- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Лаврова М.Г.
PDF файл статьиУДК 349 Лаврова Марина Геннадьевна студентка 2 курса магистратуры Санкт-Петербургский университет МВД России Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: nitrra@bk.ru АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация: В статье рассмотрены проблемы правового противодействия незаконной миграции. Приведенные в работе аргументы, используемые для подтверждения конкретных выводов, обобщений и рекомендаций, показывают умение опираться на нормы законодательства при анализе конкретных обстоятельств и имеющуюся литературу. Ключевые слова: миграция, борьба с незаконной миграцией, противодействие, иностранный гражданин. Lavrova Marina Gennadievna 2nd year master student St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, St. Petersburg CURRENT DIRECTIONS IN COUNTERING ILLEGAL MIGRATION IN MODERN RUSSIA Abstract: The article deals with the problems of legal counteraction to illegal migration. The arguments given in the paper, used to confirm specific conclusions, generalizations and recommendations, show the ability to rely on the norms of legislation in the analysis of specific circumstances and the available literature. Key words: migration, fight against illegal migration, counteraction, foreign citizen. Увеличение потока мигрантов на территории России, помимо нагрузки на социально-экономическую инфраструктуру, порождает и другие проблемы. В настоящее время основными и актуальными угрозами для России представляют терроризм, экстремизм, организованная преступность, киберпреступность и незаконная миграция [4, с. 236]. Каналы миграции активно используются представителями международных террористических и экстремистских организаций. Как и в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 1 любой стране присутствуют как легальные, так и нелегальные мигранты, и иные категории прибывших из заграницы лиц. Но факт остается фактом: России привлекательна для иностранных работников, а также экстремистских и террористических организаций. В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 [3], регулирование миграционных процессов, обеспечение при этом необходимого уровня безопасности правопорядка и законности — приоритетное направление деятельности правоохранительных органов Российской Федерации Увеличение масштабов миграции, интенсивности миграционных процессов приводит параллельно и к росту числа криминальных мигрантов, мигрантов-нелегалов, профессиональных преступников в различных криминальных сферах, стремящихся осуществить преступную деятельность на территории России, используя анонимность и конспиративность пребывания, высокую мобильность и безвизовый режим въезда на территорию России. Миграция в целом и нелегальная миграция в частности, являются одним из факторов, влияющих на состояние преступности, как в стране, так и в отдельно взятом регионе, в зависимости от количества мигрантов, что является угрозой национальной безопасности России В настоящее время проблема незаконной миграции - это проблема не только России, но других государств. Сейчас эта проблема привлекает достаточно много внимания со стороны властей. В настоящее время эта проблема усугубляется как на национальном, так и на международном уровне. Она приобретает все новые формы и увеличивает масштабы. Поэтому сейчас противодействие незаконной миграции является актуальной проблемой для любого государства, с которой следует бороться разными средствами, в том числе и правовыми. Первоначально следует отметить, что незаконная миграция является правонарушением, имеющим групповой характер, и совершающимся зачастую с 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru использованием коррупционных связей. Потому здесь в полной мере применимы положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года). В данной конвенции закреплена обязанность государств принимать меры и законодательство, направленное на борьбу с коррупцией, отмыванием денежных средств, а также регулирует вопросы сотрудничества государств и др. Под противодействием незаконной миграции следует понимать деятельность органов государственной власти: а) по предупреждению незаконной миграции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний в сфере миграции; б) выявлению, пресечению правонарушений в сфере миграции; в) минимизации и (или) ликвидации нежелательных последствий, связанных с незаконной миграцией [5, с. 160]. В ходе данной деятельности правоохранительные органы сталкиваются с некоторыми проблемами. На практике наиболее часто возникает проблема, связанная с установлением анкетных данных нелегального мигранта, в том числе для его административного выдворения или депортации. Следует отметить, что выдворение и депортация, а также запрет последующего въезда в страну, являются довольно эффективными способами борьбы с незаконной миграцией. Однако, у многих мигрантов с собой нет никаких документов и добровольно они их не предоставляют, тем самым сильно затрудняя работу правоохранительных органов. В таком случае если они ранее не посещали Россию и не проходили процедуру дактилоскопирования, установить их личность становится очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. Также определенные ограничения накладывает и ст. 11 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Существует мнение, что закон о персональных данных следует адаптировать в соответствии с процедурами, проводимыми правоохранительными органами для установления личности. Для иностранных граждан обработка персональных данных, в том числе и биометрических, должна производиться без их согласия. Кроме того, для въезжающих иностранных граждан должна стать обязательной процедура дактилоскопирования, а полученные отпечатки пальцев должны объединяться в единую для всех госорганов базу. В целях сохранения стабильности миграционной ситуации, предотвращения рисков в области обеспечения правопорядка, возникновения межнациональных конфликтов, предупреждения правонарушений, в том числе экстремистской и террористической направленности, а также для решения вопросов оказания содействия в приобретении проездных документов иностранными гражданами, содержащимся в специальных учреждениях и подлежащим административному выдворению, депортации или реадмиссии, территориальными органами МВД России организовывались и проводились встречи с представителями образовательных организаций, национальных диаспор, национальных культурных религиозных объединений и духовенства. Для этого необходимо в каждом субъекте Российской Федерации и в целом по России, в целях информирования иностранных граждан об изменениях в законодательстве правил пребывания, осуществления трудовой деятельности, работе Миграционных центров в сети Интернет создавать каналы, в которых должны принимать участие представители национальных диаспор и землячеств, сотрудники миграционных служб, комитетов по делам национальностей, духовенства и т.д. [6, с. 82]. Проведённый комплекс мероприятий в 2020-м году и начале 2021-го, направленных на своевременную профилактику, выявление пресечение нарушений миграционного законодательства, позволили сохранить контроль за миграционной ситуацией и не допустить всплеска преступности в среде мигрантов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 4 С момента принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в него было внесено более сотни «поправок» [1]. Морально устарели также законы в порядке выезда из России и въезда в неё, о миграционном учёте и так далее. Следует отметить, что в Российской Федерации на постоянной основе осуществляется совершенствование миграционного законодательства. Ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции является действенным сдерживающим фактором для проникновения на территорию страны радикально настроенных лиц и террористов (статья 321.1 УК РФ). Миграционный учёт и контроль за иностранными гражданами на территории Российской Федерации это основной метод оперативно-розыскного и административно-правового регулирования миграционных процессов. Вопросы взаимодействия в сфере миграции с другими подразделениями ОВД при выявлении, пресечения и раскрытии организации незаконной миграции всегда были и остаются актуальными. В целях повышения эффективности деятельности по данной категории уголовных дел в территориальные органы МВД России направлены «Алгоритм взаимодействия органов предварительного следствия, дознания и подразделений по вопросам миграции по установлению личности и гражданской принадлежности лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, на стадии предварительного расследования». С целью предупреждения и пресечения незаконной миграции ОВД МВД России во взаимодействии с другими правоохранительными органами проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции («Миграция», «Розыск», «Нелегал», «Нелегальный мигрант», «Иностранец», «Резиновая квартира», «Фиктивная регистрация», «Патент», «Трудовой мигрант» и т.д.), в ходе которых осуществляются проверки мест компактного проживания (пребывания) иностранных граждан и лиц без Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 5 гражданства, а также объектов, на которых используется иностранная рабочая сила. По их результатам выявляются незаконные мигранты, проверяется их причастность к совершению преступлений и административных правонарушений, пресекаются каналы незаконной миграции и деятельность организаций, незаконно оказывающих посреднические и иные услуги иностранным гражданам и лицам без гражданства. Список литературы 1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3032 2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3451 3. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 05.11.2018. № 45. ст. 6917 4. Агафонов С.И. К вопросу о борьбе с незаконной миграцией в России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 236-239. 5. Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 160-163. 6. Прудникова Т.А. Организационно-правовые направления по совершенствованию противодействия незаконной миграции в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 82-86. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 6