими результатами. В 2011 году более семидесяти процентов первоклассников были отнесены к категории слабоуспевающих. Кроме того, трудно отследить результаты, поскольку общенациональные оценки отсутствуют. Низкое качество школьного образования можно объяснить низкой квалификацией учителей, плохим физическим состоянием и отсутствием доступа к материалам. Существует также высокий уровень второгодничества и отсева, а также отсутствие эффективного контроля. Начальное образование: В статье 6 Закона об ориентации национального образования № 97/022/AN от 19 июня 1997 года, в его интерпретации, через указ о применении Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 2 D/97/190/PRG/SGG от 21 августа 1997 года об организации системы образования, гвинейское государство обязано обеспечить бесплатное и обязательное школьное образование для всех детей в Гвинее в возрасте от 6 до 16 лет. Бесплатное образование означает, что все образовательные услуги, предоставляемые в государственных начальных и средних школах, не взимаются с родителей. В принципе, бесплатное образование касается самого образования, обязательных мероприятий, связанных с этим образованием, а также предоставления коллективных материалов. Этот принцип не соблюдается в наших гвинейских школах. Из года в год увеличивается поддержка технических и финансовых партнеров, а также финансовый вклад родителей. Однако обучение детей в школе во многом зависит от этого финансового участия. Родители участвуют в расходах на образование посредством прямых затрат, а также косвенных или альтернативных затрат, которые труднее оценить количественно и которые выше для семей с низким доходом, зависящих от получаемого дохода или домашней работы, выполняемой детьми. Таким образом, все это может стать экономическим бременем. Действительно, домохозяйства тратят около 13% своего располагаемого дохода на образование, и эта доля гораздо выше для беднейших слоев населения [8]. Неполное среднее образование Значительно меньшее число учеников продолжают получать среднее образование. Первые 4 года обучения проходят в младших классах средней школы и продолжают носить академический характер. Они завершаются экзаменом на получение сертификата (Бреве ďЭтюды премьер цикла) Полное среднее образование Последние 3 года гвинейской 11-летней системы неполного высшего образования проводятся в академических старших классах средней школы, но только теми молодыми людьми, которым посчастливилось иметь родителей с деньгами на оплату их обучения, и которые готовы добровольно поддерживать их для тоже еще 3 года. Многие из тех, кто дожил до этого момента, получают Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 3 проходные баллы на выпускных экзаменах Baccalauréat Deuxième Partie, которые знаменуют окончание среднего образования в нищей стране. Профессионально-техническое образование В Гвинее мало формальной промышленности и, следовательно, мало официальной профессиональной подготовки. Однако местные ремесла и ремесла важны, хотя навыки передаются мастерами без формальных навыков. Высшее образование. Высшее образование в Гвинее следует французскому образцу, отражающему прошлое страны. В Гвинее 40 высших учебных заведений, как государственных, так и частных, находящихся в ведении Министерства высшего образования и научных исследований (Ministère de l'Enseignement Supérieur et de la Recherche Scientifique). Для поступления в высшие учебные заведения требуется свидетельство о полном среднем образовании (Baccalaureat, 2–е partie), выдаваемое после окончания лицея. Специализация последних лет обучения учитывается при выборе вуза [7]. Высшая школа Гвинеи включает в себя Конакрийский политехнический институт (Institut Polytechnique de Conakry), Канканский политехнический институт (Institut Polytechnique Nyerere), Высшую нормальную школу (Ecole Normale Superieure), а также более 40 факультетов с трехлетним сроком обучения, являющихся самостоятельными высшими учебными заведениями первой ступени. Конакрийский политехнический институт, является основным высшим учебным заведением страны и крупнейшим техническим вузом Тропической Африки. Подготовку специалистов широкого круга специальностей – инженеров, химиков, биологов, медиков, экономистов – осуществляют следующие факультеты: механический, электротехнический, строительный, химический, медицинский, фармацевтический, биологический, естественно- научный, горно-геологический, сельскохозяйственный и факультет общественных наук. Последний включает в себя также Высшую административную школу (Ecole Nationale d'Administration), где происходит подготовка высших административных кадров для государственного аппарата. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 4 В Канканском политехническом институте, основанном на базе бывшего педагогического института, функционирует два отделения: педагогическое, выпускающее преподавателей старших классов средних школ, и сельскохозяйственное, ведущее подготовку агрономов. Высшая нормальная школа Гвинеи (Ecole Normale Superieure de Guinee) осуществляет подготовку преподавателей для 7 – 9–х классов средней школы. Высшее образование разделено на две ступени (degres), в известной мере независимые друг от друга. Первая ступень длительностью три года посвящена общенаучной подготовке, сочетаемой с производственной деятельностью. Особенностью этого этапа является то, что его прохождение организовано на так называемых факультетах – учебных отделениях, которые расположены в различных городах страны и обладают значительной автономией по отношению к вузам. По окончании третьего года обучения учащиеся сдают экзамены за первую ступень и затем – конкурсные экзамены, в результате которых отбирается наиболее подготовленный контингент для продолжения высшего образования, а основная масса выпускников получает диплом специалиста на уровне первой ступени высшего образования и включается в трудовую деятельность. Обучение на факультетах первой ступени происходит по секциям, специализация которых играет важную роль при выборе учащимися профиля дальнейшей подготовки. Следует отметить, что при Конакрийском политехническом институте также имеется факультет первой ступени. Этот так называемый факультет технических наук ведет подготовку по секциям, специализация которых соответствует профилю инженерных факультетов института. Что касается факультетов естественно–научного и общественных наук (второй ступени), то они отбирают студентов, оканчивающих другие учебные заведения первой ступени, организованные на базе крупных лицеев. Для медицинских специальностей первый этап обучения организован на базе лечебных учреждений г. Конакри и бывшего медицинского училища [7]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Учащиеся, окончившие факультет первой ступени и принятые по конкурсу в Конакрийский политехнический институт или другие вузы, зачисляются на IV курс одного из основных факультетов, т. е. на вторую ступень. Срок обучения на основных факультетах Конакрийского политехнического института составляет три года, так что общая продолжительность обучения на первой и второй ступенях составляет в Конакрийском политехническом институте шесть лет. На IV и V курсах основных факультетов студенты изучают общеспециальные предметы и дисциплины специализации, а VI курс посвящается выполнению дипломной работы и прохождению стажировки по специальности. После прохождения стажировки на шестом году обучения и успешной защиты дипломного проекта в Конакрийском политехническом институте выдается диплом, соответствующий профилю того или иного факультета. В этом вузе осуществляются также программы послевузовского обучения на степень доктора университета (Docteur d'Universite) и степень государственного доктора (Docteur d'Etat), предназначенные для атрибутации специалистов высшего уровня подготовки — третьей и четвертой ступени соответственно. Для получения степени доктора университета требуется подготовка в течение четырех лет (после окончания второй ступени высшего образования) диссертационной работы, результаты которой должны быть сначала представлены в научных публикациях, а затем защищены на заседании компетентного жюри [7]. На инженерных факультетах выдается диплом инженера Конакрийского политехнического института (Diplôme d'lngcnieur d'Institut Polytechnique de Conakry); на естественнонаучном факультете — диплом о высшем образовании (Diplôme d'Etudes Superieures); на медицинском и фармацевтическом – соответственно дипломы врача и фармацевта. Канканский политехнический институт после пяти лет обучения (с учетом первой ступени) выдает диплом преподавателя средней школы (Diplôme de Professeur d'Enseignement Secondaire). 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Что касается других высших учебных заведений Гвинеи, то они выдают соответствующие дипломы, например диплом об окончании Высшей нормальной школы (Diplôme de Sortie de l'Ecole Normale Superieure). С 2002 года некоммерческая организация School-to-School International (STS), базирующаяся в Пасифике, Калифорния, сотрудничает со своим местным филиалом School-to-School Гвинея (STSG) и его сотрудниками, базирующимися в Конакри, Гвинея. Их цель — внедрить модель «Всего ребенка» для улучшения образования детей. Модель Whole Child представляет собой целостный подход к поддержке учащихся. Его основная концепция заключается в том, что основные потребности учащихся должны быть удовлетворены, чтобы они процветали и становились здоровыми, продуктивными гражданами, которые могли бы в полной мере участвовать в жизни общества [6]. STSG реализовала модель «Все для детей» в 28 школах посредством равноправия учителей и сообщества, учебных тренингов и программы стипендий для девочек. Осуществление школьной политики в области здравоохранения, уборных, чистой воды, школьных медицинских принадлежностей и семинаров по вопросам питания и здоровья помогло создать здоровую среду обучения. Модель «Всего ребенка» также была успешной, потому что STSG привлекала более широкое сообщество посредством местных партнерств, тренингов по управлению школами, участия родителей и возможностей межкультурного обучения. После многих лет сотрудничества School-to-School Гвинея стала независимой от School-to-School International в июле 2018 года и позже этим летом прошла процесс определения эквивалентности (ED) с NGOsource. Последующая сертификация STSG как эквивалента общественной благотворительной организации США упростила получение финансирования от фонда Alcoa для проекта под названием «Подготовка молодых людей к рынку труда» (подготовка молодых людей к рынку труда). В дополнение к открытию возможностей для трансграничного финансирования, такие НПО, как STSG, получают выгоду от оптимизированного процесса ED, который позволяет им Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 7 тратить меньше времени на бумажную работу и больше времени на выполнение своей важной работы. Многие молодые выпускники в Гвинее изо всех сил пытаются найти свою первую работу, потому что им не хватает навыков работы с компьютером, и они не овладели английским языком. Благодаря финансированию, полученному от фонда Alcoa, STSG реализует новый проект по обучению около 300 юношей и девушек в центрах профессионального обучения. Студенты будут получать шесть часов уроков английского языка в неделю в течение четырех месяцев и шесть часов уроков информатики в неделю в течение трех месяцев. Затем сотрудники STSG будут работать со студентами, чтобы обсудить трудности, с которыми они могут столкнуться при поиске своей первой работы, и провести мозговой штурм возможных решений [6]. STSG оказывает существенное влияние на систему образования в Гвинее. Правительство Гвинеи сталкивается с проблемами, связанными с улучшением финансового и институционального потенциала своей системы образования для достижения устойчивых целей с точки зрения охвата школ, охвата школьным образованием, качества и справедливости. Эти проблемы включают в себя низкий уровень завершения начальной школы, неравенство между девочками и мальчиками, плохие результаты обучения, отсутствие подготовленных учителей и высокие показатели второгодничества и отсева. План сектора образования на период 2020–2029 годов определяет пять приоритетных программ [3]: План сектора образования на период 2020–2029 годов определяет пять приоритетных программ 1. Равный доступ к общему образованию. 2. Качество и актуальность обучения. 3. Грамотность и реформа технического образования и профессионального обучения. 4. Реформа высшего образования и научных исследований. 5. Руководство и управление системой образования. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Гвинея намерена обеспечить равный доступ к базовому образованию для всех детей, включая детей-инвалидов и детей с особыми потребностями. Для улучшения системы образования Гвинеи на основе российского опыта можно предложить современный воспитательный и обучающий процесс подразделить на 4 типа: - общее образование (первый уровень). - профессиональное образование (второй уровень). - дополнительное образование (без уровня). - профессиональное обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации). Иногда этот элемент образовательной программы объединяют с предыдущим [9]. Первый уровень: Общее образование в Гвинее необходимо сделать обязательным и общедоступным уровнем, направленным на развитие и формирование личности человека, его основных навыков (в том числе социальных и коммуникативных), а также на осознание своего профессионального призвания. Первый образовательный уровень делится на свои компоненты. К ним относятся Дошкольное образование: Цель — воспитать и обучить детей возрастом от двух месяцев до семи лет, а также привить молодому поколению основы гуманизма и трудолюбия с акцентом на развитие мышления ребёнка. Может осуществляться как в специальных учреждениях (детских садах), так и родителями на дому. Начальная школа. Этап длится 4 года. Ребёнок за это время знакомится с основами арифметики и математики, русского языка, литературы, внеклассного чтения, информатики, природоведения и некоторых других предметов (их количество, характер и глубина изучения зависят от учебного заведения). Общеобразовательная школа (с 5 по 9 класс). Этот период является одним из важнейших в жизни школьника, он определяет его интересы в жизни. По окончании девятого класса устраивается итоговый экзамен (ОГЭ), необходимый Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 9 для контроля полученных навыков и знаний, а также для поступления в учебные заведения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи). Старшие классы школы (с 10 по 11). Цель — подготовить ученика к поступлению в вуз. Учебный курс включает в себя углублённое изучение приоритетных предметов, а также некоторые новые дисциплины. По завершении проводится Единый государственный экзамен [9]. Высшие учебные заведения Важным уровнем образования является обучение в высших учебных заведениях. Подготовка кадров также делится на 4 пункта, два из которых могут проводиться на бесплатной (бюджетной) основе. Подобная структура выглядит следующим образом: Бакалавриат. Диплом представляет собой документ, присваивающий квалификацию бакалавра (после сдачи выпускной работы) и подтверждающий завершение высшего образования. Также он даёт право продолжить учёбу в магистратуре. Срок обучения — 4 года. Специалитет. Хоть европейское сообщество планирует отказываться от использования этой квалификационной степени, в России она является более чем востребованной. Подразумевается, что специалитет даёт студенту узкую специализацию, а значит, он является более профессиональным работником в своей сфере. Срок обучения — 5 лет. Магистратура. Получение академической степени магистра подготавливает студентов для управленческой или научной деятельности. Срок обучения на базе бакалавриата — 2 года. Кадры высшей квалификации. Сюда входят программы аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Получение квалификации высшей степени напрямую влияет на должности, которые будет занимать человек по окончании обучения. К принципам образования в Гвинее должны относится разные формы обучения. Среди основных — очная или дневная, заочная (сочетающая в себе черты самообучения), а также очно-заочная, называемая иногда вечерней. Помимо этого, существуют и некоторые другие формы аттестации, к примеру, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 10 экстернат, семейное образование, сетевое и дистанционное обучение при помощи интернета. Дополнительное обучение Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей в развитии интеллектуальных, физических, творческих, духовно-нравственных и иных человеческих ресурсов существует услуга дополнительного образования. Как правило, программа обучения в таких заведениях может быть похожа на обычную школу — имеются классы, по завершении которых ученик сдаёт контрольный экзамен с целью проверки полученных знаний и получения допуска на следующий уровень. Представляется целесообразным предпринять ряд мер, которые в перспективе позволят вывести образование в Гвинее на качественно новый уровень и занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Они базируются на основе анализа лучших достижений мировых образовательных систем. И прежде всего, тех стран, которые в последние годы добились наиболее ощутимых успехов в реформировании своих систем образования. Предлагаемые меры представляют собой неотъемлемую часть проводимых в образовании структурных реформ. Любые попытки проведения половинчатых реформ в этой сфере – в том числе за счет изменения содержания в ущерб структурным преобразованиям – не приведут к желаемому результату [2]. Начальное, основное и среднее общее образование. 1. Введение ежегодной аттестации педагогических работников. Новое качество среднего образования, обусловленное новыми требованиями в соответствии с введенными Федеральными государственными стандартами, может быть достигнуто путем переподготовки российских учителей в кратчайшие сроки. Принципиальной задачей является обучение «новых» педагогов, повышение их мотивации к постоянному освоению современных знаний, передовых методик преподавания, формирование компетенций на основе лучших мировых практик. 11 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Для этого предлагается рассмотреть возможность проведения ежегодных аттестаций всего педагогического состава в виде личного тестирования – взамен существующего порядка составления отчетности о достижениях за отчетный период и аттестации по документам. Содержание тестов должно исключать эффект «устаревания знаний» и соответствовать всем изменениям, вносимым в федеральные государственные образовательные стандарты, а также учитывать обязательное знание детской психологии и современных методик передачи знаний. В таких тестах упор должен делаться на умение работать с детьми и строиться по системе: треть объема тестов – знание предмета, треть – детской психологии; треть – методик. С учетом имевших место происшествий в наших школах в последнее время овладение современными знаниями детской и подростковой психологии становится особенно актуальным. Ежегодная аттестация педагогов позволит сократить и оптимизировать ныне существующую отчетность учителей. Подготовку к ежегодной аттестации педагоги должны осуществлять самостоятельно, в том числе при помощи признанных интернет-ресурсов. Готовясь к тестам, педагоги будут получать новые знания, использовать программы ведущих педагогических университетов мира. 2. Оптимизация бюджетных средств на образование при изменении подходов к организации учебного процесса [2]. Освоение педагогами современных технологий и методик передачи знаний позволит изменить подходы к организации учебного процесса, провести оптимизацию бюджетных средств. С ростом мастерства и формированием современных компетенций педагогов целесообразно увеличить количество учащихся в классе (в мировой практике – larger class sizes). В Китае, Тайване, Южной Корее, Японии – 45–60 учащихся [4]. Перспективным (для начала в экспериментальном порядке) представляется постепенное внедрение в образовательный процесс технологии «Open-space», предполагающей оптимальные схемы размещения учащихся в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 12 классе, особые приемы работы с большими группами обучающихся, техник реального «сетевого обучения», таких как networked learning и peerto-peer learning (взаимное обучение), «дополненная реальность», когда в больших группах все учащиеся включены в процесс обучения, передавая знания друг другу. Применение методик коллективных действий повышает эффективность обучения, развивает коммуникативные навыки учащихся, способствует их личностному росту [1]. Анализ лучших мировых образовательных практик показал, что динамика достижений в области школьного образования в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Сингапур) во многом связана с применением приемов работы с большими группами учащихся. Большие классы, которые прежде оценивались педагогической наукой как недостаток, с внедрением новых технологий «дополненной реальности», взаимного обучения превратились в несомненное преимущество азиатской системы образования [2]. В настоящее время созданы условия для внедрения в образовательный процесс техники реального «сетевого», взаимного обучения, когда в больших группах все учащиеся включены в процесс обучения, передавая знания друг другу [1]. Норма, ограничивающая количество человек в классе, изъята [4]. Однако это сделано в отрыве от методик работы с большими группами школьников, которые позволяют обучать большое количество учеников максимально эффективно. Вряд ли можно повысить качество образования путем простого сокращения или увеличения числа учеников в классе, не меняя при этом приемы работы. При применении особых методик работы с большими группами один учитель будет обучать больше учащихся (в среднем до 60 человек). Это позволит повысить производительность труда, перераспределить значительное число педагогических работников, сформировать финансовые источники для повышения оплаты труда учителям. С учетом мирового опыта предлагается увеличить продолжительность школьного обучения за счет сокращения летних каникул до 1,5 месяцев. Тем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 13 самым это позволит ликвидировать существующий разрыв длительности школьного процесса по сравнению с другими странами. 3. Совершенствование системы оценки знаний учащихся посредством ежегодного независимого (внешнего) тестирования, основанного на дифференцированном подходе к учащимся. Современной школе необходима новая, более современная и независимая система оценки знаний учащихся. Действующая в настоящее время внутренняя пятибалльная система удобна учителям, которые сами оценивают ученика, а значит, и свою работу. Но она не может считаться в полной мере объективной и отражать реальный уровень знаний школьников. Она не мотивирует учащихся на хороший результат и зачастую приводит к негативным для психологии ребенка последствиям, заниженной самооценке. Таким образом, не педагог оценивает ученика, а они вместе работают на достижение лучшего результата. Этот подход уже опробован в ряде стран, например в Китае [2]. Ожидаем, что переход на систему тестирования учащихся в России приведет к отмене существующей ежедневной отчетности педагогов. Заменит бумажную фиксацию результатов их деятельности работой непосредственно с учеником. Обеспечит формирование подлинно партнерских отношений между учителем и учеником, направленных на максимальное развитие способностей последнего. 4. Введение новых требований при приеме педагогических работников на работу в школу Внести изменения в перечень лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности, предусмотреть прием педагогических работников на работу в школу только после освоения ими основных образовательных программ высшего образования по направлениям магистратуры или специалитета (при наличии соответствующего документа об образовании). Для приобретения современных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности учителя и повышения его профессионального уровня, рассмотреть возможность введения для окончивших непрофильные вузы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 14 дополнительного постдипломного двухлетнего образования (по примеру ординатур в медицинских вузах); в рамках этих программ должны целенаправленно осваиваться знания по педагогике, психологии и другим специализированным предметам (аналогичная практика существует на Тайване и в Южной Корее). 5. Модернизация содержания образовательных программ с целью дальнейшего получения необходимых компетенций в области ведения предпринимательской деятельности. Социологические данные и результаты опросов свидетельствуют о довольно низком статусе предпринимателя, что является одним из препятствий для экономического развития страны. В этой связи целесообразно: - пересмотреть содержание ряда образовательных программ и учебников для основной и средней школы и обновить их с учетом необходимости формирования положительного отношения учащихся к предпринимательской деятельности и формирования необходимых для ее ведения компетенций; - внедрить лучшие мировые обучающие компьютерных программы с соответствующей доработкой, а также игровые технологии, направленные на формирование у учащихся знаний, умений и навыков в сфере ведения предпринимательской деятельности [2]. Среднее профессиональное образование 1. Введение совместных образовательных программ среднего профессионального образования с зарубежными колледжами и новой оценки квалификации и критерия эффективности деятельности преподавателей организаций среднего профессионального образования – доля выпускников, трудоустроенных по специальности. Для улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена требуются современные программы обучения, отвечающие лучшим мировым практикам и связанные с реальной экономикой, соответствующие стандартам WorldSkills. 15 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Разработка и внедрение совместных образовательных программ поможет подготовить качественно новые кадры, учитывая запросы рынка труда и потребности бизнеса, и позволит привлекать зарубежных преподавателей и студентов. Необходимо ввести в систему критериев эффективности организаций среднего специального образования дополнительно три критерия: 1) трудоустройство выпускников по специальности. В настоящее время основная часть преподавательского состава выпускающих специальностей организаций среднего профессионального образования видит основную свою задачу в том, чтобы «выпустить» студента, при этом его дальнейшая профессиональная судьба не имеет большого значения. Попытки организовать обратную связь и привлечь бизнес в организации среднего профессионального образования результата пока не дают. В первую очередь это касается малого бизнеса. Предприниматели, недовольные качеством подготовки выпускников, вынуждены создавать собственные корпоративные колледжи и университеты. Введение этого требования создаст мотивацию для преподавательского состава давать студентам востребованные экономикой знания и специальности, плотнее взаимодействовать с работодателями, с целью более полного удовлетворения требований и запросов бизнеса; 2) наличие/количество совместных образовательных программ среднего профессионального образования с зарубежными колледжами; 3) количество иностранных студентов, в том числе обучающихся не за счет российского бюджета [2]. 2. Создание образовательных кампусов, объединяющих организации среднего профессионального обучения. Для большинства городов создание кампусов позволяет решать целый ряд актуальных задач, дает толчок развитию территории. Как показывает зарубежная практика, кампусы позитивно влияют на инвестиционную привлекательность города и способны генерировать тысячи новых рабочих мест, в том числе в малом бизнесе, сфере бытового обслуживания. Кампусы формируют Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 16 историческое и туристическое лицо города, могут предложить новые возможности для досуговой, спортивной, культурной деятельности (преобразовать библиотеки, создать выставочные пространства, открытые лектории). Поэтому власти заинтересованы в создании кампусов. Для этого предлагается: ● объединить существующие организации среднего профессионального образования и создать современные кампусы (ориентировочно не менее 5 тыс. человек). Кампусы создают единое пространство проживания педагогов и учащихся, что обеспечивает безопасность для 15-летних подростков, гарантирует им удобное проживание рядом с местом учебы. Помогают снять опасения родителей, связанные с направлением ребенка в другой город для получения востребованной специальности. В учебных городках формируется особая образовательная и воспитательная среда, созданы условия не только для получения профессии, но и воспитания, в котором еще нуждаются подростки. Кампусы решают проблемы адаптации учащихся на новом месте, заботы об их здоровье, досуге. ● предусмотреть для кампусов СПО специальный статус, предполагающий меры поддержки и льготы (налоговые и иные), аналогичные тем, которые действуют в территориях опережающего социально-экономического развития, это будет стимулировать ведение бизнеса в таких кампусах, способствовать привлечению туда инвестиций; ● предусмотреть строительство кампусов СПО в моногородах. Благодаря этому деградирующие территории получат возможность для развития, в моногородах появятся новые рабочие места вне градообразующих предприятий, ниши для бизнеса; будет сформировано новое городское, общественное пространство, объекты социальной и культурной инфраструктуры; повысится привлекательность моногородов для желающих получить среднее профессиональное образование. Для предприятий моногородов будет сформирован источник пополнения квалифицированными кадрами, обладающими специализированными компетенциями [2]. 17 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru Высшее профессиональное образование. 1. Введение новой оценки квалификации и критерия эффективности деятельности преподавателей вуза – доля выпускников, трудоустроенных по специальности, обязательные научные публикации в ведущих международных изданиях. Предлагается установить минимальное значение показателя трудоустройства по специальности – 80%, с поэтапным введением критерия востребованности выпускников 50%, 60%, 70% [2]. При значениях показателя трудоустройства по специальности ниже минимально установленного подготовка по невостребованной специальности приостанавливается, контракты с преподавателями не продлеваются. В качестве обязательного требования к допуску к профессиональной деятельности вузовских преподавателей должны стать обязательные научные публикации в ведущих международных изданиях, входящих в базы данных Scopus и Web of Science (1 или 2 в год). Как показывает международный опыт, подобные требования приводят к повышению уровня квалификации лучшей части профессорско-преподавательского состава. Кроме прочего, они способствуют оптимизации штатной численности ППС вузов. 2. Создание совместных образовательных программ с зарубежными высшими учебными заведениями, входящими в ТОП-300, с целью повышения качества высшего образования. Введение в качестве одного из критериев эффективности вузов наличие совместных образовательных программ с лучшими зарубежными высшими учебными заведениями с целью повышения качества высшего образования. При этом в качестве партнеров предлагаем рассматривать вузы из ТОП-300 мирового рейтинга вузов. Разработать меры по стимулированию создания университетами совместных образовательных программ, в том числе включением в состав критериев оценки деятельности вузов «наличие и/или количество совместных программ» [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 18 3. Создание медицинских научно-образовательных холдингов: Предлагается создание медицинских научно-образовательных холдингов, объединяющих в себе следующие компоненты: образование, научно- исследовательскую деятельность, производственную деятельность, деятельность в сфере оказания услуг и т. д. Подобные холдинги позволят объединить в себе различные компоненты в определённой сфере деятельности, повысить её эффективность, оптимизировать расходы бюджета. Заключение Образование является краеугольным камнем устойчивого развития. Качественное образование для детей помогает не только улучшить здоровье и повысить уровень жизни, но и воспитать информированных и активных граждан мира. Хорошо обученные дети сегодня станут будущими лидерами Гвинейской Республики. Список литературы: 1. Баржанова М.В. Реформы российского образования: цели и перспективы // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 8 (86). С. 69–83. 2. Баржанова М.В., Доценко К.П. Совершенствование системы российского образования с учетом современных мировых тенденций // Наука и школа. 2018. № 5. С. 9-22. 3. Гвинея. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.globalpartnership.org/where-we-work/guinea (дата обращения: 01.11.2022 г.). 4. Милкус А. Теперь в классе может быть больше 25 учеников. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https:/m.kp.ru/daily/2647 6.5/3345303/ (дата обращения: 01.11.2022 г.). 5. Образование в Экваториальной Гвинее. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Equatorial_Guinea#:~:text=Split%20into 19 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru %20four%20levels%2C%20preschool,until%20the%20age%20of%2014. (дата обращения: 01.11.2022 г.). 6. «От школы к школе» в Гвинее: целостный подход к улучшению образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.ngosource.org/blog/school-to-school-guinea-a-holistic-approach-to- improving-education. (дата обращения: 01.11.2022 г.). 7. Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: Справочно-методическое пособие / под ред. В.М. Филиппова. М., Центр сравнительной образовательной политики, 2004. 8. Система образования в Гвинее. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.scholaro.com/pro/Countries/Guinea/Education-System (дата обращения: 01.11.2022 г.). 9. Система образования в России - общие принципы и структура. Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://nauka.club/pomoshch- studentu/sistema-obrazovaniya-v-rossii.html. (дата обращения: 01.11.2022 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 20